Цитата дня

Любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу (Рим. 8:28).

Точка зрения

Игорь ПОДБЕРЕЗСКИЙО БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ
Что лучше – быть богатым или бедным?

Вопрос об отношении к достатку, богатству имеет у нас особую остроту. В России, особенно нынешней, трудами праведными очень трудно нажить «палаты каменные», но все же наша история свидетельствует: некогда у нас было немало добросовестных предпринимателей, честным трудом приобретших богатство и по-христиански распоряжавшихся им.

Любостяжание и нищета
Часто утверждают, что православная этика «считает грехом накопление богатств. В то время как на Западе господствует протестантская этика, которая считает: раз человек богат – значит, его Бог любит» («Завтра», 2000, 4 июля). Не будем углубляться в протестантскую этику – по этому вопросу написано великое множество книг. Отметим только, что на первое место она ставит не служение богатству, а служение Богу, которое совершенно немыслимо без служения ближнему. А вот бегство от мира Богу явно неугодно: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Так что об эгоизме тут не может быть и речи.

А чтобы «печься» надо хоть что-то иметь. Невозможно служить «только Богу», не служа при этом человечеству. Протестанты отнюдь не полагают, будто богатство само по себе замечательно и что к его стяжанию надо стремиться всей душой. Библия говорит, что в богатстве таится огромная опасность. Бедных и угнетенных Христос явно предпочитал богатым и благополучным, о чем Сам сказал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу...» (Луки 4:18). Это почти прямая цитата из Ветхого Завета: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы...» (Ис. 61:1-2).

Заметим, однако, что Христос нигде не говорит богатым, что бедные существуют по их вине. Царство Христа не от мира сего, это Он тоже сказал. Есть иной, горний мир вечности, и он неизмеримо важнее того мира, в котором мы сегодня живем и в котором являемся, в сущности, странниками, пилигримами. Мы уповаем на спасение, на пребывание рядом с Господом в Царствии Его. Достижение этого Царства, а не стяжание богатства, есть главная цель жизни протестантов. Они с самого начала старались жить по Библии, страстно искали прежде всего Божьего – и в награду получили земные блага. Все происходило в точном соответствии с заповедью Христа: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Луки 12:29-31). И, судя по тому, что протестантам «приложилось», они искали правильно. Благополучие может свидетельствовать не об отходе от Христова учения, а быть следствием точного следования ему. А если кому-то никак не «прилагается», то надо посмотреть: того ли и так ли ищут? За высокую духовность воздается от Бога, еще Достоевский говорил: «Чем богаче духовно нация, тем она и материально богаче» (Ф.М.Достоевский. Полное собрание сочинений. Т.26. Л., 1984, с.31).

Библия ясно говорит, что Господь и здесь, в этом мире, может вознаграждать людей вполне земными благами. Совершенно неверно полагать, будто мир и все богатства в нем отданы лукавому. Да, лукавый силен в этом мире, но ведь за живущих в нем грешников пролил Свою святую кровь Иисус Христос. Не надо путать понятия «мир» как собрание противящихся Господу (мир в этом смысле действительно во зле лежит) и понятие «мир» как всё, сотворенное Им, и особенно человечество (мир в таком смысле уже по одному этому не может не быть прекрасным). Вот этот мир Бог возлюбил так, что отдал за него Сына Своего Единородного.

Христос не запретил нам служить семье, обществу, государству. Служение в миру и миру, полагают многие христиане, прямо предписано Библией. Эти сферы жизнедеятельности тоже надо облагораживать, внося в них христианские взгляды. Соприкосновение с миром и в самом деле опасно, но в нем же можно проявить свою христианскую сущность. Важно понять, что источник всякого зла – сам человек. Вечная беда России: искать причину всех бедствий вне человека. То виновато несправедливое социальное устройство, то политическая система плохая. Делался и делается простой вывод: все это надо изменить, лучше вовсе уничтожить – тогда и настанет «благорастворение воздухов». Пробовали все сокрушить, и не раз, а толку никакого. Это не значит, что социальное устройство и политические системы не надо совершенствовать. Но это значит, что источник зла – не в них. Он – в греховной природе самого человека, в его сердце, ибо «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления...» (Матф. 15:19). И пока человек не примет в сердце свое заповеди Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, как они изложены в Евангелиях, пока не станет следовать им в повседневной жизни, – зло, обитающее в сердце человека, всегда найдет, как проявить себя в любых экономических, социальных и политических структурах.

Трудно соблюсти меру в отношении к богатству, деньгам. Но и здесь дело не в богатстве, а в том, что человек дает ему поработить себя. Плохо не «серебро» само по себе: «Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:8). Плохо сребролюбие: «...Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10). Подвергают и по сей день, в нашей стране особенно усердно в последние годы. Забывают библейскую мудрость: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того (Еккл. 5:9).

