![]() |
Цитата дняИщите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко (Ис. 55:6). |
Проповедь
ИЗНАЧАЛЬНАЯ ВРАЖДА
«...И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).
Мир... Кто не желает его? Тихая безмятежная жизнь с вечерним закатом, не омраченным дымом пожарищ. Улицы городов, не оглашенные воплями женщин и криком детей. Девушки, веселящиеся в хороводах, и старцы, насытившиеся днями, сидящие у ворот, каждый – с посохом в руке. Открытые двери церквей и обилие насущного хлеба. Какой разумный народ и какая страна не мечтает о таком?
Мира желают все, и святые, и грешные. Человеку нравится жить в своем доме, не ходить в плен, как сказано в книге пророка Иеремии: «Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; от того оставался в нём вкус его, и запах его не изменялся» (48:11). Человек не хочет оставлять своё место, гнездо, в которое много лет стяжал сокровища. Он хочет пользоваться делами рук своих и сидеть под виноградною лозою, под смоковницею, не погружаясь в заботы и тревоги. Однако, живя для себя, предаваясь покою и житейским наслаждениям, он бесплоден для Бога. От хорошей жизни часто опускается нравственно, становится равнодушным к духовным вещам и, вследствие этого, попадает под власть греха. И тогда мирное положение становится колыбелью, в которой засыпает совесть, человек уподобляется животным, которые едят и пьют, рождаются и умирают. Убаюканный миром и забывший о своём вечном предназначении, он – как «спящий наверху мачты» (Прит. 23:34).
Разве Бог может остаться равнодушным к судьбе падшего, уснувшего посреди смертельной опасности человека? Нет. Но если сон человека так крепок, что его невозможно пробудить словом? Может быть, тогда нужно применить гром и грохот войны? И тогда над нами исполняется Слово Божие, сказанное некогда многострадальному Израилю: «Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? Не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем» (Ис. 42:24-25). Стоит ли гневаться на вестников Божиих, на Его стражей, которые, первыми заметив беду, ударили в колокол, забили тревогу, чтобы пробудить сонное человечество от смертного сна, предостеречь от лютости войны, от меча, которому Бог повелевает пройти по земле?
Но не об этой войне идёт речь. Оставим эту тему историкам, политикам и генералам. Сегодня я хочу напомнить вам о более страшной битве, разыгравшейся однажды между Богом и его противником – сатаною. И в эту изначальную вражду, в невидимую, но реальную брань был втянут человек, который стал яблоком раздора между двумя великими державами. И к этой святой войне призывает нас сегодня Господь Саваоф, вождь воинств небесных!
Земная жизнь для бодрствующих христиан – это труд и война, духовная битва с ранениями и болью, поражениями и победами. Это непрекращающаяся вражда между светом и тьмою, жизнью и смертью. Семя диавола всегда будет жалить нас в пяту, чтобы воспрепятствовать нашему спасению, святому хождению по следам Христа. Это вражье семя – волчцы и тернии, змей на земной дороге, аспид на пути для того, чтобы стеснить наш царственный вход в Иерусалим, чтобы мы снова возвратились в тот мир, из которого однажды вышли, как сказано: «...Будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадёт назад» (Быт. 49:17). Текст о вражде между семенем диавола и семенем Евы обычно рассматривают как первое Евангелие, как пророчество о Мессии, Который однажды растопчет голову древнего змея, называемого диаволом и сатаною.
Христос как Сын Человеческий – это семя жены (Гал. 3:16). Но только ли Он подразумевается под этим святым семенем? Не сопричастны ли к этому долговечному потомству и все Его братья, Вождём которых Он стал? Разве тот, кто боролся с Сыном Божиим, пощадит тех, кто стоит с Ним под знаменем истины? Не падут ли злословия злословящих Бога и на них? Да, конечно. Святые и верные не избегнут на земле участи Своего Учителя. Вражда между семенем диавола и семенем жены – это брань между миром и церковью. Мир не может стать христианским в истинном смысле этого слова. Иначе он лишится своей сущности. Как глина и железо не смешиваются между собою, как жизнь противоположна смерти, так нет и не будет ничего общего между Христом и Велиаром. Божья истина и сатанинская ложь не смешиваются ни в каких пропорциях. Люди и диавол пытаются сделать из этого смесь, но в конце каждая из этих субстанций притянется к своему полюсу. Грешники в своё время побегут от лица Божия, а святые скажут: «...Вот, мы идём к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш» (Иер. 3:22).
В невидимом духовном мире есть чёткая граница между двумя враждующими мирами: Божьим и дьявольским. Пусть и нам поможет Господь видеть ясно эту линию фронта! Война, вражда без перемирий и компромиссов должна всегда гореть там, где наш противник старается подражать Богу, хочет обольстить Его детей и где Господь призывает нас быть твёрдыми и мужественными в исполнении Его святой воли. Но эта брань не против плоти и крови. Она направлена не против людей, начальствующих этого мира, не против власти или режима в той или иной стране. Она не имеет ничего общего с вооружённым восстанием или политикой. Царствие Божие не от мира сего, и созидается оно не оружием и насилием. Крестовые походы, которые организовывала католическая церковь в средние века «для освобождения Гроба Господня» – это недоразумение её слепых вождей, позор христианства. Это пародия на святую войну, о которой мы сейчас говорим. Сжигание ведьм и еретиков на кострах и кровавые жертвы «святой инквизиции» – это исполнение пророчества, которое однажды произнёс Сын Божий: «...Даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Иоан. 16:2-3).
