Цитата дня

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Матф. 5:5).

Наше интервью

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

«...И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их... И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь... И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ...Пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось... И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Луки 2:7-21).

Какие мысли возникают в ваших сердцах, когда вы читаете эти бессмертные строки? Что значит Рождество Христово в вашей жизни? Какие воспоминания – добрые и радостные или, наоборот, тревожные и горестные – связаны у вас с этим праздником? Как отмечается Рождество Христово в вашей семье, церкви? Если вы, дорогие читатели, также хотите принять участие в нашем сегодняшнем разговоре, напишите в редакцию, расскажите о Рождестве Христовом в вашей жизни!

Игорь ПОДБЕРЕЗСКИЙ (69), востоковед, сотрудник Российской Академии наук, доктор филологических наук, член Центральной московской церкви евангельских христиан-баптистов.

– Рождество Христово – это самый светлый праздник в году, это воплощение Божие, когда предвечное Слово стало плотью. Это свидетельство любви Бога к нам: Он стал плотью, Он разделяет все наши скорби, способен понять и понести наше горе, облегчить страдания, даже разделить их с нами. Я востоковед по профессии, и знаю, сколь немилосердны боги Востока: они требуют только повиновения и способны лишь сурово карать. А христианство – религия любви, мы знаем, что Бог любит нас и прощает нас.

Какие воспоминания связаны у вас с рождественскими днями?
– С Рождеством у меня связаны добрые, сугубо личные, семейные воспоминания. В 1970 г., в рождественские дни, я встретил на Филиппинах мою будущую супругу. Я находился там в научной командировке, а она приехала на Филиппины как туристка.

Когда-то мы отмечали Рождество Христово очень торжественно, приглашали много гостей, но в последние годы – только вдвоём с женой. Молюсь я, потом – супруга. В первую очередь, конечно, важно общение – с Богом, друг с другом, а не застолье, хотя традиционная индейка обязательна. Слушаем рождественские песнопения в записи.

В нашей церкви в рождественские дни – богослужение, а на Новый год в общем молитвенном собрании проходит вся ночь – мне кажется, это прекрасно.

Нелли КОССКО (69) почти двадцать лет работала в русской редакции радиостанции «Немецкая волна», потом создала и возглавила крупнейшую русскоязычную газету Германии «Восточной экспресс», сейчас руководит интеграционным центром „Aussiedler helfen Aussiedlern“ («Переселенцы помогают переселенцам», г. Альтенкирхен, земля Рейнланд-Пфальц, ФРГ), автор книг «Украденное детство» и «На другом конце света».

– Рождество Христово значит в моей жизни очень много. Моя мама, – несмотря на сложности жизни и каторжный труд, – всё же сумела воспитать во мне благоговейное отношение к этому празднику. Хотя я довольно долго прожила в России, никаких церковных обычаев, ритуалов, песнопений на русском языке я не знаю, но с детства знаю, благодаря маме, очень много на немецком.

Наверное, во время работы на радиостанции «Немецкая волна» вам приходилось делать и христианские передачи? С какими чувствами вы их готовили – ведь вещать приходилось на Советский Союз, где утверждали, что Бога нет...
– Конечно, я готовила информационные, музыкальные, христианские передачи. Главным для меня всегда было желание восполнить дефицит того, что не могли получить мои слушатели в СССР, дать им то, чего они не имели. А чего они не имели, я знала не понаслышке, потому что сама большую часть своей жизни прожила в Советском Союзе. Да, это было атеистическое государство, но ведь подспудно вера в людях сохранялась! Посмотрите, что сейчас происходит в России, – буквально религиозная революция, люди идут в церковь, безбожие ушло в прошлое!

Накануне моего первого Рождества Христова в Германии я стала работать над рождественской передачей и сразу же сказала, что именно мне нужно, какие песнопения и молитвы должны прозвучать в эфире. Сотрудники радиостанции удивились: «Откуда вы там, в Советском Союзе, могли знать об этом?» Но моя мать была очень религиозной женщиной, и она сумела противопоставить христианское воспитание советскому, атеистическому. Каждое воскресенье она открывала Библию, читала мне из этой Книги, рассказывала о заповедях Божиих, пела немецкие псалмы.