Нельзя забывать, что в Библии есть немало текстов, свидетельствующих о том, что благополучие может быть знаком Божьего благоволения. Богатство от Бога и для Бога – благо, богатство для себя – «силки уловляющие», и попадается в них всякий любостяжатель. Нельзя служить Богу и маммоне (Луки 16:13). Путь богатого и в самом деле опасный, ему очень трудно спастись: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Марка 10:25). Отсюда столь обычное в историческом христианстве предпочтение не умеренности и непритязательности, а именно нищеты как чего-то безусловно угодного Богу, даже как самого надежного способа спастись.

В России как прежней, так и, особенно, нынешней, для подозрительного отношения к богатству есть все основания. И все же нищета как сознательный отказ от всяких попыток улучшить свое положение едва ли угодна Богу. Все-таки нищета сама по себе не обязательно спасает, как богатство само по себе не обязательно губит. Главное – грех, вожделение богатства, а оно может овладеть (и часто овладевает) самыми что ни на есть нищими людьми. Очень мудро высказывался по этому вопросу православный философ С.Н.Булгаков: «Можно (хотя и трудно) иметь обширную собственность и быть от нее духовно свободным, обладать весьма слабо развитым чувством собственности и, наоборот, можно (и чрезвычайно легко) быть бедняком, не имеющим почти никакой собственности и сгорающим от чувства любостяжания, жадности, зависти к имущим» (С.Н.Булгаков. Христианский социализм. Новосибирск, 1991, с. 100).

Все-таки нищеты надо бы чураться, не искать ее сознательно и уж, тем более, не превозноситься ею. Надо помнить ветхозаветную мудрость: «...Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом...» (Прит. 30:8).

Теология преуспевания
Земные дела, при всей их важности, не должны загораживать главного – спасения для вечной жизни. Искать нужно Царства Божия и правды Его (Матф. 6:33), и успех в земных делах отнюдь не всегда свидетельствует о том, что ищут правильно. Между тем прославление богатства нет-нет да и даст о себе знать. Проявилось оно и в так называемой «теологии преуспевания», или «процветания». Находятся церковные деятели, которые уверяют, что Бог только тогда даст много материальных благ человеку, когда и он даст Ему побольше. А это значит – даст церквам, которые возглавляют эти самые деятели. Ссылаются на Новый Завет, где сказано: «Что посеет человек, то и пожнет...» (Гал. 6:7). Стало быть, «посеете деньги» – деньги и получите, только стократ. Главное, говорят новоявленные теологи, – сильно захотеть, сосредоточиться на желаемом, вызвать его «образ» в своем сознании, сформулировать просьбу к Богу – и Он обязательно даст. Они утверждают, что подобным же образом можно получить у Бога здоровье, отсюда иное именование этого течения – health and wealth movement.

«Почему все-таки многие просящие не получают просимое?» – спрашивают у таких богословов. «А это потому, – отвечают они, – что в подсознании у таких вот неудачников сложился образ Иисуса как Человека бедного». На самом же деле, уверяют они, Он был богат – не случайно о Его одежде метали жребий и – тут новоявленные богословы явно переходят грань кощунства – в наши дни Он непременно носил бы костюмы от Армани и часы «Ролекс». И призывают понять, что Бог всем желает богатства.

Тут явное противоречие с заповедью Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле...» (Матф. 6:19), но это мало смущает апологетов богатства. Сами они не стесняются стяжать его. Некоторые «теологи процветания» заходят так далеко, что бедность и болезнь объявляют верным свидетельством того, что данный вот бедный и больной человек в чем-то глубоко провинился перед Богом, за что и несет наказание. Дальше, как говорится, ехать некуда.

Еще «теологи процветания» напирают на то, что Бог обещал: «...Чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоан. 15:7). Забывают только другие слова из Нового Завета: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3). От стремления к богатству Христос предостерегал совершенно недвусмысленно: «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Луки 12:15).

Мудрый управитель
Большинство протестантов полагает, что земля и ее богатства даны человеку в управление: «...Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Псал. 8:7-9). Но принадлежит всё Богу, Он Один подлинный Собственник: «...Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10:26). Человеку лишь поручено управлять ею в течение его земной жизни. И управлять надо разумно, увеличивая богатство, а не расточая: «Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его» (Прит. 13:11).

Все что мы имеем – не наше, но Божье. И Господь ждет от нас приумножения доверенного нам богатства, что особенно отчетливо выражено в притче о талантах, которые надо приумножать. «Войти в радость господина» дано только тем, кто увеличил доверенное. А тот, кто просто сберег талант, ничего не прибавив к нему, услышал такой приговор: «...Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матф. 25:30). Протестанты услышали. Ничего не делать, не прибавлять к доверенному Господом «таланту» так же плохо, как расточать и расхищать его.

