Цитата дняИщите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко (Ис. 55:6). |
Проповедь
МЫСЛИ О ВЕЧНОСТИ
Самолет стартовал в ночь. Быстро набирая высоту, он оставил внизу огни большого города. Сила земного притяжения, увеличенная ускорением машины, мягко придавила пассажиров к удобным креслам. Вдруг по стальному телу самолета пробежала дрожь, которая передалась и тем, кто уже начал дремать в салоне. В сердца их закрался вопрос: «Что это? Долетим ли до цели? А что, если...»
Кто имеет ключи ада и смерти?
В самом деле, а что, если нам придётся расстаться сейчас с земной жизнью? Где и как – неважно, в воздухе ли, на море, на больничной койке, в самом расцвете сил или в старческой немощи. Где мы окажемся после того, как пробьет наш последний час? «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена» (Иов. 14:14). Вопрос, заданный более трех тысяч лет тому назад, и сегодня не потерял своей актуальности. И сегодня он все еще висит в воздухе, и смертные ожидают ответа на него.
Многие древние мудрецы и современные философы пытались и пытаются своими умствованиями разрешить его. Но кто из них в самом деле входил в исследование бездны, для кого отворялись врата смерти? «Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?» (Иов. 38:16-17). Перед кем из них поднималась завеса, скрывающая от наших глаз потусторонний мир? Правда, кое-кто пытается уверить нас в том, что видел нечто там, какие-то, мол, слухи уже донеслись до него оттуда. Но душа, стоящая на пороге вечности, на краю великой бездны, не может удовлетвориться какими-то жалкими догадками о том, что ожидает её за чертой материального мира. Она хочет знать правду о той стране, в которую собирается вступить, покидая свою храмину из брения.
«Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? Мы не умрём!» (Аввак. 1:12) – у нас на челе начертана эта истина Божьим перстом. Человек – чело вечности. От седой древности люди знают об этом. И свидетельство тому их религии и храмы. И когда проходили времена тиранов, пытавшихся стереть эту надпись из умов и сердец людей, вопрос о бессмертии с новой силой вставал перед ними. Кто даст ответ на эти мучительные раздумья души? Из смертных – никто. Но есть один, прошедший небеса, взошедший выше звезд Божьих, перед Которым подняли врата свои вечные верхи, пропустив Его в жилище Бога. Он знает, что такое вечная смерть, и знает выход из ее страшной державы. Он один имеет право сказать о Себе: «Я есмь Первый и Последний, и живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:17-18). Смерть пыталась навсегда удержать Христа в своем мрачном царстве, но «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2:24). Христос, Сын Божий, – это Единственный, Который может поведать нам о том, что ожидает нас после смерти. Его нетленное Слово является верным руководством в долине смертной тени. Оно светильник нашей ноге и свет нашей стезе там, где все земные светила бессильны просветить тьму нашей жизни.
Человек, ты ищешь правду о вечности?
О, Боже, «научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить» (Иов. 37:19). Библия ясно говорит нам о том, что после смерти для нас открывается вечность. Там нет нужды дискутировать о Боге, там никто не будет убеждать людей в их греховности и нужде во спасении. Погибшие там узнают тотчас же о том, что они погибли навеки, а спасенные – о том, что избежали этой участи. Всем людям, малым и великим, мудрецам и невеждам, принадлежавшим к какой-либо религии или исповедующим атеизм, придется шагнуть в бессмертие.
Наши чувства, амбиции и сознание не угасают с физической смертью. История о богаче и Лазаре (Луки 16:19-31), рассказанная людям самим Христом, – это лучшая картина, говорящая о жизни после смерти. Нищий и богач не лишились возможности воспринимать действительность после того, как их похоронили на земле. Один из них утешается благами потустороннего мира, а другой мучается в адском пламени. Богач, пиршествовавший каждый день на земле, не может в аду прохладить свой язык даже каплей воды. Душа Лазаря полетела не сама туда, куда хотела, но ее понесли ангелы и посадили на колени агнца всех верующих, Авраама. Все мольбы богача о помощи в аду были отклонены. Ад – это место неисполнимых желаний. Могущественные цари, которые потрясали царства и наводили ужас на земле живых, в преисподней стране окажутся равным другим сынам человеческим, отошедшим в могилу. «Это для того, чтобы никакие дерева при водах не величались высоким ростом своим и не поднимали вершины своей из среды толстых сучьев, и чтобы не прилеплялись к ним из-за высоты их дерева, пьющие воду; ибо все они будут преданы смерти, в преисподнюю страну вместе с сынами человеческими, отшедшими в могилу» (Иез. 31:14). Рефаимы встречают там царя вавилонского с насмешкой и презрением: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим...» (Ис. 14:9-12).
Вечность лишит нас абсолютно всего, что было у нас в этом мире. Нагим приходит человек в этот мир и таким же оставляет его, «умирая, не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его...» (Псал. 48:18). Лишь наши дела, добрые и злые, пойдут вслед за нами. Они будут взвешены там на весах правосудия Божия, и их тяжесть определит нашу вечную участь в потустороннем мире. Мы понесем с собой туда свои беззакония и позор (Иез. 32:25-27), которые не были здесь омыты и уничтожены кровью и жертвой Христа. Наши грехи, которым мы так легкомысленно предавались при жизни, обретут в вечности невероятную тяжесть. Тленные золото и серебро, приобретенные здесь неправдою, поржавеют в вечности и их ржавчина будет есть там плоть грешников, как огонь. Там всё будет иначе. Невидимое и ничтожное здесь сделается видимым и значительным там. А видимое и обожествляемое людьми здесь рассыплется там в прах и пепел.
«К цели жизни новой близится челн, К страшной бездне иль к вечному граду, И одни там потерпят урон, А другие получат награду».
Великую пропасть, отделяющую две вечности, невозможно будет там перейти. Но в молитве покаяния мы можем со Христом, Спасителем нашей души, перешагнуть ее здесь. О душа, поспеши это сделать теперь, пока врата вечной смерти не затворились за тобой навсегда!
Константин ОЗЕРКОВ
[ В начало ] [ На главную архива ]