Какое Рождество в России особенно памятно вам?
– Я описала его в моей книге «Украденное детство». Это было наше первое, голодное Рождество в Советском Союзе, когда нас привезли на каторжные работы в Костромскую область. Мать моя работала там на лесоповале. У нас уже не было ни одежды, ни еды – ничего, даже свечки, не было. Правда, леса вокруг, так что ёлочку мы дома поставили. Из ватного одеяла мама надёргала немного ваты и украсила её, как могла. Вот всё, что у нас было, да ещё баночка с керосином и фитилём... Так и сидели мы вдвоём, голодные, в холодной, нетопленой избе.

Потом мама говорит: «Пойдём в бараки». Мы с ней жили в избе у колхозников, а депортированные российские немцы, которых привезли позднее, – в основном, в бараках. Места в домах для всех не хватало. В бараках жил пастор, и когда мы пришли, он как раз говорил проповедь. Я до сих пор помню эти отчаявшиеся лица, безысходность, когда люди пели рождественскую песню... Плакали, молились, стоя на коленях... Теперь уже, наверное, так неистово никто не молится, как молились тогда, когда религия была под запретом.

И вдруг на пороге появился комендант с пистолетом в руках и стал разгонять верующих, которые, якобы, «устроили заговор». «Это не заговор, мы только молимся Богу», – сказал ему пастор. «Какой еще Бог?! – закричал комендант. – Ваш бог – это я! Если немедленно не разойдётесь, буду стрелять!» Это было Рождество 1946 года.

Сейчас я благодарю Господа, что мы можем свободно отмечать Рождество Христово, в мире и покое. Честно говоря, я иногда думаю: чем же я заслужила спокойную старость, что всё так устроилось? Может быть, мой ангел или Сам Господь хранит меня.

А как отмечается Рождество Христово в вашей семье?
– Накануне к нам всегда приезжают дочери со своими мужьями и детьми, вечером мы вместе идём в нашу церковь на богослужение. Потом приходим домой и садимся за праздничный стол. Я не могу сказать, что мы поём церковные песнопения и молимся, в этом во всем, вероятно, больше светскости, что, впрочем, вообще свойственно традиции празднования Рождества в Германии – это красивый, торжественный и очень спокойный праздник, без возлияний и танцев. А на следующий день наши дети уезжают к родителям своих мужей. Так вот тридцать лет подряд мы празднуем Рождество в Германии. Конечно, я вспоминаю, как мама воспитывала меня, и сравниваю с тем, как я воспитывала моих дочерей. Разница огромная...

Оглядываясь назад, жалеете ли вы о том, что не дали своим уже взрослым теперь дочерям такое христианское воспитание, какое дала вам ваша мама?
– Да, жалею, потому что могла бы сделать для них больше в этом плане. Но, слава Богу, они у меня не безбожницы. А младшая особенно интересуется вопросами веры – это для неё важная часть жизни. Впрочем, это важно для любого человека.

Рождество – это, конечно, и радость, и любовь к ближнему, и подарки. Мы получили замечательный подарок: в течение трех предрождественских месяцев в нашей церкви дважды в месяц проходит сбор добровольных пожертвований в пользу переселенческого центра. Когда пастор сказал мне об этом в первый раз, я даже расплакалась. А он говорит: «Да что вы, мы же не собираем миллионы! Так, 50-60 евро...» Но для нас это огромная помощь, а самое главное – внимание церкви к проблемам переселенцев и нашему труду.

Иван ЛЕЩУК (39), проповедник, директор христианского института «Экология духа», кандидат технических наук, научный специалист по информационным и образовательным ресурсам в системе школьного образования Калифорнии (США), ведущий радиопрограмм «Церковь и культура», автор книг «Экология духа» и «Лабиринты духовности»:

– Я имел привилегию родиться и воспитываться в большой христианской семье пресвитера церкви. Естественно, что с раннего детства мне привили любовь Богу и Священным Писаниям. И мне порой кажется, что именно праздник Рождества Христова являлся ключевым событием в нашей семье. Возможно, именно поэтому, по сей день, я с особым волнением и трепетом ожидаю рождественских событий. Да, именно событий и переживаний! Рождество ассоциируется в моем сознании с особым праздником, красотой и сиянием, подарками и улыбками, снегом (даже если его нет!), радостными встречами и общением. Это атмосфера любви и теплоты...