Это не значит, что прибавлять можно любым способом. Только честный и добросовестный труд – единственный источник праведного богатства. Мартин Лютер говорил: «Хочешь быть богатым – трудись!» Идеал протестантов – «человек, сделавший себя сам», self-made man, а не человек, получивший богатство, например, по наследству. Праведное богатство должно добываться трудом, собственными усилиями, а не по праву рождения. Не случайно самые богатые люди современной Америки своим богатством обязаны прежде всего самим себе, а не родителям. Не случайно в некоторых протестантских странах введен такой налог на наследство, что получать его стало не очень выгодно.

Богатство, пусть и праведное, никоим образом не является целью жизни человека и его трудов. Оно должно быть средством достижения чего-то высшего, служить этому высшему. Конечно, есть немало жадных людей, стремящихся только к наживе, но не раз отмечалось: самыми преуспевающими предпринимателями становятся не те, кто ставит конечной целью преуспеть, а те, кто преследует более высокие цели, – только тогда они выходят на первые места. «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» (1 Иоан. 3:17). Апостол Павел писал Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:17-19).

Соблазн богатства в наше время так же велик, как и во времена Христа и апостолов. К тому же появились новые способы обогащения, ранее неведомые, – игра на бирже, покупка акций преуспевающих предприятий и т.п. Но непреложной остается заповедь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:19-21).

Но значит ли это, что человек и в самом деле не должен «собирать»? С.Н.Булгаков пишет: «...В той же шестой главе Евангелия от Матфея мы находим и молитву Господню, в которой рядом с универсальными, всеобъемлющими прошениями непосредственно стоит: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Это высшее освящение хозяйственной заботы, включение ее в молитву молитв... Молясь о насущном хлебе, мы просим благословения на нашу хозяйственную деятельность и хозяйственную заботу, на все народное хозяйство» (С.Н.Булгаков. Христианский социализм. Новосибирск, 1991, с. 82).

Стоит отметить, что в реальной жизни «разумное управление» доверенными нам Богом ресурсами получается не у всех и не всегда. Судя по некоторым данным, поместные церкви не так уж редко поступают весьма опрометчиво. Не раз сообщалось, что затевали строительство огромного дома молитвы, не прикинув предварительно, довольно ли будет прихожан, не просчитав финансовые возможности. А в итоге приходится везти на «недостроенные объекты» зарубежных благодетелей и выпрашивать: «Видите, сколько уже сделано? Осталось не так уж много, помогите для Бога!» Иногда помогают.

Церквам нужны деньги, они вынуждены заниматься этими вопросами, и заниматься ими лучше с умом. Выдвинут тезис: чем больше денег, тем больше служения. Он имеет некоторые основания: деньги и в самом деле помогают расширять служение (социальное, евангелизационное, миссионерское – любое). И все-таки не деньги главное, главное – Дух Святой, главное – Христос, без Которого ничего не можем. Но, полагаясь на Бога, нельзя исходить из того, что Он всё сделает за нас. Нужно умело вести земные дела. На Западе кое-где в церквах практикуют «финансовое служение», учат прихожан разумно распоряжаться своей собственностью (как купить дом в рассрочку, как надежно застраховать имущество, куда вложить деньги и т.п.), причем консультации дают прихожане, опытные в таких делах.

У нас такое пока вряд ли актуально, хотя, кто знает, обучение основам христианского ведения дела могло бы принести некоторую пользу. Но и это сомнительно: нынешняя бизнес-атмосфера в России предполагает чуть ли полный отказ от сколько-нибудь честного ведения дел. Впрочем, тут легко ошибиться. Помню, чуть ли не десять лет назад в одном из моих первых интервью с Петром Борисовичем Коновальчиком я спросил, почему нет, скажем, баптистского или протестантского банка, где мы могли бы хранить наши скудные сбережения. На что он ответил, что и такой банк не застрахован от краха, и даже как раз такой банк постараются разорить. С этим трудно спорить. Но, может, не все так мрачно и не стоит отчаиваться? В любом случае, когда-то же надо переходить к честному ведению дел. Важно, чтобы появилось больше людей, стремящихся улучшить свою долю честным, «протестантским» путем. Протестантская позиция «разумного управления» многими россиянами воспринимается как самый правильный способ распоряжаться земными благами. Все они принадлежат не нам, а Господу, и Он строго спросит с нас за управление доверенными нам «талантами». И не приведи Господи услышать: «...Лукавый раб и ленивый!» (Матф. 25:26), не приведи Господи быть брошенным во тьму внешнюю за лень и нерадение!

Профессор, д-р Игорь ПОДБЕРЕЗСКИЙ, Москва