Цитата дня

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Матф. 5:5).

Наше интервью

Александр ФирисюкАлександр Фирисюк:
«Благодарю Бога за то,
что Он открылся мне...»

Из досье

А.Фирисюк родился 20 июня 1936 г. в Кобринском районе Брестской области. Западная Беларусь входила тогда в состав Польши, была свобода благовестия и открывались многие евангельские церкви. Его родители, Иван и Варвара Фирисюк, покаялись и приняли крещение в июне 1936-го, так что впервые он принял водное крещение в лоне своей матери. Александр Иванович говорит по этому поводу: «Я имею право и к себе отнести слова пророка Иеремии: прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя (Иер. 1:5)». Конечно, потом было крещение в сознательном возрасте, которое безлунной сентябрьской ночью в канале Днепр-Буг преподал Александру пресвитер Павел Ячник. После этого крещения в 1959 г. Александра Фирисюка исключили из Белорусского технологического института. Правда, он всё же окончил институт заочно, поработав четыре года в леспромхозе Костромской области.

Жена А.Фирисюка Тамара родилась 9 мая 1945 г. в семье белоруски Елены и украинца Степана, советского офицера. Её отец попал в плен в первый же день войны - 22 июня 1941 г., так как его воинская часть стояла в Белостоке, на границе. Он умер от истощения в немецком концлагере. Тамара выросла сиротой, в тяжелейших условиях. В детстве тяжело заболела туберкулёзом и только по молитвам и милости Божьей получила исцеление. «Я благодарю Господа, что Он мне послал такую жену, любящую Бога и свою семью, дал ей сердце смиренное, прощающее, - говорит Александр Иванович. - Бог нам даровал троих детей, но нашего первенца-мальчика забрал к Себе ещё младенцем. Мои дочери с зятьями служат Господу, у нас уже три внука и внучка».

Много лет А.Фирисюк нёс служение хориста и диакона в Минской церкви евангельских христиан-баптистов. В январе 1983 г. был рукоположен на пресвитерское служение, позже был заместителем председателя церквей евангельских христиан-баптистов Беларуси. В 1990 г. избран исполнительным секретарём и заместителем председателя Союза ЕХБ СССР, затем Евроазиатской федерации Союзов ЕХБ. В 1994 г. стал председателем Союза ЕХБ Беларуси. В 2002 г. передал это служение брату Н.В.Синковцу, но продолжает оказывать помощь в служении церквам Беларуси, а также в Минской богословской семинарии.

В 1994-2006 гг. количество церквей евангельских христиан-баптистов, входящих в состав Союза ЕХБ, выросло с 135 до 350 (с миссионерскими точками), а численность членов – с 10 тысяч до 13,8 тысяч. Около 14 тысяч детей занимаются в христианских воскресных школах.

- Александр Иванович, на ваш взгляд, за период, прошедший после распада СССР, в развитии и жизни баптистов Белоруссии больше плюсов или минусов?
- В начале 1991 г. Академия педагогических наук СССР пригласили меня на конференцию «Проблемы межнациональных отношений в СССР». В выступлении, фрагменты которого затем были напечатаны в журнале «Советская педагогика» и газете «Христианское слово», я озвучил мысль, которую многие делегаты конференции посчитали «крамольной». Я сказал, что каждый народ имеет свой, отличный от других язык, должен обладать правом свободного развития без порабощения со стороны другой нации. Попытки создания разноязычных империй всегда приводили к катастрофам, к гибели культур в круговороте рас и царств. Центробежная сила отдельных народов всегда посрамляла центростремительную силу мировых держав, начиная с Навуходоносора, Кира, Александра Великого и кончая Британской империей, попытками Сталина и Гитлера установить мировое господство. Библия свидетельствует, что последней такой попыткой установить господство над всей землёй, подчинить себе все народы и расы будет царство апокалиптического зверя, антихриста. Он на короткое время добьется успеха, но будет сражён Господом Иисусом Христом во время Его славного пришествия.

Меня спрашивали, как я осмелился пророчествовать о распаде СССР? Это было понимание воли Божьей в отношении всего мира. И через распад СССР Бог открыл двери для Евангелия во всех странах бывшего Союза. С удивлением и радостью верующие стали свидетелями евангелизационных служений в церквах, залах кинотеатров, дворцов культуры, на улицах и даже на стадионах.

