Цитата дняЛюбящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу (Рим. 8:28). |
Точка зрения
НЕ ЗАГЛУШИТЬ ГОЛОС СОВЕСТИ
Российское братство евангельских христиан-баптистов объявило 2007 год годом прощения («Христианская газета», 2007, № 1). Это наводит на размышления. В частности, я задал себе вопросы: кому и за что я должен прощать? что я должен прощать – долги или грехи? должен ли прощать только в этом году?
Воскресший Христос сказал апостолам: «Кому простите грехи – тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:23). В истории церкви, наверное, ни одной заповедью Христа так часто не злоупотребляли, как этой. Сколько было совершено отлучений от церкви, произнесено анафем со всеми вытекающими последствиями!
Простить грех или оставить – это было сказано в виде солидарности Неба с церковью. Если церковь по Слову Божьему совершает отлучение отпавшего от нее, то Небо обещает быть солидарным с церковью. Или, если душа кается перед Богом в грехах, то церковь свидетельствует об этом, крестя по вере в Отца, Сына и Духа Святого. Хотя Бог еще раньше простил грешника и принял его как сына. Потому, чтобы решиться объявить прощение всем, нужно знать, а простил ли им Бог.
Ссылаться на ветхозаветный год прощения при этом – нет оснований. Ибо тогда возникает вопрос: что прощать – грехи, деньги, имущественные долги? В Ветхом Завете было прямое указание, что прощать надо земные ценности. А за такие грехи, как богохульство, нарушение субботы, умышленное убийство прощения не было вообще, ни при каких условиях. Приговор Божий был один – смертная казнь.
Мы живем во время Нового Завета – в век милости Божией к людям. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их...» (2 Кор. 5:19). Однако отношение Бога ко греху остается прежним – мерзость. И если человек не кается в грехах и не оставляет их, то Бог не может простить такого человека. «...Если не покаетесь, все так же погибнете», – сказал Иисус Христос (Луки 13:3). Тем более мы, люди, не можем прощать то, в чем человек не повинился перед Богом. Это первый случай, когда Бог не прощает грех человеку.
Известно также высказывание Иисуса Христа: «...Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Марк. 3:29). Эти слова многих приводят в трепет: а не похулил ли я Святого Духа? В этом случае Христос сказал так потому, что книжники говорили: «Он имеет в Себе веельзевула и… изгоняет бесов силою бесовского князя» (ст. 22). И Христос сказал, что за такое высказывание они могут быть не прощены ни в сем веке, ни в будущем, т.е., если действия Божии называть действиями сатаны, то это хула на Духа Святого. И этот грех не прощается Богом.
Как же быть? Ведь люди нередко спрашивают: от Бога то или иное чудо или от сатаны? Там икона заплакала, а там – портрет какого-то адмирала. А там свечи загораются сами... Чтобы не согрешить, я всегда отвечаю: «Я не знаю, как объяснить это явление, но знаю одно: сатана тоже может творить такие чудеса». Отроки Иова думали, что огонь Божий попалил их овец, а на самом деле этот огонь был от дьявола (Иов 1:16). А пророк Илия сводил огонь с неба на врагов, но это уже был Божий огонь. «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке...» (1 Кор. 4:5).
И, наконец, третий случай – это, когда мы не прощаем грех ближнему своему. Иисус Христос прямо сказал: «...Если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф. 6:15). Человек, согрешающий против человека, одновременно согрешает и против Бога, ибо нарушает Божий закон. Потому Христос повелел – прежде примириться с братом, а потом приходить к Богу с нуждами (Матф. 5:23-24). Мы прощаем людям не потому, что имеем власть прощать грехи (только Христос имеет такую власть). Мы прощаем для себя, чтобы нам самим не подпасть под осуждение Отца Небесного.
Вот три случая, когда Христос сказал, что нет прощения. Как это ни строго и страшно, но это сказал Тот, Который имеет в устах острый с обеих сторон меч (Откр. 1:16).
А что до прощения самому себе, о котором «Христианская газета» пишет в статье «Делай прощение» (2007, № 1), то я почти за полвека следования за Христом впервые слышу такое выражение: «Прости самому себе». Наоборот, в Библии много примеров, когда люди, впав в грех, долго потом помнили его и не могли себе простить. Царь Давид, согрешив и раскаявшись, тотчас получил прощение от Бога. Но он не мог себе простить этот грех, и в 50-м Псалме пишет: «...Грех мой всегда предо мною» (ст. 5). Апостол Павел неоднократно упоминает о своих грехах (Гал. 1:13; 1 Кор. 15:8-9; 1 Тим. 1:13). Разве он от этого стал менее святым, если следовать логике автора статьи?
Память о прежних грехах дана нам для смирения, чтобы не возомнили о себе, как тот фарисей: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди...» (Луки 18:11). Апостол Петр призывал верующих не забывать прежние грехи свои, но прилагать все старание, чтобы больше их не делать, жить новой жизнью (2 Петр. 1:5-9). Он до самой смерти не мог простить себе грех отречения, хотя Господь уже давно простил его. Простить самого себя – это заглушить голос собственной совести. Только как посмотрит на такое прощение Бог? И прибавит ли оно нам святости? На этот вопрос Библия не дает положительного ответа.
Если и прощать, то не себе, а ближним нашим. Христос в притче о должниках показал разницу в размерах долгов: сколько мы должны Ему и сколько нам – наши ближние (Матф. 18:23). Это все равно, что 35 миллионов и 120 долларов. После этого остается воскликнуть вместе с апостолом Павлом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Римл. 11:33).
Григорий КОШЕЛЬ
г. Приморск Запорожской области, Украина
[ В начало ] [ На главную ]