Цитата дняНе любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Иоан. 2:15). |
Вопрос-ответ
Когда Дух Святой снизошёл на учеников Христа?
Есть ли разница между Духом Святым и Духом Божиим?
Дорогая редакция, здравствуйте!
С большим интересом изучаю я Святое Писание, очень много поняла, многое открылось. Слава и благодарность Господу за всё! Но есть вопрос, который мне непонятен. Были ли возрождены свыше 12 учеников Иисуса во время Его жизни на земле, т.е. до Его вознесения? Имели ли они Духа Святого до Его смерти на кресте? По Писанию, Дух Святой снизошёл на учеников в день Пятидесятницы. Но в Евангелии от Иоанна говорится: «...Ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (7:39).
У нас объясняют, что ученики получали Духа Святого тогда, когда Иисус наделял их Духом, ссылаются при этом на стихи из Евангелия от Матфея: «...Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. ...Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (10:8, 20). Как получили ученики силу исцелять, очищать, воскрешать мёртвых? Что получили они даром? «Дух Отца вашего» – это Дух Святой? И вообще, есть ли разница между Духом Святым и Духом Божиим? Мне хочется получить ясность в этом вопросе. С радостью буду ждать вашего ответа!
С любовью во Христе,
ваша сестра Людмила Л.
Уважаемая читательница, приятно узнавать, что люди внимательно изучают Священное Писание и желают иметь глубокие духовные познания. Ваш вопрос – один из сложных для полного понимания. Человек никогда полностью не найдёт ответы на все вопросы, которые возникают в отношении Бога и Его действий. Если человек полностью уразумеет Бога, он станет равным Ему, а это невозможно. Человек, творение Божие, находится на нижней ступеньке, относительно Бога. Так, как животные не в состоянии полностью понять человека, так и человеку трудно полностью понять Бога.
Изучая Библию, мы приходим к познанию Бога совершенно иным путем, отличным от того, когда просто приобретаем знания. Мы не можем поставить себя выше Бога и рассматривать Его как объект анализа и количественных измерений. В наших поисках знания о Боге покоримся авторитету Его откровения о Самом Себе, т.е. Библии. Без библейского руководства Бога познать невозможно. И все же нужно подчеркнуть, что всё необходимо нам для ежедневной жизни, нам известно о Боге.
Большинство христиан признаёт истину о том, что Бог – это Святая Троица, Отец, Сын и Святой Дух. Между этими Святыми Личностями существуют уникальные, таинственные взаимоотношения. Между Ними нет разобщения, однако каждая Личность имеет Свои божественные полномочия и свойства. В человеческом обществе верховная власть сосредоточена в руках одного лица – президента, царя или премьер-министра. У Бога верховная власть принадлежит всем трём Личностям Божества. И хотя Бог существует не в одном Лице, Он един в целях, мыслях и характере. Это единство не устраняет особенностей Личностей Отца, Сына и Святого Духа. Факт существования разных Личностей Божества не противоречит идее единобожия, которая подчеркивается в Писании, свидетельствующем, что Отец, Сын и Святой Дух – Бог единый.
Теперь конкретно о ваших вопросах. Когда в Священном Писании мы встречаем выражения «Дух Божий», «Дух Отца вашего», «Мой Дух», «Святой Дух» и подобные, под ними подразумевается одна и та же личность Божества – Святой Дух. От Святого Бога может исходить только Святой Дух. Да, Господу подвластны различные духи, но от Него исходит Святой Дух. В различных местах Священного Писания мы читаем, что Его Дух – это Святой Дух. «Итак, непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого» (1 Фес. 4:8).
Дух Святой пребывал на нашей земле с самого начала. Согласно Библии, Дух Святой принимал участие в творении, о чём свидетельствует Его присутствие при сотворении земли, которая была «безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).От Него берёт начало жизнь, Им же она поддерживается. Когда Дух уходит, наступает смерть. Вот как об этом размышляет Иов: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь... Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею Вселенною? Если бы Он обратил сердце Своё к Себе и взял к Себе дух её и дыхание её, – вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов. 33:4; 34:13-15). Об этом же писал апостол Павел: «...Создал нас Бог и дал нам залог Духа» (2 Кор. 5:5).
Согласно Божьему замыслу, Дух Святой должен был обитать в человеке изначально. Но грех Адама и Евы лишили их сада Едемского и постоянного личного общения со Святым Духом. Этот разрыв творения с Творцом привёл допотопную цивилизацию к трагедии. И Бог был вынужден сказать: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками...» (Быт. 6:3).
Из библейской истории мы знаем, что в ветхозаветные времена именно Дух Святой Своим воздействием формировал ту или иную личность, готовя к особому служению: Валаама (Числ. 24:2), Гедеона (Суд, 6:34), Саула (1 Цар. 10:6). Известны случаи, когда Он пребывал в сердце отдельных людей. Из Евангелия узнаём, что Дух Святой воздействовал на сердце Елизаветы, Захарии, Симеона (Луки 1:41, 67; 2:25). Истинные верующие всегда желали и сознавали Его присутствие. Когда Никодим не понимал работы Святого Духа в жизни человека, Христос упрекнул его в этом: «Ты – учитель Израилев, и этого не знаешь?» (Иоан. 3:10).