И в Беларуси и в других странах и пришло время открытия новых церквей. Спросите тех, которые за это время приняли Иисуса Христа в своё сердце, и они подтвердят, что радость принятия дара вечной жизни сильнее всех минусов и проблем в наших странах. Но мы видим, как в наши страны, в том числе в Беларусь, проникают грехи национализма, материализма, развращённости, различных лжеучений, распадаются семьи. Но это духовная проблема всей земли. И так важно в это время быть в единстве и верности Господу, сохраняя себя в любви Божьей. Поэтому представители церквей, входящих в Евроазиатскую федерацию, так ценят общение друг с другом на съездах и других духовных служениях!

- Согласны ли вы с тем, что законы, принятые в стране, ограничивают действия братства в служении и направлены на то, чтобы поставить Православную церковь в более выгодное положение?
- Самая большая нелепость в новом законе о религии – верующим запрещается собираться в частных домах. А ведь только в нашем Союзе евангельских христиан-баптистов около 100 церквей и групп проводят богослужения в частных домах! Даже во времена Сталина, Хрущёва, Брежнева такого запрета в законах не было. Запрещено собираться для изучения Библии и в квартирах многоэтажных домов. Миссионерам невозможно открыть новую церковь, не нарушая закон. Церковь не может переслать в Союз или миссию собранные добровольные пожертвования без составления договора, смысл которого трудно понять даже чиновникам. Как и трудно объяснить бремя налогов за здания, землю, недвижимость, возложенное на церкви.

Получить земельный участок для строительства молитвенного дома очень сложно. Церкви не могут достроить молитвенные дома, которые начали возводить ещё семь-десять лет тому назад, так как силами поместной церкви трудно собрать достаточно средств, а церкви Западной Европы и США забыли о Беларуси, которая находится в экономической изоляции. По законам Беларуси, можно арендовать для служения здания административные и культурного назначения, ставить миссионерскую палатку или арендовать залы и стадионы для евангелизационных служений. Но из-за идеологической узости чиновников это практически невозможно сделать.

Конечно, мы продолжаем проповедовать Евангелие и открывать новые церкви, так как не забыли опыт выживания церкви времён атеизма и сталинских репрессий. И если какие-то статьи законов противоречат Библии, мы слушаем больше Бога, а не чиновников. На улице мы не проповедуем, так как трудно остановить бегущих по своим делам людей. А вот на вокзалах, в студенческих городках, больницах и детских домах наши братья и сёстры говорят о Господе. Когда христиане жалуются на трудности евангелизации, я говорю: «Братья, не ропщите, что закон ограничивает территорию деятельности церкви местом проживания её членов». Проблема в том, что мы, верующие, не доходим даже до края своей улицы, а жалуемся, что нам не дают свидетельствовать до края земли! И нет в Беларуси такого места, где за свидетельство о Христе ты попадёшь в тюрьму. А если вы знаете, где такое место есть, позовите меня. Я вместе с вами буду там проповедовать, получим венцы мучеников за Христа.

К сожалению, в нашей стране не соблюдается принцип отделения церкви от государства. Власти стремятся превратить Православную церковь в одно из идеологических учреждений. А это плохо и для церкви и для государства. Чиновники оказывают медвежью услугу Православной церкви, употребляя административные и финансовые ресурсы в поддержку православия. Что пользы человеку, если он несколько раз в год подержит в руках свечу в храме, а сотни раз в год этими же руками опрокидывает рюмку с алкоголем, не принимает Иисуса Христа в своё сердце.

- Библейское образование тоже можно получить свободно?
- В Беларуси есть все возможности для получения духовного образования. Во-первых, во всех церквах работают воскресные школы для детей и взрослых, группы по изучению Библии. В Минской богословской семинарии более 200 студентов занимаются на шести факультетах, есть библейский колледж. Студенты несут практическое служение в церквах и миссионерских точках. Прекрасные свидетельства тысяч людей мы получаем об изучении Священного Писания через заочную Библейскую школу при Библейской миссии, в служении которой участвуют церкви Германии.

