Цитата дняГосподь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1). |
Жизнь церквей
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ГОРЬКОГО КОРНЯ
Окончание. Начало см.: «Христианская газета», 2006, №№ 7-11.
«Тревога на святой горе» (Иоиль 2:1). «Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими... Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие...» (Евр. 12:12, 15).
Мы все нуждаемся в подкреплении
В заключение обратимся к тексту Писания, который положен в основу статьи. Двенадцатый стих двенадцатой главы начинается словом «Итак»; автор подводит итог сказанному и переходит к новой мысли. Что же он говорил перед этим? Апостол Иисуса Христа призывал верующих свергнуть с себя всякое бремя и запинающий грех и с терпением проходить предлежащее поприще. Для евреев, уверовавших в Иисуса Христа, это было непросто; они постоянно испытывали давление со стороны большинства, которое не признало Мессию. И апостол обращается к своим единоверцам и единоплеменникам со словом ободрения, в котором они тогда особенно нуждались. Призывает их укрепиться и ходить путями Истины.
В не меньшей степени нуждаемся в поддержке и мы. Жизнь христианина – не безоблачна. Не побоюсь утверждать даже, что у верующих проблем гораздо больше, чем у людей мира сего. Ведь к проблемам быта, об умножении которых постоянно пекутся власть предержащие (да благословит их Господь познать путь спасения!), присоединяются проблемы, о которых мир понятия не имеет, потому что это проблемы другого, духовного мира.
Потому апостол Павел писал: «Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена и ходите прямо…» Безусловно, речь идет о нашем внутреннем человеке, о хождении перед Богом. И у нас нет другого способа пополнить свои духовные ресурсы, влить новые силы в духовные руки и ноги (если можно так выразиться), как подкрепиться хлебом жизни, Словом Божиим.
Пусть мир смеется над тем, что мы всю жизнь читаем одну Книгу. Мы знаем, что Библия является источником духовной силы, что только Слово может укрепить верующего, указать и осветить нам путь, чтобы мы могли ходить прямо, ибо оно также «светильник ноге моей и свет стезе моей» (Псал. 118:105). В нем мы находим ответы от Самого Бога на все свои вопросы, вплоть до мелочей, ибо из Своего непостижимого величия Он снисходит к маленькому человеку и вникает во все его дела (Псал. 32:15).
Тот, кто познал силу Слова, никогда не оставит его. Только Словом, только по Слову мы можем укрепиться в Господе. Беда тому верующему, который перестает обращаться к Книге жизни, думая, что уже все знает и все постиг. Он непременно ослабеет духовно и рискует сбиться с верного пути.
Однако пополнить духовный потенциал и увидеть, куда идти, – еще не значит воспользоваться полученным. Потому апостол говорит: старайтесь! Теперь, когда вы укрепились в Господе, употребите полученные духовные силы, чтобы жить свято. Иначе может произойти непоправимое – вы не увидите Господа.
И затем следуют слова, на которые хочу обратить особое внимание читателя: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие” (Евр. 12:12, 15).
О пользе землеройных работ
Минувшим летом мне довелось рыть глубокую яму. В Крыму почвы, в основном, глинистые, и на июльской жаре они спекаются в подобие камня; такую твердыню можно взять только киркой. Это был тяжелый труд, но когда я ушел на глубину около двух метров, то получил вознаграждение за пролитый пот: на срезе стенки я увидел, как мощный корень, пронизывая землю, уходил вглубь... Подойдя вплотную, чтобы рассмотреть получше, я был немало удивлен.
Вот как! Оказывается, корень создал вокруг себя некую пустоту, в которой он окружил себя тонкими отростками с прилипшими к ним комочками земли. Удивляло то, что этими ничтожными волосками он разрушил, раскрошил твердую почву, которую с трудом брала кирка. Видимо, ими он добывал из земли влагу и питательные вещества, необходимые для дерева. Аналогия с духовным миром напрашивалась сама собой.
Апостол Павел пишет о том, что может возникнуть горький корень. Где? Каким образом? Несомненно, в сердце – духовном центре человека. В отличие от растения, корень которого формируется на протяжении не одного года, в духовном мире горький корень именно возникает. Как следствие каких-то обстоятельств. Мы поговорили с человеком – и на сердце остался неприятный осадок; разговор огорчил нас, точнее не скажешь.
