![]() |
Цитата дняГосподь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1). |
Жизнь церквей
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ГОРЬКОГО КОРНЯ
«Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие...» (Евр. 12:15).
Христос и культура
Нет ничего удивительного в том, что в последнее время «Христианская газета» втянута в разговор о культуре. Он неминуем, если христианское издание стремится занять активную позицию и не прячется от жизни. Конечно, гораздо спокойнее не касаться подобных тем, на которых легко прослыть заскорузлым консерватором или даже ретроградом. При этом всегда найдутся лихие наездники, которые на христианском популизме легко обойдут вас, издеваясь над вашей старомодной тихоходностью.
Но консерваторы тоже нужны, особенно если не вкладывать в это слово отрицательный смысл. В активе у консерваторов значится: хранители добрых традиций. Подчеркиваю – добрых. Это не мало.
Христос и культура, христианство и культура – тема обширная, почти необъятная. На протяжении веков она освещалась и воспринималась по-разному: от полного отвержения культуры как носительницы «дьявольской силы зла» (Тертуллиан, анабаптисты, евангельские церкви Запада и славянского Востока) до полного слияния с ней. Ныне представление, что Христос Сам является основным инициатором культуры, в некоторых богословских и экуменических кругах переходит в другое: от Христа, выраженного в культуре, делается шаг ко Христу как продукту культуры. Иными словами, уже не Христос творит культуру, а она – как бы сотворила Его.
Раскрывая отношения христианства и культуры, показывая их в развитии, известный богослов и евангелист Йоганнес Раймер в книге «С глазу на глаз» дает точку зрения, которая более приемлема. Согласно ей, Бог существует вне всякой культуры, а человек, наоборот – только в ней. Поэтому Бог общается с человеком посредством культуры, при этом Он очищает и обновляет культуру, которая, как и все, что творит падший человек, поражена грехом. Мы можем говорить лишь о частичной адаптации к современной культуре, избирательном ее использовании миссионерами, евангелистами и вообще верующими. Евангелие преобразует культуру; Господь изменяет не только нашу внутреннюю жизнь, но и внешность: характер, речь, поведение, манеру одеваться... Из вздорных, самовлюбленных, горделивых хищников творит кротких и смиренных овечек.
Миф о субкультуре
В последние годы в евангельской прессе все настойчивее звучит нечто противоположное: чтобы успешно проповедовать Евангелие в своем народе, необходимо полнее использовать современную культуру. Пастор Тарас Приступа, руководитель миссии «Надежда людям», пишет об особой субкультуре в наших церквах, которая является непреодолимой преградой для неверующих: «К сожалению, враждебность по отношению к миру незаметно способствовала созданию церковной субкультуры, совершенно недоступной для неверующего человека. Мы удалились от мира настолько, что неверующие перестали понимать наш язык, воспринимать нашу «христианскую униформу», наш образ жизни» («Вера и жизнь», 2000, № 4).
Пресвитер из Новосибирска Андрей Мельников в статье «Об иудействующей ереси, фарисействе и евангельском старообрядчестве» развивает его мысль: «Как быть евангельским верующим в резко меняющейся культуре? Можем ли мы приходящим ко Христу людям позволить оставаться самим собой или же они должны подчиниться нашей «евангельской» культуре?» («Вера и жизнь», 2003, № 4). Странно, что этот вопрос так и остался нерешенным для брата, который несет пресвитерское служение! Евангельскую культуру автор определяет как язык синодального перевода Библии, моду, а также народные и революционные мелодии 20-х годов прошлого века. Просто диву даешься, когда читаешь такое! Неужели евангельской культуре, действительно, присущи такие атавизмы, как мода 20-х годов? И неужели в ней нет ничего доброго?
И вот свежий пример. Константин Гончаров в первом номере журнала «Евангельская нива» за этот год пишет: «...Ни Христос, ни апостолы нигде, ни разу не выступили против современности и ее культуры. Напротив, Христос и Его последователи использовали современную им культуру для донесения Евангелия людям на понятном им языке. Только подумайте: Библия не осудила современные на то время стили музыки, форму одежды, средства передвижения, архитектуру строений и т.д.» Всякий раз, когда я читаю или слышу подобное, искренне говорю: мне непонятно, о чем идет речь. Я смотрю на себя и не вижу униформы, которую мне выдали при крещении 13 лет назад. Я не вижу ее и на других братьях и сестрах. Напротив, некоторые служители сетуют, что верующие стали одеваться слишком модно, даже вызывающе модно. Напротив, я вижу в моих братьях и сестрах современных людей, которые пользуются всеми благами цивилизации, любят, понимают и используют на богослужениях хорошую музыку – классическую и современную.