- Какие социальные проекты ведёт братство?
- Братство Беларуси старается расширить служение милосердия среди нуждающихся. После Чернобыльской катастрофы огромное количество радиоактивной пыли обрушилось на нашу землю. Отсюда увеличение смертности и болезней среди детей и взрослых. В Беларуси 350 тысяч больных детей. В ноябре 1993 г. вместе с генеральным секретарём Евроазиатской баптистской федерации Карлом Хансом Вальтером я посетил детское онкологическое отделение больницы в Боровлянах (возле Минска). Сестра Вера из нашей церкви в качестве сестры милосердия опекала это отделение и рассказала нам о судьбе этих невинно страдающих детей. Она тогда сказала, что в следующее воскресение будет всем детям вручать рождественские подарки и поздравлять с праздником Рождества Христова. Я спросил ее, почему она это делает в ноябре, когда до Рождества ещё так далеко. Вера мне шёпотом ответила «Александр Иванович, многие из этих детей не доживут до Рождества... И я хочу успеть рассказать им об Иисусе Христе и подарить радость веры и надежды на жизнь вечную». Сёстры милосердия из наших церквей несут служение в больницах, особенно детских, а также в сиротских приютах, домах престарелых. Хотя нашим сёстрам отказывают в служении, ссылаясь на то, что они не из православной церкви. Под Кобрином продолжается служение в детском оздоровительном центре «Жемчужинка», где ежегодно проходят оздоровления сотни детишек разных возрастов. Многие ребята, отдыхавшие там, свидетельствуют, что пребывание в христианском лагере помогло им принять Иисуса Христа. К сожалению, лагерь функционирует только три летних месяца, на большее нет финансовых ресурсов. Мы приглашаем христиан из разных стран, особенно молодёжь, приезжать в этот лагерь и быть соучастниками в физическом и духовном оздоровлении детей Беларуси. «...Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10-11).

- Александр Иванович, что вы можете сказать о распространении христианской литературы, о христианских СМИ в Беларуси?
- В 60-х годах в Минскую церковь приехал гость из Канады – наш земляк-белорус Иван Калинкович Гук. В те времена зарубежные гости были большой редкостью. В беседе с ним братья высказали просьбу: помочь литературой. Особая нужда была в симфониях, библейских словарях. Когда братья сказали ему, что у нас нет духовной литературы, только Библия, он ответил: «Браты, благодарите Бога, что у вас есть только Библия! Придет время, когда у вас, как и в Канаде, будет великое множество духовной литературы. Люди будут читать о Боге, но ...удаляться от Него». Сегодня мы живем в такое время. Это и радует, и печалит. У нас издаются христианские журналы «Криніца жыцця», «Крынічка», «Христианская культура», «Куда идешь», множество книг. Но печалит то, что христиане не различают в этом книжном винегрете полезное от бесполезного, даже вредоносного.

Печально, что в распространении духовной литературы на первое место ставится прибыль, необоснованно накручиваются цены, недоступные для многих христиан. Поэтому трудно издать хорошую духовную литературу отечественных авторов. «...Во многой мудрости много печали; а кто умножает познание, умножает скорбь» (Еккл. 1:18).

С другой стороны, современная молодежь все меньше читает, и издательства, работники христианских СМИ испытывают серьезные финансовые трудности. Я убеждаюсь в этом, когда посещаю в Москве магазин «Христианская книга», в котором, я считаю, самый богатый выбор разнообразной духовной литературы по доступным ценам.

- Как складываются отношения белорусских баптистов с православием?
- Мы живем на одной земле со всеми христианами и неверующими. И, конечно, встречаемся в семьях, на работе, на различных конференциях. Государство старается превратить православие в своего идеологического защитника, и это мешает православию влиять на духовность прихожан. Что пользы от разговоров о традиционности, историчности церкви, если она не помогает духовному возрождению человека, семьи и общества, если люди, называя себя православными, пьянствуют, разводятся, прелюбодействуют, враждуют, воруют и продолжают грешить? Это, в одинаковой мере, проблема России, Украины, да и всего мира.

- А другие конфессии?
- Мы иногда не замечаем, как в вероучениях и догматиках, составленных даже самыми благочестивыми христианами, появляется то, что приложено к словам Библии (Откр. 22:18-19). Это «приложение» часто связанно со временем, в котором мы живем, с церквами, в окружении которых находимся. Поэтому важно сверяться с Библией, с тем, как написано, что Бог говорит нам в Своей Книге. Евангельские христиане-баптисты стараются так слышать, верить и любить, как говорит Библия.

