Цитата дняБлаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Матф. 5:5). |
Наше интервью
Рувим ВОЛОШИН:
Молодежь – это визитная карточка церкви!
Из досье
Рувим Степанович Волошин родился 10 мая 1962 г. в молдавском городе Бельцы. В 1978 г., в шестнадцатилетнем возрасте, принял святое водное крещение. Тогда же начал проповедовать Евангелие. После окончания техникума устроился на работу и начал присматриваться, в каком служении мог бы оказаться полезным Богу.
Посещая евангельские церкви в российской глубинке, он увидел крайнюю нужду в служителях: на 80 членов церкви приходилось четыре-пять братьев и ни одного служителя... И в 1987 г. Рувим Волошин решил переехать для служения в Сибирь. В далеком от родины городе Чите он устроился на работу токарем, а все свободное время посвящал служению в поместной церкви, в которой вскоре был выдвинут на пасторское служение. Через два года женился в Молдавии, а в 1990 г. в семье родился первый сын. Господь подарил Рувиму и Татьяне четырех сыновей и дочь.
После нескольких лет служения пастором Рувим Степанович был избран старшим пресвитером по Восточной Сибири. В 1995 г. получил приглашение трудиться в Москве, в качестве помощника председателя РС ЕХБ по миссионерской работе. На XXXII съезде Союза евангельских христиан-баптистов пастор Волошин избран заместителем председателя РС ЕХБ.
Рувим, поздравляю тебя, от имени наших читателей, с новым служением!
– Спасибо.
Чем отличаются твои новые обязанности от прежних? С миссионерским отделом было всё ясно – там название само за себя говорит...
– Убрав приставку «по миссионерской работе», братство расширило мои обязанности. Сейчас мы ведем работу по формированию пасторского отдела, предполагаем, что в мои обязанности будет включено курирование вопросов пасторского служения. Кроме того, делить ответственность с другими братьями за весь спектр служений братства, во всем его многообразии – будь-то вопросы душепопечительства служителей или проведение конференций, семинаров, подбор служителей, анализ служения и консультирование в подборе новых служителей. Словом, структура современной церкви, ее формирование.
Сам-то ты, насколько я знаю, «пропустил» в своем служении позицию дьякона. С проповедника сразу был рукоположен на пресвитера?
– Да, ты прав. Там просто ситуация была такая. Один из братьев в церкви бросил реплику в церкви: «Вы 20 лет ждали, пока у вас дьякон появится, а теперь еще 20 лет будете пресвитера ждать?!» Люди в церкви и стали настаивать на пасторском рукоположении...
Рувим, я пришел к тебе с вопросами по конкретной теме: молодежь в христианстве. Поэтому мой первый вопрос: насколько в российском Союзе евангельских христиан-баптистов уделяется внимание проблемам и служению молодежи? Как часто эта тема звучит на совещаниях руководства?
– Не думаю, что сегодняшнее служение церкви может обойтись без молодежного участия. В моем представлении, церковь схожа с семьей: старшее поколение определяет направление, среднее – помогает работать, а младшие присматриваются и подражают. Поэтому молодежь нужно всячески привлекать к служению, мотивировать, помогать на первых порах. Господь же не определяет приоритеты для какого-то возраста. Более того, для Него как раз ценна молодежь, Он говорит: «...Будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши...» (Деян. 2:17). Слово Божье открывает нам, что действие Духа Святого будет столь же активным как в жизни старшего поколения, так и в служении молодого.
Часто представляю себе картину служения Самуила и Илии. Такой огромный разрыв в возрасте священников, отсутствие среднего поколения – это беда. Тем не менее, старцы должны учить детей слышать голос Божий, наставлять и показывать, как Господь отвечает на молитвы, как Он ведет христианина, как призывает на служение...
А как учить, если молодежь нередко просто отсутствует на богослужениях? Молодые люди приходят к концу собрания, ожидают на улице или в вестибюле, когда закончат «старики», чтобы потом начать свое общение.
– Никогда не был в такой ситуации и не хотел бы в ней оказаться. Тем не менее, считаю, что из такого положения есть выход. Первый шаг – попытаться стать другом для этой молодежи. Второй – молитва. Находить время, когда ты молишься именно о молодежи из своей церкви. Господу не сложно создать условия, при которых молодежь нуждается в совете или поддержке, в тех, кто за них мог бы помолиться...
