Цитата дняИщите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко (Ис. 55:6). |
Проповедь
ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ
3 Цар., 17-я глава
Одиночество на берегу потока Хораф было для пророка испытанием и благословением. Но такие благословения, какие переживал Илия обычно сопряжены с трудностями.
У потока Хораф
Сначала Ахав и его придворные не придали значения словам пророка. Но когда на следующее утро они не увидели на земле росы, а на небе – ни одного облачка, то поняли, что действительно наступает засуха. Ахав представил себе, что это означает для его государства и народа, – и сильно разгневался. Он решил отомстить Илии и возложить на него всю вину, хотя виноват был сам безбожный царь, отступивший от Господа.
Ахав стал искать Илию, чтобы наказать его, но Бог взял пророка под Свою защиту. Так и с нами: пока мы выполняем поручение Господа, – Он защищает нас.
Человеку для спокойного существования нужны мир и хлеб. В этом нуждался Илия, и всё это дал ему Бог. Мы видим, как соединились естественное и сверхъестественное. Из потока он пил воду, что вполне естественно, но вороны приносили ему хлеб и мясо, что сверхъестественно. Птицы прилетали дважды в день, принося ему пищу, и это было чудо.
Заботясь о пророке, Господь употребляет птиц. В Писании находим немало примеров того, как животные, по воле Божией, служат человеку. Интересно, что животные сами вошли в ковчег – тогда как люди, кроме семейства Ноя, не поверили и не вошли. Валаам шёл путём непослушания – и безмолвная ослица обратилась к нему человеческим голосом. И в случае с Илией вороны оказались послушнее, чем народ Израильский. «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет», – говорит Господь через пророка Исаию (1:3).
Бог привёл Илию в укрытие, но он мог там чувствовать себя по-разному: вздрагивать при каждом шорохе, даже от взмаха птичьих крыльев, а мог полностью довериться Господу: раз Он привёл его сюда, – значит, и сохранит.
Дети Божии в своих прибежищах тоже ведут себя по-разному: одни пугаются при малейших искушениях и испытаниях, а другие остаются верными до конца, в любых обстоятельствах.
«Илия был человек, подобный нам...» – заметил апостол Иаков (5:17). Наверное, он страшился, но остался на месте, не сбежал, не стал искать другого убежища, ведь это ему указал Сам Бог. Возможно, Илия удивился, когда вороны впервые принесли ему пищу. А принесут ли они ее завтра? И если вера не освободит нас от сомнений, то этого не сделает и чудо.
Случается вам переживать сомнения? Думать: а заботится ли Бог ещё обо мне? Господь сказал Илии: «...Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана... и ты будешь пить... Я повелел кормить тебя там» (3 Цар. 17:3-4). И если бы Илия прошёл километров пятьдесят дальше, возможно, он остался бы без пищи. Но в этом был бы виноват не Бог, а сам Илия. «...Я повелел кормить тебя там», – как важно оставаться там, где поставил нас Господь, и в точности исполнять Его повеления!
Илия жил скромно – воду пил из потока, а питался хлебом и мясом, к тому же, скорее всего, без соли. Наверное, жилищем его была пещера, а на чем он спал, – не знаю. Думаю, в наше время не многие смогли бы довольствоваться этим. Мы бываем недовольны, если пища наша холодная или, наоборот, слишком горячая, пересоленная или недосоленная и т.д. Дорогие братья и сёстры, будем учиться у Илии, который жил у потока Хораф, будем за всё благодарны нашему Господу. В послании филиппийцам апостол Павел писал: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (4:12-13).
И снова пришла беда
Сам Бог был прибежищем пророку, и он был доволен этим. Но вот снова пришла беда: «По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю» (3 Цар. 17:7). Поток высох, и радость превратилась в горе. Хорошо, когда скорби кончаются и наступает радость, но если радость превращается в горе, – это тяжёлые времена в жизни любого человека.
Представим себе Илию, когда уровень воды в потоке стал постепенно снижаться, и вот уже от него остались только отдельные лужи... Да и лужи вскоре высохли, Илия остался вообще без воды – что делать? Здесь мы видим особое испытание веры пророка: он поселился здесь по велению Божию, и уйти – значит нарушить волю Бога. А если остаться у высохшего потока – это верная и мучительная смерть.
