Цитата дня

Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1).

Библейская энциклопедия

РЕВЕККА
Бытие 24

Под вечер женщины и девушки шли к колодцу за водой. Среди них выделялась одна поразительно красивая девушка с большим глиняным кувшином на плече. Подойдя к колодцу после всех, она наклонилась, чтобы зачерпнуть воды, но звук верблюжьих копыт привлек ее внимание и она оглянулась, чтобы посмотреть, кто идет. Из облака пыли вырисовывался небольшой, но богатый караван, и пожилой человек в роскошной одежде спустился на землю из узорного седла и направился прямо к ней.

Колодезь находился в Месопотамии, в Харране, где жил с женой и детьми брат Авраама Нахор, переселившись туда, по-видимому, позже Авраама и Сарры. Путником был верный старый слуга Авраама и Исаака Елиезер. Всю дорогу он молился о том, чтобы Господь увенчал успехом его путешествие, целью которого было найти невесту для сына его господина – Исаака. Он клятвенно обещал Аврааму найти невесту Исааку из среды его родственников в Харране.

Но не всякая девушка подходила сыну господина Елиезера, и он, молясь Господу, называл определенные качества, которыми невеста Исаака должна была непременно обладать. Он молился так: «Господи, Боже господина моего Авраама! Пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: „наклони кувшин твой, я напьюсь“, и которая скажет: „пей, я и верблюдам твоим дам пить“, – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим».

С такими мыслями сошел Елиезер с верблюда и приблизился к девушке с кувшином. Черноглазая красавица у колодца привлекла его внимание тем, что среди других женщин выглядела, как стройная лилия среди репейников. Он попросил воды, и все его просьбы, высказанные перед Богом в молитве, начали исполняться одна за другой, прямо у него на глазах.

Девушка проявила внимание и вежливость, доброту и щедрость, т.е. все то, чего искал Елиезер в той, которая должна была стать женою Исаака. У нее было здоровое и красивое тело, вполне пригодное для деторождения и долгой супружеской жизни. Женщина, которая могла черпать и носить воду для целого каравана верблюдов, не могла быть слабой и хилой. Эта девушка отвечала всем запросам разборчивого Елиезера. Он глядел на нее в изумлении и молчании, пытаясь понять, благословляет ли его путь Господь.

Прежде чем предлагать ей подарки господина своего, Елиезер спросил: «Чья ты дочь? Скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?» Он решил, что от ответа на эти вопросы и будет зависеть его окончательное решение.

«Я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору, – ответила девушка и добавила: – У нас много соломы и корму, и есть место для ночлега». Тогда преклонился Елиезер перед Господом и сказал: «Благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего».

Взяв подарки Исаака, Ревекка (так звали девушку) побежала в дом отца своего, чтобы рассказать о необычайной встрече и предупредить о гостях.

Брат Ревекки Лаван прислушался к словам взволнованной сестры и прикинул в уме, какую бы еще выгоду можно извлечь из этого посещения. Он помчался к колодцу и уже на ходу приветствовал посетителей: «Войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? Я приготовил дом и место для верблюдов».

Когда Елиезер вошел в дом Лавана, хозяин быстро расседлал верблюдов и приказал приготовить ужин. Но старый слуга Авраама отказался есть, сперва он хотел подробно рассказать о цели своего прихода. Он долго говорил о богатстве Авраама, о том, что господин взял с него клятву, потому что не хотел брать жену Исааку из хананеянок, но отправил его в Харран, где живут его родственники и велел взять Исааку жену из среды его родни.

Ревекка ёрзала на своем низеньком стульчике и едва могла сдержать волнение. Вафуил пытался что-то вставить, но Лаван велел гостю продолжать рассказ, и тот поведал о том, как молился, чтобы Господь привел его по назначению, как потом увидел у колодца Ревекку и с того момента был совершенно уверен, что она и есть та самая Божья избранница для единственного сына Авраама – Исаака.

Вафуил и Лаван согласились, что это от Господа и разрешили Елиезеру взять с собой Ревекку. Обрадованный Елиезер хлопнул в ладоши, и его спутники-слуги принесли остальные богатые подарки, а на другой день караван уже готовился в обратный путь.

Ревекка взяла с собой свою служанку Дебору, погрузила вещи на верблюда и, попрощавшись с семьей, двинулась в путь со своими новыми знакомыми. В Ханаане их с нетерпением ожидали Авраам и Исаак.

До сего места этой увлекательной истории в характере Ревекки не видно никаких противоречий. Несомненно, она была подходящей женой Исааку. Бог ответил на молитву Елиезера, и он не мог больше ни о чем просить Бога, когда караван медленно продвигался по пыльной дороге в сторону Ханаана. Эта девушка была вежлива, добра, трудолюбива и, как мать Исаака Сарра, на удивление красива.

Старику Елиезеру понравилось, что Ревекка была способна думать самостоятельно, и хотя обычаи того времени не позволяли девушке поступать, как она хочет, было видно, что она сразу поняла: все происшедшее с нею – от Господа, и Ревекка была готова идти к Исааку.

Елиезер хорошо понимал Авраама и Исаака и чувствовал, что Исааку, еще оплакивавшему смерть матери, нужна жена с сильной волей. Наблюдая за Ревеккой от начала ее истории, невозможно не заметить сходства между нею и Саррой. Обе были своевольны, умны, импульсивны и исключительно красивы. Ревекка была необыкновенной во многих отношениях. Но только потому, что до сии пор мы видели в ней проявление положительных сторон ее характера, не следует делать вывод, что в ней не было ничего отрицательного. Она окажется примером всего того, что могут найти в своих характерах и современные женщины, если присмотрятся к себе со всей честностью.

Во всех нас есть унаследованные от прародительницы Евы противоречия. Мы умеем представляться в лучшем свете перед гостями, но что будет после ухода гостей? То, что произойдет потом, может удивить нас самих и наполнить чувством вины. Проверим себя: говорим ли мы о своих гостях так же за глаза, как говорили в глаза? ведем ли себя в их отсутствии так же, как в их присутствии? Разница между нами и Ревеккой состоит в том, что мы имеем средство борьбы со своими противоречивыми характерами. Мы живем в период ПОСЛЕ пришествия Иисуса Христа и ПОСЛЕ сошествия Его Святого Духа в наши сердца. Он пришел, и если мы приняли Его в сердце, Его влияние на наши сердца весьма велико; и когда характер женщины подчинен Его контролю, она никогда не станет жертвой своих противоречий. В Нем мы имеем полноту силы и не имеем извинения. Пользуемся ли мы этой силою? Видят ли окружающие ее действие в нас?

Вера КУШНИР,
г. Санта-Барбара, Калифорния, США