Когда мы молодые – у нас много силы, но мало времени (а иногда и желания) для того, чтобы остановиться и проанализировать, подумать. Отсюда случаются резкие, неверные решения, некая категоричность, запальчивость, от которых мы способны попасть впросак и затем чувствовать себя виноватыми. Задача старшего поколения постараться помочь молодым христианам не посеять того, что они впоследствии не захотят пожинать. Жатва-то в любом случае неизбежна.
Этой цели могут послужить какие-то неформальные встречи, общения с молодежью, на которых полезно рассказать молодому поколению о тех обстоятельствах, через которые Бог проводил верных Ему людей. В то же время нужно давать возможность молодежи реализовать себя, проявить в разумной степени самостоятельность. Когда человеку дают возможность действовать самостоятельно, он начинает чувствовать ответственность, нередко при этом ищет совета, помощи, поддержки. Человек часто стремится к независимости, но перед лицом независимости смущается и начинает отступать. Ведь независимость – это достаточно дорогое удовольствие. Считаю, что ни при каких обстоятельствах не следует терять контакт с молодежью, нужно оставаться для нее в поле зрения и непременно доступными. И уж ни в коем случае не прекращать молиться о молодом поколении!
Дать возможность молодежи реализовать себя не всегда просто. Ведь у молодых людей на многие вопросы служения Богу свой взгляд. Скажи, лично ты в этих вопросах прогрессивный или консерватор?
– Проблемы «отцов и детей» переходят из поколения в поколение. С ней в свое время сталкивались и мы. Другое дело, что где-то она выражена в более острой форме, а где-то – в мягкой. Я считаю себя консервативным человеком. При этом я не склонен всегда ругать что-то новое только за то, что оно является новым. Допускаю, что чего-то могу просто не понимать. С другой стороны, в стремлении постоянно искать что-то новое, заменить им «старое» мы можем утратить нечто важное. То «старое», чем мы обладаем, имеет свои корни, основу. Посмотрите, ведь ни одно государство сегодня, каким бы прогрессивным и либеральным оно ни было, не проявляет никакой либеральности в отношении к своим ценностям, традициям. Поэтому и нам не повредит быть в этих вопросах благоразумными и не разбрасываться традициями, а отбирать их.
Ты нес служение в удаленном от Москвы регионе, теперь уже несколько лет – в столице. Есть разница в жизни христианской молодежи на периферии и в центре?
– Разница есть и, на мой взгляд, существенная. Христианская молодежь в регионах более привязана к церкви. В условиях жизни в Москве церковь ориентирована, прежде всего и исключительно, на богослужения. Поэтому когда мы говорим «церковная жизнь», то подразумеваем некое условное понятие лишь для нескольких человек из церкви. Для тех, кто непосредственно занят духовной работой. Церковь на периферии или в провинции больше живет общиной, чем церкви в Москве.
То есть в Москве уже можно говорить о таком понятии, как «прихожане»?
– К сожалению. Или принять как реальность. Некоторым людям для того, чтобы добраться до церкви, нужно потратить на дорогу час-полтора. Здесь особый стиль жизни, обстоятельства. И нужно отдать должное тем верующим, которые добровольно служат церкви, помимо воскресных богослужений, посещают церковь несколько раз в неделю. В Москве с ее ритмом жизни, расстояниями, бесконечными пробками на дорогах, чрезвычайно сложно регулярно посещать репетиции, дополнительные занятия и другие церковные мероприятия. В этом основная причина того, что в провинции церковная жизнь гораздо полнее и интереснее, чем в столице.
Это, кстати, вопросы, которые московским и питерским церквам придется рано или поздно решать. Они переживают период трансформации, поиска новых форм служения, формы взаимоотношений между верующими. Мне кажется, что так называемые «малые группы» здесь актуальны как никогда и нигде. Другое дело, что не каждый верующий готов принять у себя в квартире людей для общения. Больше тоскуют по общению те, кто недавно переехал в Москву. Вот они свои дома откроют для кого угодно. Потому что без привычного общения просто задыхаются, они привыкли жить по-другому! Молодежь в этом плане, на мой взгляд, могла бы оказаться очень полезной и действенной. При этом для лидеров молодежи должны быть организованы такие общения, на которых они могли бы учиться тому, что впоследствии будут проповедовать в малых группах.
Твоему старшему сыну 16 лет. С какой самой большой и основной проблемой сталкивается молодой христианин в таком возрасте?
