Цитата дняГосподь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1). |
Библейская энциклопедия

ХРИСТИАНСКИЙ ЭФЕС
Город Эфес (Ефес) упоминается в Библии в связи с довольно длительным пребыванием там апостола Павла, пытавшегося обратить ко Христу местных иудеев и греческих поклонников богини Артемиды. «Павел… прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников (Иоанна Крестителя. – Авт.), сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой» (Деян. 19:1-2). Павел преподал им истину, и ученики Иоанна «крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой...» (ст. 5-6).
Пришедши в синагогу, Павел «безбоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царстве Божьем». Позже, отделив уверовавших от злопыхателей, он перешел с ними в училище некоего Тиранна и проповедовал там. «Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (ст. 8-10). Проповедовать здесь Павлу было много сложнее, чем в других городах, так как Эфес в то время был не только вторым городом после Рима и центром римской провинции Асия, но и оплотом языческой культуры греков (эллинов), большинство которых издавна поклонялось богине Артемиде.
Культ Артемиды возник здесь ещё в VI веке до Р.Х., когда воинственный царь Лидии Крез осадил город. Его жители призывали на помощь Артемиду, но она не помогла. Помог Крез, чье баснословное богатство вошло в поговорку (богат, как Крез). Царь не только поддержал просьбу эфесцев о строительстве храма, посвященного Артемиде, но и стал, как теперь говорят, главным спонсором строительства. На конкурсе победил проект кносского архитектора Хермифрона, предложившего строить храм не на твердой почве, подверженной землетрясениям, а на болоте, мягкий грунт которого защищал здание от подземных толчков.
В IV веке до Р.Х. некто Герострат, желая прославиться, сжег храм. Граждане постановили предать его забвению, но достигли этим лишь обратного. «Геростратова слава» остаётся расхожим выражением поныне. Утверждают, что в тот день 356 г. до Р.Х., когда сгорел храм, родился Александр Македонский.
Собрав всем миром большие средства, горожане отстроили ещё более красивый храм Артемиды, который греки причислили к семи чудесам света. Он стал одним из главных культовых сооружений Древнего мира и простоял почти пять веков, пока нагрянувшие готы не уничтожили и этот архитектурный шедевр. Затем после сильного землетрясения море отступило. Порт потерял своё значение, и город пришел в полный упадок. Но всё это произошло много позже того времени, когда здесь проповедовал апостол Павел, пытаясь оторвать эллинов от Артемиды, языческого храма и ложной веры.
В Библии описан кульминационный момент борьбы христиан, обращенных Павлом, и поклонников Артемиды, взбунтовавшихся против апостола под предводительством мастера серебряных дел Димитрия. Собрав ремесленников, Димитрий стал убеждать их, насколько опасны для благосостояния горожан успешные проповеди Павла: «Не только в Ефесе, но почти по всей Асии этот Павел… совратил немалое число людей…. А это угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить…» (Деян. 19:26-27). Их яростные дискуссии, происходившие в большом амфитеатре города, стали угрожать жизни апостола, и ученики убедили его покинуть Эфес, где он написал немало проповедей, ставших каноническими текстами Библии (в частности, два послания коринфянам).
Эфес связан и с другими знаменитыми в христианском мире именами. В первую очередь, это апостол Иоанн и Мария, мать Христа. Один из самых близких и любимых учеников Христа, Иоанн был свидетелем многих событий земной жизни Учителя. Он присутствовал при Его распятии, и уже с креста Христос поручил Иоанну позаботиться о Его матери (Иоан. 19:26-27).
Иоанн был родом из Эфеса, его мать была сестрой Марии, которую он привел в родные края. Согласно преданию, Иоанн и Мария укрывались в горном жилище неподалеку от Эфеса. Позже римляне арестовали апостола и отправили в ссылку. Вернувшись, он возглавил христианскую общину Эфеса и написал своё Евангелие. Здесь он и умер в глубокой старости. Ныне домик Марии и развалины древнего храма, воздвигнутого в честь апостола Иоанна, охотно посещают христианские паломники.
Рубрику ведет д-р Лео БИЛЬДЕР
[ В начало ] [ На главную ]