Мне непонятно, о чем идет речь, когда говорят, что неверующие не могут воспринимать евангельскую субкультуру, наш образ жизни, которые совершенно недоступны для них. Но ведь за последние 12 лет только украинское братство евангельских христиан-баптистов пополнили 100 тысяч человек! Среди них немало ученых, бизнесменов, учителей, врачей, журналистов, инженеров... Они приняли так называемую субкультуру. Она оказалась доступной и для меня – бывшего Савла в его худшем атеистическом варианте. И образ жизни наших верующих я никогда не променяю ни на какой другой. Он просто замечательный!
Сама по себе субкультура не есть зло или грех. Субкультура, или иначе подкультура, есть у спортсменов, моряков, офицеров, заключенных. Это неизбежно. Всякое сообщество людей формирует свою субкультуру, и в чем-то до конца она понятна только своему кругу людей. Безусловно, евангельская культура противостоит культуре падшего мира, и это прекрасно! Развиваясь на протяжении столетий, она вобрала в себя образцы песенного и поэтического творчества евангельско-баптистского братства, ориентирует верующих на высокую нравственность, прививает ответственность по отношению к семье, браку, труду, государству. У нее масса положительных моментов, не видеть их, а только негативное – означает иметь предвзятый, необъективный взгляд. Ядро евангельской культуры здоровое, потому она и воспринимается неверующими людьми. Хотя, несомненно, есть у нее и слабые стороны. Нет сомнений в том, что она требует и обновления. Но какого? Не разрушительного, бездумно сметающего все, что в борьбе и страданиях прибрели и передали нам прежние поколения. Но обновления мудрого, совершаемого под водительством Духа Святого. Евангельская культура в ее лучшем выражении нуждается в поддержке, ее следует обогащать, развивать, а не третировать.
Христос и фарисеи
Придя на землю, Христос принял культуру своего времени такой, какой она была; фарисеям, «чтобы взять Его, пришлось прибегнуть к услугам Иуды, они узнать не могли Святого Божьего Сына, – Он был соответствен культуре своего времени и народа» (интервью Ю.К.Сипко «Христианской газете», 2005, № 5).
К какому народу пришел Иисус Христос? К Своим, которые Его не приняли. Он не пришел в Грецию – культурный центр древнего мира, не принял ни его эротической культуры, ни языческой, распущенной культуры окружающих народов. Христос пришел к Своему народу; этот народ Он Сам создал и отделил от господствовавшей культуры, в центре которой стояла сексуальная чувственность и обнаженная натура. В Своем же народе Он законом насадил совсем другую культуру, где открывать наготу считалось великим и даже смертным грехом. В современном мире разница между культурой мира сего и народа Божия в этом смысле должна оставаться не менее разительной.
Мир вступил в конечную фазу своего существования, узаконивая содомский грех – вопиющее беззаконие и мерзость в глазах Бога. В этом году парламент Евросоюза принял резолюцию с призывом к странам-членам ЕС изменить свое законодательство по отношению к гомосексуалистам: искоренить дискриминацию однополых браков, наделив «супругов» всеми правами нормальных супружеских пар (в том числе правом на усыновление детей), популяризовать гомосексуализм в учебных заведениях и средствах массовой информации.
Господь пришел тогда, когда исполнилась полнота времени, т.е. созрели все необходимые для этого предпосылки, о которых Он осведомлен несравнимо лучше всех нас. Он не пришел в полностью развращенный допотопный мир, не контактировал с ним, но уничтожил его. Не пришел и две тысячи лет назад в языческий мир, но пришел к Своему народу, который жил по Его законам (пусть оступался, но все же знал живого Бога).
Придя на землю, Господь не говорил о том, что необходимо реформировать культуру Божьего народа, чтобы достичь язычников. Он знал, что для Его Слова нет преград – ни культурных, ни каких-либо других. Да, о фарисеях Он высказывался очень резко, потому что они подменили живую веру в живого Бога исполнением буквы закона. И в то же время имел о них особое слово. Ведь фарисеи были как раз той силой, которая ратовала за очищение своей культуры, данной народу Самим Богом, от развратного эллинистического влияния. Потому и сказал Иисус: «...Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают...» (Матф. 23:3). Слова фарисеев расходились с их делами. Но они призывали очиститься от скверны, которую несла культура языческого мира, и Господь подтвердил правильность их слов. Этих фарисеев мы совсем затюкали, а нам подчас так не хватает здравого, охранительного фарисейства! Зато как много бездумного реформаторства!
Противостояние культур не исчерпало себя и поныне. Идолу секса наш «культурный мир» поклоняется сегодня с тем же неистовством. Потому в наш греховный мир, с его содомской культурой, Господь не придет. Он не будет иметь дело с антиевангельской по своей сущности культурой, но выхватит из растленного мира Церковь, стенающую в праведной душе своей при виде разложения и распада.
Культура современного мира деградирует, скатывается в бескультурье; пошлость заполонила экраны, эфир, печатные издания. А евангельская культура по-прежнему остается светом среди тьмы, она характеризуется чистотой, целомудрием, скромностью. В этом наша культура, и это от Господа!
Павел ГАРАДЖА
[ В начало ] [ На главную ]