Подобно древесному, горький корень, появившийся в сердце, создает вокруг себя пустоту, зону разрушения. Он способен раздробить твердую почву нашей веры, сделать ее податливой для сомнений, уныния, ропота, обид... Он вытягивает из нас духовные силы; все лучшее, что питает нашего внутреннего человека, он забирает себе. Сердце уже не может всецело принадлежать Богу, если часть его поражена горьким корнем. Возлюбить Бога всем сердцем, в котором обосновался горький корень, невозможно.
Потому апостол Павел и призывает нас следить за своим сердцем, чтобы в нем не возник горький корень; это опасное состояние чревато потерей Божьей благодати («наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией»). Горький корень непрощения, обид, зависти способен глубоко проникать в сердце. Он может разрушить духовную жизнь! Ведь лишиться благодати Божией, о чем предупреждает апостол, – это означает, ни больше и ни меньше, лишиться спасения, ибо «благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:8-9).
Не личная проблема
Апостол Павел знал о горьком корне не понаслышке. В 15-й главе Деяний описано, как при сборах в очередное путешествие, Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел считал, что не следует брать того, кто однажды уже подвел их. «Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом...» (Деян. 15:39). Горький корень разрушает отношения, это клин, который раскалывает единство верующих, делит их. Нужно немедленно удалить его, чтобы восстановить мир и согласие!
К сожалению, случается, что верующие живут с горьким корнем в сердце многие годы. Их обидели – и они не могут простить. Даже победа не того кандидата на выборах может стать причиной охлаждения отношений. Но Господь не случайно поставил Свое прощение в зависимость от того, прощаем ли мы.
Во второй главе Второго послания к коринфянам апостол Павел советует коринфянам простить согревшего, который огорчил их; огорчение следует лечить прощением, «чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам небезызвестны его умыслы» (2:11). Умыслы эти весьма изощрены: огорчить, разделить и погубить верующих по одиночке.
Но мы призваны к единству. В той же главе Павел пишет: «...Я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита...» (ст. 13). Это прекрасно! Нам нельзя без братьев и сестер. Наша новая сущность, принадлежность Господу повелевают нам держаться вместе; это жизненно необходимо – жить жизнью церкви, интересами друг друга, служением во славу Господа Иисуса Христа.
При этом нет ничего сложнее отношений между верующими в церкви. Господь призвал нас, соединив несоединимое. Мы никогда бы не имели никаких взаимоотношений, если бы не Он. Мы такие разные: по положению в обществе, образованию, возрасту. К тому же, у нас разный духовный возраст, что также привносит свои проблемы. У нас подчас несовместимые и невыносимые характеры. И потому в церкви мы часто огорчаем друг друга. До такой степени, что кто-то может сказать: все, предел, в этой церкви мне делать нечего, здесь полно плохих людей! Но это обыкновенная духовная дальнозоркость: своих недостатков не замечать в упор, а неправедность других видеть во всех деталях. И только Бог может избавить нас от этого дефекта зрения.
Клайва Льюиса однажды спросили, видимо, пытаясь задеть: скажите, почему в церкви так много плохих людей? На что он ответил примерно следующее: вы считаете, было бы лучше, если бы они находились вне церкви? Несомненно, самое лучшее место для нас, плохих людей, – это церковь. Только в ней Бог исправляет нас.
Обратите внимание: горький корень, возникший в сердце верующего, – это не только его личная проблема. Апостол Павел советует нам следить за тем, чтобы он не причинил вреда не только нам, но «чтобы им не осквернились многие». Дело в том, что хотим мы того или нет, но состояние огорчения скрыть невозможно. Помимо нашей воли оно будет передаваться другим, «осквернять», как говорит Писание. Горечь, которая овладела нашим сердцем, невольно переносится нами на окружающих (как бы мы ни старались скрыть ее). Она непременно проявится в словах, интонациях речи, в отношении к братьям и сестрам. Вместо того, чтобы осолять мир, мы будет огорчать ближних. И если горький корень приживется, как это иногда случается, то его владелец может стать проблемой для церкви.