– Интересный вопрос. Я непременно задам его своему сыну. У нас с ним, так же, как и с остальными нашими детьми, не возникало до сих пор противоречий или, тем более, конфликтов. Уж не знаю, как так получилось, но наши дети везде чувствуют себя теми, кто должен влиять на обстановку. Так и старший сын: не успел начать учиться в музыкальном училище, а уже нескольких ребят привел в церковь. Думаю, основной сложностью для него является не то, чтобы показать, что он как-то по-особому верующий, а чтобы зажечь человека своей верой, привести в церковь так, чтобы человек остался.
А вообще, для молодых христиан может оказаться проблемой сознание своей ненужности в церкви. Основа этой проблемы закладывается, на мой взгляд, в воскресной школе. Нет, не потому, что в воскресной школе чему-то учат неправильно! А, во-первых, потому, что сами занятия проводятся во время основного богослужения. Наши дети не приучены к богослужениям. И это – трагедия. Во-вторых, нередки случаи, когда преподаватели воскресных школ не учат детей, а просто их развлекают. Преподаватели не пополняют свои духовные запасы, поскольку во время богослужений занятны с детьми, да и сами, вероятно, являются «выпускниками» таких вот воскресных школ. Ни в коей мере не хочу поставить им это в упрек. Ведь часто они берут на себя этот непростой труд из чувства сострадания к нам и любви к нашим ребятишкам. Но, в конечном итоге, получается, что мы отдаем детей в воскресную школу только для того, чтобы они не мешали присутствовать на богослужении нам самим. В результате вырастает молодежь, не имеющая понятия о церковной жизни, богослужениях, поклонении Богу и молитве. Церковь часто и не замечает, что молодежи нет на служении. Она уверена, что молодежь где-нибудь в дальней комнате проводит свои занятия. Это – самообман. Дьявольская «конфетка», от которой мы будем еще долго ощущать горечь во рту.
Когда молодежь участвует в богослужении, когда дети здесь же, вместе с нами, делают свои первые, даже неуклюжие попытки поклониться и прославить Господа, тогда и только тогда мы видим ту гармонию, которую предусмотрел Бог. Мы передаем детям ценности, которыми Господь обогатил нас самих. Да и преподаватели воскресных школ, присутствуя на богослужении, имеют возможность пополнять свой опыт, жить в одном духе с поместной церковью.
Миссионерское служение немыслимо без командировок. Нередко случается, что служители вынуждены подолгу отсутствовать дома и впоследствии, как мы говорим, «теряют» своих детей. Ты, слава Богу, избежал таких проблем. Есть у тебя какой-то рецепт или секрет?
– Секрета нет. Это – милость Господа. В моем служении меня всегда поддерживала жена – у нас с ней одни ценности. Не было случая, чтобы, провожая меня в очередную поездку, она сказала: «Опять ты уезжаешь! Тебе что, больше всех надо?» Я не слышал этих слов не потому, что у меня в доме все было так образцово организовано, что жена и дети не сталкивались с трудностями, не скучали, не переживали и не тосковали по мне. Просто мы поняли сразу, когда приняли решение переехать в Москву, что едем не для отдыха, а для того, чтобы трудиться. Бог готовил нас к этому: она знала, что выходит замуж за служителя.
Многие вещи мы корректировали в процессе служения, в моменты особых переживаний в жизни моей супруги приходилось менять приоритеты. Например, как-то она подсчитала, сколько дней в году отсутствовал дома, получилось ...193 дня! Более полугода провел в поездках... Тогда стал искать в церкви служителя, который бы смог разделить со мной бремя служения. И Господь выходил навстречу, церковь избирала еще служителя.
Притворяться и делать вид, что дома все нормально не могу и не умею. Вести служение «как ни в чем не бывало» – это нечестно перед Богом и людьми. Поэтому мы с женой взяли за правило: солнце да не зайдет, когда в нашей семье неприятности. Если у нас есть конфликт, мы решаем его сегодня, не оставляем на завтра.
Никогда не допускали никаких разногласий в присутствии детей. Наши дети видели только одно, единое родительское мнение. Кроме того, они всегда вынуждены были участвовать вместе с нами в нуждах миссионеров, слышали об их трудностях, молились о миссионерах и видели реальные ответы на эти молитвы... Старались, чтобы дети видели не лишенную трудностей, но радостную жизнь благовестников, брали их с собой в поездки, в которых они были нашими сослужителями. И теперь еще переживаем о них, но это вероятно, как и любые родители.