Ученики Христа во время Его земной жизни также находились под влиянием Святого Духа. Об этом свидетельствует сам Христос. Обратите внимание на Его слова: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14:16-17). Ещё раз хочу обратить ваше внимание на последние слова: «...вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». Ученики знают о Святом Духе, Он с ними пребывает и будет пребывать. Однако в библейских пророчествах говорится также об особенном времени – излитии Духа «на всякую плоть» (Иоил. 2:28), когда более сильное проявление Духа ознаменует новую эру.
До искупительной жертвы Христа на Голгофе наделение Духом в полной мере предполагалось в будущем и его следовало ожидать. Христос, по промыслу Божьему, должен был выполнить Свою земную миссию, принести искупительную жертву, и лишь после этого Дух Святой мог быть излит в полноте на всякую плоть. Указывая на служение Христа как на служение Духа, Иоанн Креститель сказал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня... Он будет крестить вас Духом Святым...» (Матф. 3:11).
Но в Евангелии мы не находим конкретных свидетельств о том, что Иисус крестил Духом Святым. Только за несколько часов перед Своим распятием Христос пообещал ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек...» (Иоан. 14:16). После Своего воскресения Иисус излил Святой Дух на учеников. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Иоан. 20:22). В Евангелии от Луки читаем: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (24:49). Последователи Учителя должны были принять силу в результате действия Духа Святого и стать Его свидетелями «даже до края земли» (Деян. 1:8). Поэтому евангелист Иоанн писал: «...Ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (Иоан. 7:39). По замыслу Божьему, полное излитие Святого Духа должно было последовать только после принятия Отцом жертвы Иисуса Христа.
Заря новой эры взошла, когда наш Господь – Победитель воссел на небесном престоле. Только после этого Он излил Святого Духа во всей Его полноте. По словам Петра, Иисус, «быв вознесен десницею Божию и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:33). Ученики с волнением ожидали этого события и, собравшись, «единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян. 1:5-14). День Пятидесятницы, наступивший через 50 дней после Голгофы, мощным проявлением Духа ознаменовал начало новой эпохи. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они (ученики. – Авт.) находились... И исполнились все Духа Святого...» (Деян. 2:2-4).
Миссия Иисуса Христа и миссия Духа Святого взаимосвязаны. Дух Святой не мог быть дан во всей полноте, пока Иисус не исполнил предначертанного Богом. В свою очередь, Иисус был зачат от Святого Духа, крещён Духом, водим Им, совершал Свои чудеса посредством Духа, принёс Себя в жертву на Голгофе через Духа (Евр. 9:14), был воскрешён Духом (Римл. 8:11). Иисус Христос первым испытал на Себе полноту Святого Духа. Отрадно знать, что Господь готов излить Свой Дух на всех, кто всем сердцем стремится к Нему.
Сегодня участие Святого Духа в жизни человека очень разносторонне. Если говорить об этом служении коротко, можно отметить, что Святой Дух
- помогает верующим, духовно поддерживая их;
- открывает истину о Христе;
- делает реальным присутствие Христа в сердцах людей;
- руководит деятельностью Церкви;
- наделяет Церковь особенными дарами;
- присутствует в сердцах верующих людей.
И все Свои действия Бог, в том числе Дух Святой, совершает для людей даром. Слова «даром получили, даром давайте», в первую очередь, относятся к чудесам, которые совершали ученики и которые должны были служить подтверждением данной апостолам силы. Но, в более широком смысле, эти слова учат нас, что Его ученики не должны извлекать выгоды из проповеди Евангелия. Спасение мы получаем даром. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар...» (Ефес. 2:8). «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром» (Откр. 22:17). Поэтому спасение предлагается всем даром, но, в то же время, следует помнить, что «трудящийся достоин пропитания» (Матф. 10:10).
Библейская история рассказывает нам о человеке по имени Симон, который думал получить дар Духа за деньги. Что из этого вышло, читаем в словах Петра, сказанных Симону: «Серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в этом части и жребия, ибо сердце твоё не право перед Богом» (Деян. 8:20-21). Все преимущества спасения обретаются людьми даром, поэтому и делиться этими преимуществами с другими тоже нужно даром.
У каждого человека от рождения есть желание поклоняться Богу. Но, под влиянием различных обстоятельств, человек либо разрешает Духу Святому всё в большей мере воздействовать на его жизнь, либо закрывает своё сердце от Его влияния, что ведёт его к греху против Святого Духа, т.е. к вечной погибели. Если же человек открывает своё сердце и готов прислушиваться к голосу Святого Духа, Бог посылает Его в ещё большей мере, что приводит к возрождению и проявляется в христоподобном характере человека, а также в дарах Святого Духа, которые используются в служении. И все дары даются для пользы людям, а руководит ими не человек, а Дух Святой. «Но каждому даётся проявление Духа на пользу... Всё же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:7, 11).
Молитесь о том, чтобы сила Святого Духа постоянно пребывала в вашей жизни!
Пастор Мирон ВОВК
[ В начало ] [ На главную ]
Задайте свой вопрос пастору!
Имя: Тема вопроса: e-mail: Ваш вопрос: Все поля обязательны к заполнению! |