Цитата дняГосподь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1). |
Жизнь церквей
ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ
ИЛИ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ?
Устами классиков о современности
Дьяволу редко удавалось придумать более изощренную уловку, чем заставить верующих думать, что часть их миссии заключается в том, чтобы развлекать людей с целью привлечь их в церковь. Начав простой проповедью Евангелия, постепенно церковь смягчила свое свидетельство, потом стала закрывать глаза на легкомыслие, присущее современности, и искать ему оправдание. Потом церковь позволила этому легкомыслию проникнуть в свои стены. А теперь она приняла его под предлогом донести Благую весть до более широких масс населения.
В качестве первого опровержения таких заявлений я хочу сказать, что нигде в Писании не сказано о том, что церковь должна развлекать людей. Если это входит в обязанности христианина, почему Христос не говорил об этом? «Итак, идите и научите все народы, развлекая тех, кому Евангелие не интересно!»
Таких слов мы в Писании не находим. Иисус вовсе не говорил об этом. Когда же появились люди, желающие развлекать других? Святой Дух ничего не говорит о них. Почему пророки испытывали отвержение, гонения, мучения? «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:37). Они были гонимы, потому что развлекали людей или потому, что обличали их?
Если бы Христос ввел более яркие и приятные элементы в свое служение, Он был бы намного популярнее. Когда многие отвернулись от Него и перестали следовать за Ним, Он не стал посылать Петра: «Петр, побеги за ними и скажи им, что завтра наше служение будет в другом стиле, более приятным, с очень короткой проповедью. Мы организуем приятный вечер для людей. Скажи людям, что им понравится! Поспеши, Петр, нам нужно во что бы то ни стало собрать людей!»
Нет, Иисус жалел грешников, воздыхал и плакал над ними, но никогда не стремился развлекать их. Он обличал грешников и говорил открыто о том зле, которое наполнило их сердца и препятствовало им познать истину. Помните его обличение фарисеев? «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри полны лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27-78). Здесь нет ни малейшей попытки – понравиться этим влиятельным людям.
Вы только потратите зря время, если захотите исследовать Новый Завет, чтобы найти там «Евангелие развлечения». «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа», – так проповедовал Петр в день Пятидесятницы (Деян. 2:28). «Итак, мы посланники от имени Христова просим: примиритесь с Богом», – пишет апостол Павел (2 Кор. 5:20). Они обличали людей во грехах и, указывая на крест Христа, призывали их к покаянию.
Следующим за покаянием был призыв к освящению. Христос и апостолы не просто призывали людей; они предупреждали о цене следования узким путем. С самого начала проповедь Евангелия включала в себя освящение и отвержение от мира. «Ибо вы – храм Бога живого, как сказал Бог: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». «Потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас» (2 Кор. 6:17).
Все, что начинает напоминать собой развлечение, должно вызывать подозрение по причине его отсутствия в Писании. Первая церковь имела безграничную уверенность в Евангелии и не применяла другого оружия.
После того, как апостолы Петр и Иоанн были брошены в тюрьму за свою проповедь, церковь провела специальное молитвенное собрание, но церковь не молилась: «Господи, помоги Своим рабам мудро и хорошо проводить время, чтобы мы могли показать этим людям, как мы счастливы». Нет! Они молились о силе проповеди. Они не переставали проповедовать о Христе. У них не было времени на организацию развлечений. Из-за гонений они были разбросаны по разным местам, но везде, где бы они ни были, они проповедовали Евангелие. Своей проповедью Евангелия они перевернули весь мир! В этом их великое отличие от сегодняшней церкви.
И, наконец, развлечение не приводит к желаемым результатам. Все, у кого тяжело на душе, и кто обрел мир на нашем концерте, не молчите! Если есть среди нас пьяница, кому наше захватывающее представление помогло обратиться к Богу, пусть он поднимется! Но не случится ни первого, ни второго! Развлекательное служение не приводит к Богу!
Насущная проблема современного служения заключается в серьезной духовности, объединенной с библейским учением, настолько понятным и ощутимым, что оно способно зажигать сердца людей.
Чарлз СПЕРДЖЕН
знаменитый английский проповедник 19 века
Примечание редакции
Слова, сказанные более 100 лет назад Чарлзом Спердженом, «королем проповедников», как его называли в свое время, сегодня не только не устарели, но, обладая силой истины, стали еще более актуальными. Слишком много внимания уделяется ныне поиску новых форм в ущерб серьезному углублению в содержание, что приводит к потере некоторыми проповедниками и даже церквами духа Евангелия.
Одно время в евангельских церквах стала распространяться пантомима – немые сценки, благодаря которым молодежь современного постмодернистского мира, якобы, должна была лучше воспринимать Благую весть. Мало кто при этом обратил внимание на вопиющий факт: из проповеди Евангелия было удалено самое главное – Слово Божие, то есть Иисус Христос. Облегченная проповедь облегченного Евангелия и воспринимается облегченно; не затрагивая глубинных струн человеческой души, она не вызывает в сердце грешника сокрушения.
Сперджен видел это 100 лет назад; увы, многие и сегодня не видят, настаивая на том, что ни в коем случае нельзя никого обличать, чтобы не расстроить слушателей, не впасть в осуждение. Такое впечатление, что проповедники призваны не глаголом жечь сердца людей, а потакать их плотским слабостям.
Обличение и осуждение – разные вещи. Обличение, то есть критика, если оно исходит от любящего сердца брата или сестры, в конечном итоге направлено на то, чтобы помочь человеку исправиться. Осуждение – это окончательный приговор, который не в компетенции человека, не обладающего полнотой видения.
Проповедь Евангелия – это всегда обличение. И ободрение мы получаем не только тогда, когда в очередной раз услышим, что Христос умер за наши грехи, к чему, возможно, уже привыкли, и это убаюкивает нас. Но когда слово Божие разбудит нас и укажет на проступки и грехи, с которыми мы свыклись. Когда, принимая обличение, мы плачем и сокрушаемся сердцем, приходит настоящее ободрение. Мы выходим из собрания обновленными, радуемся, что Господь достучался до нашего сердца.
Пусть Господь благословит нас помнить слова апостола Павла: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2). Это лучше, чем помнить слова современного проповедника, запрещающего нам обличать, призывающего приспосабливаться к миру и подстраивать свой голос под сладкоголосое пение обманщика.
[ В начало ] [ На главную ]