Готовясь к интервью, я зашел на молодежный сайт российского Союза баптистов, чтобы так сказать «войти в тему». Меня удивил один из вопросов, который обсуждался на форуме, а именно: отношение к пирсингу и татуировкам. Ты мог в молодые годы представить себе такое обсуждение?
– Думаю, когда мы были молодыми, то не могли себе представить возникновение таких вопросов. Их никто не поднимал, потому что мы знали ответы на эти вопросы из Писания. Я бы и сегодня не стал говорить на эту тему с возрожденными христианами. Бог уже в глубокой древности просветил человечество по этой проблематике. К тому же, всякий мало-мальски здравомыслящий, даже неверующий человек знает, что нет в этих вещах никакого содержания. Разве что – протест против Бога.
Как же нет содержания? В одной московской баптистской церкви я как-то увидел молодого человека с крестиком в ухе, вместо серьги. Чем не содержание?
– Ну, если он проповедует где-нибудь в среде неформалов, то, возможно, оправдывает наличие такого «украшения» своим «особым призванием» (в данном случае крестик в ухе несет смысловую нагрузку именно как украшение). Но ведь нужно понимать и то общество (церковь), в которое ты возвращаешься. Я не хочу, конечно, этого молодого человека критиковать – но стараюсь таких людей понять.
Не думаю, что для того, чтобы успешно проповедовать в какой-то особой среде, мы должны уподобляться этим людям. Например, один брат в Москве проповедовал беспризорникам. Он посещал подвалы и теплотрассы, в которых они обитали, носил им пищу, одежду. Милиция во время облавы избивала его вместе с беспризорниками. Его обвиняли в том, что он, дескать, их тут «пригрел», «приголубил» и пр. Тогда он стал надевать рясу священника, когда шел туда, и все проблемы с избиениями сразу же разрешились. Говорю это к тому, что нет необходимости одеваться как беспризорник, если проповедуешь в среде беспризорников.
Не исключено, что этот молодой человек с крестиком в ухе просто из тех, кто недавно пришел в церковь и еще не успел разобраться с этим вопросом. Уверен, что как только он окрепнет духовно, вопрос решится сам собой.
Российское государство планирует потребовать от каждого миссионера «корочки», мандат для того, чтобы проповедовать Евангелие. Если этот законопроект пройдет, что будут делать проповедники?
– Дело, скорее всего, не в «корочках». Думаю, что наше государство, в конце концов, скатится к тому, что запретит проповедовать Евангелие так свободно и просто, как это делается сейчас. Нам нужно будет учиться жить в новых условиях. Хотя и сейчас, мы не используем тех возможностей благовестия, которые еще, слава Богу, имеем. К стыду нашему часто ждем, что проповедовать будет пастор, служитель, миссионер... Это элементарная пассивность! Мы говорим, что «каждый баптист – миссионер», но при этом не делаем ничего для того, чтобы эта истина была реализована на практике.
В плане благовестия грядут изменения не в лучшую сторону. Это и логично – наша страна становится богаче. Когда страна становится богаче, она становиться демонстративной, надменной, гордой. Людям начинает казаться, что их благосостояние зависит не от Бога, а от их особых заслуг, даже избранности какой-то...
То есть молодому поколению будет гораздо сложней нести Евангелие «до края земли»? Твои пожелания нашим молодым читателям?
– Молодежь – это визитная карточка церкви! Если молодежь ревнует о труде благовестия, желает привлечь своих сверстников в церковь, то она должна ревновать и о том, чтобы служение в церкви было интересным, содержательным, красивым, достойным. Для этого рекомендую им молиться, привлекать сверстников для участия молодежи в богослужениях – стихотворения, песни разучивать, декламации... Эти вещи наполняют проповедь образами. В такую церковь пойдет и молодежь с улицы.
От души желаю молодежи жить Христом, учиться быть «другими», не подражать тем, среди которых они живут, учатся, работают, а принести миру Христа – понятного, интересного, живого. Христианская молодежь – это веселые праведники и агрессивные (в лучшем смысле слова) святые. Святые, которые желают изменить этот мир и приготовить его к встрече с Богом!
Беседовал Андреас ПАТЦ
[ В начало ] [ На главную архива ]