Находить корень огорчения не в других, а в своем сердце, чтобы выкорчевать его силою Божией, постом и молитвою, – это путь веры, духовного роста и благословений.
Корень всех зол
Всякий корень питает свое дерево, а корней, как и деревьев, в природе произрастает великое множество. Немало их и в духовном мире. Однако Писание говорит, что есть корень, на котором держатся все деревья зла, т.е. греха. Это сребролюбие (1 Тим. 6:10).
О, нет, это не примитивная страсть, описанная в классической литературе: каждый день дряхлый старик опускается в подвал, где стоит заветный сундук с серебром и златом, открывает его и наслаждается лицезрением своего сокровища.
Сребролюбие многолико. Страсть к обогащению названа в Писании любостяжанием. Скажите после этого, что синодальный перевод Библии устарел! Этот архаизм столь наглядно передает суть проблемы, что достоин возродиться в ХХI веке. Любовь к стяжанию, стягиванию к себе всевозможных материальных благ – такова современная разновидность сребролюбия. Казалось бы, зарплата – одна из самых высоких в стране, и бизнес, оформленный на ближайших родственников, процветает, но чиновник не упускает ни одной возможности: и отпуск, проведенный на заграничном курорте, оплатить из казны, и многое другое. Он, как магнит, притягивает к себе все, что любо его сердцу. Любо, и он стяжает. Это корысть, ставшая группой крови, страсть из всего извлекать для себя пользу.
При чем здесь христиане? Конечно, они далеки от этого. Но не случайно на одной из пасторских конференций как духовная проблема рассматривалась любовь служителя к обогащению церкви. Материальному, конечно. «Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17).
Иного пресвитера без ящика с гуманитаркой в руках и представить трудно. На ХХV съезде украинского братства евангельских христиан-баптистов президенту пришлось заявить: отдела по гуманитарке не будет. Гуманитарка – своего рода болезнь, которая превращает пастырей в снабженцев. Пресвитеры, ставшие хозяйственниками и «гуманитарями», проявляя такого рода заботу о церкви, огорчают многих верующих, которые ждут от них, в первую очередь, духовной пищи и опеки.
Корень и потомок Давида
Горький корень не властен над Христовым наследием; у нас нет повода для отчаянья. Нам принадлежит великая и непреходящая надежда, потому что Господь наш сказал: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16). Это поразительное Слово: Он и корень, и потомок Давида. Духовный корень, который питал веру Давида, дал дивный побег: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия...» (Ис. 11:1-2). В Нем мы обогащаемся премудростью, сходящею свыше, советом для всякого дела, укрепляемся, чтобы ходить в правде и благочестии.
Какой бы горький корень ни пытался поразить наше сердце, у нас есть Господь. Будучи укоренены и утверждены в Нем (Кол. 2:6), мы обязательно преодолеем трудности. Откровение, 5:5, гласит: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил…» Не плачь, дорогой друг, наш Господь победил! Он победил саму смерть и разрушил дела дьявола, плоды этой победы принадлежат нам, верующим в Него; нам остается только воспользоваться ими.
Христианин – это победитель; мы призваны побеждать свое гордое любимое «я». В Откровении, в посланиях семи церквам, Господь всем семи говорит, что только побеждающий получит от Него бесценное сокровище вечной жизни. Откройте Писание: побеждающему дам вкушать от древа жизни; побеждающий не потерпит вреда от второй смерти; побеждающему дам вкушать сокровенную манну; побеждающий облечется в белые одежды; побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем…
Горький корень земных проблем не может отравить нашу жизнь, принадлежащую Небесному Царству. Апостол Павел пишет во Втором послании коринфянам: «...Нас огорчают, а мы всегда радуемся...» (6:10). Так, как огорчали апостола Павла, нам трудно даже представить! Но это не только не огорчало его и не поколебало его веры, но, напротив, давало ему повод радоваться в Господе. Пусть Господь и вас посетит особой радостью в рождественские дни!
Павел ГАРАДЖА
[ В начало ] [ На главную ]