Цитата дня

Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1).

Жизнь церквей

БАПТИЗМ КАК
ЭФФЕКТИВНАЯ РЕФОРМАЦИЯ

К 400-летию баптизма

Окончание. Начало

Первая церковь в Англии
В 1611 или начале 1612 г. маленькая группа Хелвиса вернулась в Англию. Как свидетельствует Торберт, «они вернулись в страну, из которой бежали, спасаясь от преследований несколько лет назад, с единственной целью – распространять свою веру». Таким образом, дело баптистского свидетельства было сохранено и продолжено всего лишь десятью отважными людьми. Однако им повезло с лидером: он был из знатной семьи и получил в Лондоне юридическое образование. Община тайно собиралась в Спиталфилдсе, за воротами Лондона. Так появилась первая баптистская церковь на английской земле, о возникновении которой мы располагаем историческими свидетельствами. Это была церковь общих баптистов, т.е. арминианская по доктрине, но, вероятнее всего, они практиковали крещение обливанием или окроплением.

Хэлвис был истинным радикалом и резко критиковал все взгляды, которые расходились с учением Писания, как его видел сам Хэлвис. В четырех книгах, написанных в 1611-1612 гг., он изложил свои убеждения, которые часто шли дальше взглядов Смита.

Кальвинистов Хэлвис обвинял за их жесткое следование доктрине предопределения, а меннонитов – за то, что они уделяли слишком много внимания свободной человеческой воле и апостольской преемственности, также резко он оспаривал представление меннонитов о том, что христиане не должны быть активными членами гражданского правительства. Его недовольство вызывали пуританские проповедники, которые, чтобы избежать открытого разрыва с официальной церковью в Англии, занимали непривлекательные и малооплачиваемые должности личных капелланов или городских проповедников, где можно было не совершать обряды, которые они считали небиблейскими. И уж, конечно, Хэлвис резко критиковал англиканскую и римско-католическую церкви за уклонение от истины.

Хэлвис как юрист развил понимание свободы совести, изложив первое требование о свободе богослужения, опубликованное на английском языке в его четвертой книге – «Кратком заявлении о тайне несправедливости». «Пусть рассудит король: разве не справедливо, чтобы люди сами выбирали себе религию, зная, что они лично предстанут перед престолом Божьим, чтобы ответить за себя, – писал Хэлвис. – (Мы) исповедуем и учим, что во всех мирских делах нужно подчиняться власти короля; в небесных или духовных вопросах, если король или его окружение используют свою власть против кого-либо, нельзя сопротивляться никоим образом, даже если для этого есть силы, но лучше отдать свою жизнь, как это сделали Христос и Его ученики, в совести своей оставшись верными Богу».

Краткое высказывание, появившееся в посвящении к его книге (1612 г.), стало поводом для ареста и заключения Хэлвиса в Ньюгейтскую тюрьму, по приказу разгневанного монарха Иакова I. «Король является смертным человеком, а не Богом, – писал о нем Хэлвис. – Он не имеет власти над бессмертными душами своих подданных, чтобы издавать для них законы, распоряжения и назначать над ними духовных князей».

После заключения Хэлвиса в тюрьму сведений о нем практически не сохранилось. Известно, что он умер до 1616 г. Руководство Спиталфилдской церковью перешло к Джону Мэртону, торговцу мехами из Линкольншера, который был в числе Амстердамской группы и который потом руководил первой баптистской церковью в Лондоне в течение последующих десяти лет. Собиралась община Мэртона в южной части Лондона – Ламбете. Мэртон, как и его предшественник, был автором книг, отстаивавших баптистскую позицию в вопросах богословия и церковного устройства.

Развитие баптистского движения в первые годы шло довольно сложно. Известно, что в 1620-х годах в Англии, в пяти баптистских общинах, которые собирались в окрестностях Лондона, было около 150 человек. Однако им не хватало пасторов и поддержки в противостоянии официальной англиканской церкви, поэтому они неоднократно обращались к голландским меннонитам с предложением войти под их опеку. Однако меннониты отказали им в союзе из-за их взглядов на совершение таинств, принятие присяги и занятие государственных должностей, хотя и приветствовали дружеские связи с баптистами.

Как пишет историк Торбет, в 1630 г. в Англии насчитывалось шесть общин, а к 1644 г. существовало уже 46 общих баптистских церквей – арминианских по богословским доктринам, евангельских по цели, преданных идее религиозной свободы, которую они отстаивали, несмотря на жестокие преследования. Общими баптистами назвали тех, кто верил, что Христос умер за всех людей. Как писал Джон Смит, «Господь не предопределил ни одного человека к уничтожению».

Мост через океан
В 1640-1641 гг. в среде лондонских баптистов стала активно обсуждаться идея крещения через полное погружение, которую приняли несколько пасторов, придерживавшихся кальвинистских взглядов (Генри Джейкоб, Джон Спислбери). Позже они составили знаменитое Лондонское исповедание веры (1644 г.), в котором отражается кальвинистское богословие, но утверждается идея полного погружения при крещении – на основании шестой главы послания апостола Павла к римлянам. Общины, которые объединились вокруг этого исповедания, стали называться партикулярными баптистами. Они верили в ограниченное искупление, т.е. в то, что Христос умер не за всех людей, а только за избранных.

Баптисты активно занимались миссионерской деятельностью, и к концу XVII века баптистское движение довольно значительно распространилось во всем Британском королевстве и перешло в Америку. Уже не только радикально настроенные религиозные деятели, но и множество простых людей, несмотря на репрессии, стали присоединяться к этому движению. Возможно, одной из главных причин популярности движения было то, что баптисты всегда соблюдали золотую середину между крайностями радикального ухода от мира, характерного для многих анабаптистских групп, и стремления слиться с миром, характерным для англиканского движения. Также важно отметить, что к баптистам часто примыкали демократически настроенные люди, так как здесь они находили последовательную приверженность религиозной свободе, самоуправление поместной церковью и личную свободу совести.

«Демократизм и дисциплина, приверженность Священному Писанию, приоритет общественной деятельности, проповедь христианства, свободного от догматов, обрядов, общеобязательных символов, практическая благотворительность – всё это обеспечило успех баптизма, – пишет Анатолий Иванов. – К баптистам шли люди, сделавшие моральный выбор, поставившие религиозную совесть выше земных выгод. Эта глубокая убеждённость в своей вере, по всей видимости, помогла баптистам выстоять в соперничестве с другими религиозными течениями протестантизма».

Сергей САННИКОВ,
доктор богословия