Хорошо, если мы в проведении богослужений учимся от православия - благоговению, от католиков - духовной дисциплине, от христиан веры евангельской – радости в общении. Прославлением Господа должно быть все богослужение, прежде всего через молитвы, проповедь Слова Божьего, хоровое пение, через христианские оркестры и различные музыкальные группы. Только надо помнить, что самый важный элемент духовной музыки – слово, обращенное к духу человека. Мелодия же песен касается души, а ритмы воздействуют на тело. Сохранение этих приоритетов дух – душа – тело, т.е. слово – мелодия – ритм, определяет правильное музыкальное служение в церкви. Часто, современным песням прославления не хватает глубины и духовного содержания, они отражают ущербность мира.

- Россия и Беларусь строят (пытаются, во всяком случае) союзное государство. А как строятся отношения российских и белорусских баптистов?
- Политики строят временные человеческие планы, а Христос создал вечную Церковь - Тело Его. И Церковь не разделялась и остается неделимой. В начале 2004 г. в миссионерской экспедиции «Евангелие народам России» приняли активное участие евангелизационные группы из Беларуси. Осенью 2005 г. в пробеге «Беларусь для Христа» евангелисты и музыкальная группа из России были участниками благовестия народу Беларуси. Благовестники из Беларуси были в Беслане, в армейских частях Северного Кавказа, в Абхазии. Но у меня появилась надежда, что после вашего вопроса Дух Святой побудит евангельских христиан-баптистов Беларуси и России к лучшему сотрудничеству и новым совместным духовным проектам для спасения наших народов от греха.

- Почему вы - баптист? Что привлекает вас в баптизме?
- Мой тезка, Александр Иванович Пузанов, служитель церквей Красноярского края, во время моего посещения Красноярска рассказал мне, что одна из руководителей города убедила другого чиновника разрешить аренду для христианского детского лагеря такими словами: «Вы что не знаете, что баптисты - самая первая христианская церковь?! Баптисты даже самого Иисуса Христа крестили!» Она пришла к такому выводу, когда братья показали ей в Библии на английском языке, что Иоанн Креститель – это John the Baptist.

А если серьезно, то я благодарю Бога, что Он открылся мне в церкви евангельских христиан-баптистов. Потому что именно церкви евангельских христиан-баптистов в большей степени, чем другие конфессии, стараются свою жизнь, служение, догматику строить исключительно на основании Священного Писания. И все проблемы в наших личных отношениях с Богом и в отдельных церквах, во всем братстве возникают потому, что мы имеем уши, но не слышим, что Дух говорит Церквам: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3:11).

- Душепопечительство. Такого термина в Библии нет. Что вы скажете как опытный и многолетний служитель церкви: должно ли оно практиковаться в служении, и если да, то в чем должно выражаться?
- Действительно, в Библии нет такого слова, но понятие есть. Я считаю, что церковь теряет души, которые приходят на евангелизационные и другие служения, даже совершают покаяние, именно из-за пренебрежения душепопечением. «При недостатке попечения, падает народ» (Прит. 11:14). Апостол Павел смысл душепопечения уподобляет заботе о младенцах кормящих матерей, «подобно, как кормилица нежно обходится с детьми своими, так мы из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому, что вы стали нам любезны» (1 Фес. 2:6-12). Что бы вы сказали о матери, которая не стала бы заботиться и кормить младенца? А мы новорожденных младенцев оставляем без чистого словесного молока, без пищи, без любви и еще обвиняем их, почему они самостоятельно не пошли с первого же дня рождения. И они, по нашему нерадению, гибнут. От недостатка душепопечительства падают члены церкви, потому что мы, духовные, не исправляем таковых в духе кротости, не несем бремени друг друга.

Перед пришествием Иисуса Христа, «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь...» (Матф. 24:12). Христос сказал «во многих», значит, не во всех. И слава Богу, что в церквах есть души, которые с жертвенной, бескорыстной любовью заботятся друг о друге.

- Какие слова вы больше всего хотели бы услышать при встрече с Господом?
- «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость Господина твоего» (Матф. 25:23).

- На что современному христианину, на ваш взгляд, нужно обращать внимание в первую очередь?
- «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6:31-33).

Беседовал Андреас ПАТЦ