Цитата дня

Любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу (Рим. 8:28).

Точка зрения

ИСКУШЕНИЕ СВОБОДОЙ
Свобода – одно из самых сильных благословений и, в то же время, испытаний человека. Многовековый исторический опыт показывает, что во времена политической свободы Церковь всегда подвергалась опасности уклониться в отступничество, добиваясь удобств, авторитета, славы и привилегий, путем компромиссов с мирской системой. Незаметно заражаясь потребительским «духом мира сего», христиане неосознанно поклоняются мирским ценностям и авторитетам. Народ Божий духовно засыпает и опустошается, лишаясь истинно небесных качеств: смирения, скромности, жертвенной любви, бескорыстного милосердия.

В последнее время в христианских кругах раздается все больше голосов, которые считают, что Церковь не должна искать «дешевой благодати» и славы в этом мире. Церковь не должна предлагать спасение как «сделку», не предъявляя при этом к людям серьезных требований. Истинные христиане должны следовать за Христом на крест, жить по Его учению, «отвергнуть себя», принять жертвенную благодать веры евангельской, за которую отдал Свою жизнь Иисус Христос.

Что же мы наблюдаем в наши дни? Демократия, экуменизм, плюрализм, гибкость и компромиссы воспринимаются как высший идеал человеческого духа. Но внимательный взгляд в историческое прошлое показывает, что беспринципное соединение разнородных категорий может привести к духовной катастрофе. Построение христианского государства – одна из таких утопических, неевангельских концепций, породившая идею политизации современной Церкви, что повлекло за собой вовлечение некоторых верующих в активную политическую борьбу со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Существует и другая опасность: ложная харизматизация христианства с элементами экуменизма, что приводит к духовному хаосу в Церкви, порождает серьезные духовные проблемы. Уже сейчас можно констатировать факт: «...Ущерб, понесенный либеральным христианством из-за чересчур охотного приспособления к современной культуре, был весьма велик... Приспособление современной религии к «разуму» культуры неизбежно повлекло капитуляцию перед ее тощей „душой“» (Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996, с. 381-383).

Вследствие духовного упадка незаметно стирается грань между христианским духом и «духом мира сего», что приводит к возникновению различного рода обольщений и «лабиринтов духовности» в среде христиан. Духовная пустота компенсируется и заполняется искусственными подделками и заблуждениями, различного рода зрелищами и развлечениями, а не богослужениями. Именно так начинается «игра в христианство». Сложность ситуации усугубляется тем, что в современной культуре почти ничто не указывает на власть демонического в человеческой жизни, на ту опасность, какой постоянно подвержены все достижения цивилизации, когда порывы зла в человеке могут слиться в коллективном действии и достичь дьявольских масштабов.

«Сегодня евангельское христианство оформило свою весть таким образом, что она стала привлекательной для утоления аппетитов общественности. Христианские рок-музыка и поэзия, христианский театр, христианские группы поддержки, группы худеющих – и этот список можно продолжить, чтобы показать, как христиане-евангелисты стараются сделать христианскую весть более привлекательной. И чтобы вы не думали об этих различных методах, одно является несомненным: это то, что евангельское христианство пользуется уважением...» (Брюс А. Липтл. Христианство в американской культуре. Симферополь, 1996, с.12).

Таким образом, мы убеждаемся, что современное христианство часто пользуется принципом: для достижения благой цели все средства хороши. А как же тогда быть с предостережениями Иисуса Христа и апостолов: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас...» (Иоан. 15:19-20); «...Почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас... Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется» (1 Петр. 4:4-14); «...Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы»» (2 Тим. 3:12).

Эгоцентричная этика утилитаризма (от лат. утилитас – польза, выгода), считающая временную пользу – например, внешний эффект от воздействия рок-композиции, рэп-музыки, танцев, клоунов, количественный прирост церквей и т.д. – основой нравственности и критерием человеческих поступков, настолько завладела общественным сознанием, что даже христиане считают ее привлекательной идеологией для достижения авторитета и успеха в жизни и служении. Брюс А. Литтл справедливо отмечает, что американское христианство, скорее, «пользуется указаниями культуры, чем дает направление культуре».

К сожалению, отрицательные тенденции смешения с миром характерны и для христиан в странах бывшего СССР. По молитвам нескольких поколений христиан, в конце 80-х годов прошлого века, Церковь в бывшем СССР получила долгожданную свободу. Но, начиная с этого момента, выражаясь образно, «потускло золото, изменилось золото наилучшее! Камни святилища раскиданы по всем перекресткам. Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!» (Плач Иер. 4:1-2). Почему выигрыш в смысле спасения и повышения уровня духовности человеческих душ (а не только их количества!) не столь значителен, как ожидалось? Почему в некоторых христианских кругах так много духовной пустоты, заорганизованности, высокопарных шаблонных лозунгов? Подобные вопросы возникали всякий раз, когда Церковь уклонялась от истинного поклонения Богу в духе и истине, обращаясь к поклонению ритуальному, душевно-плотскому, лишенному Святого Духа.