Там, где льётся человеческая кровь, и где ради религии брат поднимает руку на брата, нет Бога, а действует один лишь диавол, человекоубийца от начала, истинный ненавистник всего человеческого рода. Только он радуется смерти людей и погибели наших душ. При этом для него безразлично, кто умирает и страдает. И религиозные фанатики, не знающие ни Бога, ни Христа, и их бедные жертвы – это предмет его ненависти. Он неспособен любить ни своих поклонников, ни своих противников в лице святых. Он употребляет людей для собственных целей, и когда они оказываются на краю пропасти, говорит: «Что нам до того? Смотри сам» (Матф. 27:4). А с другими он враждует во всей своей ярости, но, слава Богу, лишь в тех границах, которые указал ему Господь. Книга Иова ясно говорит нам об этом.
«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу...» (2 Кор. 10:4-5). Ни меч из дамасской стали, ни стенобитные машины, ни копья, ни дротики не пригодны в этой войне. Левиафан в книге Иова, царь над всеми сынами гордости, сатана только посмеивается над оружием такого рода: «Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся» (Иов. 41:19-21). А как же ханаанские войны Иисуса Навина, славные победы царя Давида, с войсками которого выходил сам Бог, шагая по вершинам тутовых деревьев? Как же Дух Святой, действующий в Самсоне, который ослиной челюстью поразил тысячу филистимлян? А меч Господа и Гидеона? То, что происходило с народом Божьим в Ветхом Завете, является сегодня славным прообразом нашей духовной брани с семенем змея.
В книге Деяний апостолов, которую можно назвать книгой Деяний Святого Духа, мы не находим ничего подобного. Там проливается кровь свидетелей Христовых, но не кровь гонителей. Побиваемый камнями Стефан молится там не молитвою Захарии: «Да увидит Господь и да воздаст!», но молитвою Господней: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). Когда Христос со Своими учениками не был принят в одном самарянском селении, Иаков и Иоанн хотели низвести огонь на его жителей, как Илья делал в своё время. Но Христос не допустил сынам громовым низвести молнию на землю. Он сказал: «Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать» (Луки 9:55-56).
Каким оружием сражались Павел и Сила в Филиппах? Оружием света, мечом Духа Святого – Словом Божиим. Внешне они потерпели поражение: были всенародно опозорены, избиты и брошены без суда в темницу. Они не отстаивали свои права, как римские граждане, и не искали своей правоты. Они знали, что за спиной этих бедных слепых язычников стоит власть тьмы. Против неё они употребили оружие кротости, смирения, молитву и прославление Бога в пении. И Бог явил Свою силу в ту ночь. Этим оружием были ниспровергнуты замыслы врага, сокрушены твердыни неверия и поколебались две темницы. Первая – это тюрьма, в которой были заключены апостолы Христовы, а вторая темница – сердце стража, цитадель неверия и порока.
«И вражду положу», – говорит Господь. Наш противник старается уничтожить свидетелей Христовых. Здесь он рыкающий лев. Изощрённые пытки, страх смерти, самые ужасные тюрьмы – всё в его распоряжении. И если путем открытого террора он не достигает своей цели, тогда принимает вид ангела света. Путём искусных обольщений и «христианских» ересей он проникает в среду верующих и пытается разрушить дело Божие изнутри, смешать истину Божию с ложью, показать грех в безобидном виде. Сколько мужества и света необходимо Божьим детям для того, чтобы противостоять лжи в среде самой церкви! Не надо быть «белой вороной», не надо говорить о грехе, лучше поговорим о свободе и равноправии! «Полно вам; всё общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ. 16:3). Эти и подобные возгласы становятся все громче в современной церкви. Не забудем о том, кто стоит за всем этим, противостанем ему твердою верою. «Кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдёт назад с горы Галаада», дабы он «не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» (Суд.7:3; Втор. 20:8).
А, может быть, кто-то исполнен сентиментальной жалостью к врагу? Кто жалеет змея, тот будет ужален им, кто пощадит грех, тот окажется побеждённым. Саул пощадил Агага, царя амаликитского, и не исполнил гнева Божия над ним, тогда как «брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх. 17:16). И амаликитянин добил на горе Гелвуйской раненого царя и снял с него царский венец.
Во вражде между семенем диавола и семенем жены не может быть жалости и пощады. Для падших ангелов и их князя не существует прощения, они обречены на вечную погибель. «...Не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр. 2:16). «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил» (2 Петр. 2:4), будем и мы беспощадными в этой брани против всего, что противно и ненавистно в очах Божиих. Дух Божий приведёт нас в своё время к покою, но пока что – война, вражда. И если вы устали в этой брани, взгляните на Начальника и Совершителя нашей веры Иисуса Христа. Он до крови сражался, подвизаясь против греха, до кровавого пота, до крестных мучений. До смерти Он был послушен воле Небесного Отца, и в этом Его сила и победа. Словом «свершилось» Он нанёс смертельную рану древнему змею. Настанет час, когда Господь окончательно сокрушит сатану. «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжёлым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьёт чудовище морское» (Ис. 27:1).
Наша брань невидима и неслышима для плотского ока и уха, но она реальна. «Ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы, тревогу брани» (Иер. 4:19), «громкие голоса вождей и крик» (Иов. 39:25)? Или ты уснула, сняв свои доспехи, найдя себе утешение здесь, на грешной земле, в лживом мире, который погубит тебя? Пробудись же от смертного сна, поправь свой светильник, облекись в оружие света и помни о борьбе (Иов. 40:27).
Константин ОЗЕРКОВ