Но Рождество для меня – это не просто красивый христианский праздник или хорошая традиция, это не только историческое явление, изменившее ход истории, облик цивилизации, культуры и искусства, но и нечто большее... Рождество – спасительно! И рождественские события и дни мотивируют меня на спасение погибающего мира. Мне очень хочется спасти хотя бы некоторых, помочь отверженным и заблудшим душам, сиротам и вдовам, большим семьям...

Может быть, вы можете рассказать о необычном Рождественском празднике, в котором вам довелось принять участие?
– Это случилось в канун Рождества, несколько лет тому назад. В одной из церквей Америки меня попросили сказать проповедь на тему: «В чем смысл Рождества Христова?» Готовясь к проповеди, я вспомнил, что когда-то читал удивительный рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Ещё раз прочитав этот рассказ, я был настолько тронут смыслом произведения известного русского писателя, что понял – обратной дороги нет. Я прочитаю этот рассказ в церкви. Именно в богатой, материально преуспевающей Америке, среди русских иммигрантов, должен прозвучать этот призыв к милосердию, к обращению взора на обиженных и оскорблённых, отверженных обществом детей, сирот и вдов.

В моей душе боролись противоречивые мысли: что скажут люди, если я, как обычно, вместо цитирования многочисленных пророков, прочитаю и прокомментирую, с точки зрения Евангелия, рассказ Достоевского о Рождестве? Но я решился сделать исключение... В зале царила тишина, люди умилились сердцем. Кто-то вытирал слёзы, сожалея о мальчике из рассказа, а кто-то думал о том, что он (лично) сделает в рождественские дни для подобных мальчиков и девочек. А некоторые позже рассказали мне, как эта история побудила их на миссионерское служение среди бедных, многодетных семей.

О чём вы собираетесь проповедовать на Рождество в этом году?
– Вопрос решён – конечно же, в основу проповеди я возьму библейский текст о Рождении Христа; но, кроме того, обязательно прокомментирую, на основании Библии, назидательную сказку Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками». Да, сказку (хотя она больше похожа на рассказ или притчу), – ведь Христос тоже иногда обращался к историям, аллегориям, притчам.

Притча и сказка – всё же разные жанры. И хотя слово «сказка» в Писаниях не употребляется, однако от «негодных и бабьих басен» Павел советовал Тимофею «отвращаться» (1 Тим. 4:7; 2 Тим. 4:4). И вообще, выдумка вряд ли одобряется. По этой причине многие верующие сказок своим детям не читают.
– Литературные жанры, действительно, очень разные. Даже Библия написана в разных жанрах и стилях. Но главный вопрос для христиан заключается в том, чтобы выявить духовную основу того или иного произведения, духовный источник информации. Какой дух и смысл несёт то или иное произведение, даже басня, но не «бабья», а полезная, со смыслом и значением? Другими словами, мы должны различать духов и чувствовать христианский дух. Кстати, одна из моих книг («Экология духа») посвящена анализу экологичности информации с позиции христианского мировоззрения. Мы должны просеивать, фильтровать информацию (искусство, музыку, литературу и т.д.), отсеивать зерно от мякины, использовать добрые образы и сюжеты, которые приводят к Богу, формируют христианскую нравственность.

«Девочка со спичками» – это история о маленькой нищей девочке, которая брела по тёмным улицам, с непокрытой головой и босая, в канун Нового Года, когда во многих домах царила атмосфера праздника. В кармане её старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички... Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка! – пишет Андерсен. – ...Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съёжилась, поджав под себя ножки. Но ей стало ещё холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьёт ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками»... Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щёчках её играл румянец, на губах – улыбка, но она была мертва. Она вознеслась высоко-высоко – туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, – к Богу. И никто не знал, какие чудеса она видела, с кем и среди какой красоты встретила своё новогоднее счастье... Такие сказки я читаю своим детям. В следующем году, если продлится жизнь, я предложу вам другую историю из литературной классики, пронизанную духом Евангелия и рождественского смысла.

Беседовала Ольга КРИСТ