Говорят, история повторяется. К сожалению, повторяются и ошибки прошлого. Еще отец церковной истории Евсевий Памфил заметил, что жизнь христиан, получивших свободу после гонений и притеснений от язычников, склонна изменять свое первоначально «мерное», в евангельском понимании, течение. Другими словами, христиане часто не выдерживают «испытания свободой», впадая в искушения и сети, допуская компромиссы с миром в угоду меркантильным, корыстным, политическим интересам.

Евсевий Памфил писал: «С каким доброжелательством относились к предстоятелям церквей прокураторы и правители! Как описать эти многотысячные собрания в каждом городе, эти удивительные толпы людей, стекающиеся в дома молитвы! Старых зданий было мало; по всем городам воздвигали новые обширные церкви. Так шли в то время наши дела: с каждым днём наше благополучие росло и умножалось; ничья зависть нам не мешала, и злобный демон не мог ни очернить нас, ни подстроить людские козни, пока над нами была рука Божья, охранявшая народ, этого достойный. И вот эта полная свобода изменила течение наших дел: все пошло кое-как, само по себе...» (Церковная история, III-IV века. М., 1993, с.286). Нечто похожее произошло в наше время в странах бывшего СССР. Времена так называемой гласности и перестройки положили, в некотором смысле, начало «перестройке» христианства. Бурные информационные реки, хлынувшие как с Запада, так и с Востока, принесли славянским народам не только благословение и расширение кругозора. Наряду с положительным влиянием общения и просвещения, в славянскую среду были привнесены новые духовные учения, новые стили и формы прославления Бога, не имеющие ничего общего с благоговейным и смиренным поклонением Богу в духе и истине. Процесс ложной харизматизации захлестнул своими «горькими водами» многие направления протестантизма, порождая пустое благочестие и лишенное силы, духовно неуравновешенное христианство.

Не секрет, что в отечественном евангельском христианстве идет не только активное движение евангелизации и просвещения, что несомненно радует. Параллельно набирает силу незаметный, на первый взгляд, процесс неразборчивой «гуманизации» и секуляризации Церкви, т.е. смешения духовной и святой культуры христиан со светской, мирской культурой, не имеющей Духа Христова. Подобное смешение с пропитанными грехом и оккультизмом обычаями и нравами мирского гуманизма приводит Церковь к постепенному духовному заражению. Именно это вызывает скорбь и томление духа у тех христиан, кто практически испытал истинную силу и власть Святого Духа.

Христиане заражаются духом прагматизма, неразборчиво стремятся к тому, что приносит быстрый успех. Верующие оказываются в сетях мирского духа, в стороне от Божьих моральных стандартов и принципов, гонятся за высокими показателями массового обращения и количественного роста общин. Театрализация церкви и «христианский рок» преподносятся простодушным верующим как поднятие авторитета церкви и усиление влияния на неверующих. Происходит также политизация церкви – голоса верующих и их членство в политических партиях используются для усиления позиции той или иной партии в политической борьбе за власть. Некоторые христиане искренно верят в утопические идеи построения «христианского государства», забывая слова Христа о том, что Царство Его «не отсюда». Часто верующие не выдерживают искушения ни политической властью, ни властью мнимого «авторитета церкви», лишаясь реального присутствия и действия Господа. Вечную Славу Божью они меняют на тленную славу и награды человеческие. Вот почему отступает сила и слава Всевышнего от народа Божьего, остается лишь пустота храма и духа, заполняемая человеческими заблуждениями... Ориентируясь на мировую систему христианской культуры, поддавшись общему течению, христиане «высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2:13). К категории «водоемов разбитых» следует отнести и такие явления, как ложные пророчества и видения («мечты сердца»), имитация исполнения Святым Духом, «музыкальные» молитвы, «падения», «марши», «святой» смех, «телесные упражнения» (танцы, шатания, рукоплескания во время богослужений), «связывание сатаны», а также другие душевные технологии. Из этого вытекает неосознанное отрицание библейских принципов благоговения и благочестия, т.е. подмена истинно божественной духовности, красоты и гармонии. В наглядном виде это проявляется в современных стилях проведения богослужений с элементами шоу-представления, «легкой» театральности, бегания проповедников по сцене и преобладанием других, сугубо эмоциональных способов влияния на публику.

«Пленение церковных лидеров модной теорией о том, что мы должны делать все возможное, дабы удержать в церкви нашу молодежь, вызвало целую волну компромиссов, привело к отклонению... Лаодикийская церковь довольствуется забавами, смехом, вечеринками, играми и постоянным «евангельским» увеселением. Даже личные свидетельства и служения церкви заразились совершенно новым способом проповеди Евангелия, который не имеет ни капли сходства с помазанной проповедью истины», – пишет Билл Буркетт в книге «Видимый христианин». Подобное отступление от буквы и духа Священного Писания является признаком последнего времени, признаком духовного охлаждения христиан. Таким способом человечество подсознательно подготавливается к добровольному принятию оккультной и политизированной религии «человека греха», или антихриста – «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными...» (2 Фес. 2:9).

Иван ЛЕЩУК