Но почему же Бог не спешит на помощь пророку? Ведь Он может заставить течь реки в пустыне! Вспомним, как было с Агарью (Быт. 21:19), Самсоном (Суд. 15:18-19), израильским народом в пустыне. Так где же теперь Бог Илии, почему Он медлит? Может, Илия в чём-то виновен?
Такое положение особенно тяжело переживают энергичные люди, каким был Илия. Наверное, пассивный человек просто сидел бы и ждал, а находчивый придумал бы сто способов, как получить воду: начал бы копать поглубже, искать другой источник, перешёл бы на новое место, не дожидаясь смерти от обезвоживания. Такие мысли нередко опережают действие Бога в нашей жизни. И особенно тяжело, когда дети Божии сидят на берегу высыхающего духовного потока. Кто виновен в этом: сам человек или другие?
Бог велел Илии пойти к потоку, но определил его туда не на постоянное место жительства, а лишь на время, это была остановка в пути. И хотя пророк проводил там тихую и мирную жизнь, впереди его ждала решительная борьба. На Кармиле нужно было вернуть народ к Богу. Впереди – чудесное восхищение живым на небеса. Но ко всему этому нужно было подготовиться. Сидя на берегу высыхающих рек, не будем забывать о Божьих планах. Будем благодарить Господа за поток Хораф, даже если он высыхает, и будем ждать от Него новых повелений и благословений! «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе», – писал апостол Павел (Фил. 3:13-14).
В Сарепте
Илия научился доверять Богу ещё в Галааде, перед Ахавом. Он выдержал испытание веры у потока Хораф. И вот Бог направляет его в «плавильную печь» – в Сарепту. «И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (3 Цар. 17:8-9). Но чтобы достигнуть Сарепты, нужно пройти всю территорию, находящуюся под владычеством безбожного Ахава, перенести все тяготы зноя, голод и жажду. Но и такими путями Бог допускает ходить Своим рабам. У нас нет других путей к новым благословениям, как только через испытания. Обстоятельства в Сарепте тоже стали испытанием для веры Илии: ему пришлось жить у бедной вдовы, хотя этот город был полон купцов, жрецов и прочих богатых людей. к тому же вдова была язычницей. Илия посвятил всю жизнь борьбе с Ваалом, а тут ему приходится жить на родине Ваала и Иезавели, дочери Сидонского царя и супруги Ахава.
Когда пророк попросил у вдовы хлеба, она ответила: «Жив Господь Бог твой! У меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем» (3 Цар. 17:12). Не только Илия, но и вдова должна была преодолеть все сомнения, когда он повелел ей: «Не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю» (ст. 13-14).
Представьте себе положение бедной вдовы. Как бы вы поступили на ее месте? Приходит незнакомый мужчина и предъявляет ей свои требования. А у нее и поесть-то нечего, нечем сына накормить. И всё же она поверила и получила во сто крат больше! Таковы законы Божии.
Итак, Илия жил у вдовы, «и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени» (ст. 15). Но вот снова несчастье: заболел и умер сын вдовы. И пришлось Илии переживать незаслуженные обвинения в свой адрес: «Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего» (ст. 18). Всю горечь своего сердца несчастная вдова бросила прямо в лицо пророку. А он смолчал, сказав лишь: «Дай мне сына твоего». Да, порой лучшей защитой бывает молчание.
Илия прибегает к молитве, и мы видим, насколько его жизнь была молитвенной! Он дерзнул просить у Бога о том, о чем ещё никто до него не просил. Он взял мальчика, понес его в горницу, где жил, и, положив на свою постель, воззвал к Господу: «Господи Боже мой! Неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» И, простершись над отроком трижды, он взывал к Господу: «Господи Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!»
И что же произошло? Господь услышал голос Илии, «и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (ст. 19-22). Победила молитва, а не смерть!
А что же вдова? «Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно», – сказала женщина. Она поверила – и тоже получила награду!
Дорогие братья и сёстры, прочитайте эти три главы (17-19) из Третьей книги царств – и вы получите много уроков для укрепления вашей веры.
Иван ОХМАН,
г. Сиракьюз, штат Нью-Йорк, США
[ В начало ] [ На главную ]