Цитата дня

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Иоан. 2:15).

Вопрос-ответ

Мирон ВОВК Когда нужно принять крещение –
в детстве или в зрелом возрасте?
И нужно ли второе крещение?

Уважаемая редакция «Христианской газеты», дорогие братья и сёстры во Христе, мир вам от Господа нашего Иисуса Христа!
Я ваша давняя читательница, стояла у ваших истоков. Приехала я в Германию в 1996 г., в 70-летнем возрасте. Живу в небольшом городке, буквально в двух домах от нас – небольшая христианская церковь. Я сразу же окунулась в этот мир, так как очень нуждалась в Божьем Слове. В России я иногда посещала православную церковь.

Служба проходит у нас на немецком языке, меня приняли с большой любовью. Но меня беспокоит одно обстоятельство: в России я была крещена в детстве, а здесь встречаю людей, крещёных уже в зрелом возрасте, да ведь и Христос тоже был крещён в зрелом возрасте! Я обратилась к нашему пастору с вопросом по этому поводу, но он мне ответил, что у них такого не делают, креститься второй раз не следует. Я вроде бы успокоилась, но на душе у меня тревога. Мне 80 лет, время идёт – вдруг я что-то не так делаю?

Дорогой пастор Мирон Вовк, я уверена, что Вы дадите мне правильный ответ: что мне делать дальше? Да благословит Вас Господь за Ваш труд на Его ниве!

С уважением к Вам,
Евгения БАРДИНА, ФРГ


Уважаемая наша читательница, в первую очередь, хотелось бы поздравить вас с юбилеем! Пусть небесный Отец благословит Вас, даст крепкого физического здоровья и укрепляет Вашу веру.

Ваш вопрос практичный, интересный и, думаю, важный для многих людей. Можно ли принимать крещение во второй раз, если этот обряд уже был совершен в детстве? Чтобы ответить на этот вопрос, хотелось бы вначале поразмышлять о том, какое значение имеет крещение, кто может его принимать и как его совершают.

В христианском мире существуют различные способы крещения: погружение в воду, окропление и обливание. Что же Библия говорит о значении слова «крестить»? Русское слово «крестить», соответствует древнегреческому глаголу «баптизо», что значит «погружение». Применительно к водному крещению слово «баптизо» означает погружение крещаемого в воду.

В Новом Завете нет доказательств того, что крещение кроплением или обливанием водой практиковалось в первоапостольские времена. Случаи водного крещения, описанные в Новом Завете, совершались посредством погружения в воду. В частности, мы читаем, что Иоанн крестил в реке Иордан (Матф. 3:6; Марка 1:5) и «в Еноне, близ Cалима, потому что там было много воды...» (Иоан. 3:23). Согласитесь, что «много воды» требуется только для полного погружения. Этим же способом Иоанн крестил Иисуса, как сказано: «Иисус… крестился от Иоанна в Иордане» и после крещения «вышел из воды» (Марка 1:9-10).

Значение крещения тесно связано со способом его проведения. Полное погружение крещаемого в воду и следующее поднятие из воды символизирует смерть и погребение греховного человека и его воскресение к новой жизни. Весь этот обряд указывает на важные моменты в жизни Христа – смерть, погребение и воскресение. Тем самым мы входим в близкие отношения со Христом. Крещение – это символ нашего единства со Христом, прощения грехов и принятия Святого Духа. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Римл. 6:3-4). «...Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых...» (Кол. 2:12). Поэтому крещение имеет подлинный смысл только в том случае, если оно совершается путем погружения в воду. По всем известным историческим данным крещение обливанием и кроплением имеет более позднее происхождение.

Что необходимо для крещения? Во-первых, вера. Первый шаг на пути к крещению – это вера в искупительную жертву Христа, как в единственное средство спасения от греха. Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет...» (Марка 16:16). В первоапостольской церкви ко крещению допускались только те, кто верой принимал Евангелие (Деян. 8:12, 36-37; 18:8).

Поскольку «вера – от слышания, а слышание – от слова Божия» (Римл. 10:17), то важное место в подготовке к крещению должно отводиться наставлению в истине. О важности этого наставления говорится и в великом поручении Христа: «...Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» ( Матф. 28:19-20). Научение подразумевает тщательное наставление в истине.

Во-вторых, для крещения необходимо покаяние. «Покайтесь, – сказал апостол Петр, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов...» (Деян. 2:38). Наставление в Слове Божьем способствует обретению не только веры, но также покаяния и обращения. В ответ на призыв Божий люди понимают, что они заблудшие, признают свою греховность, покоряются Богу, раскаиваются во грехах, принимают искупительную жертву Христа и посвящают себя новой жизни в Нем.

И, в-третьих, нужны плоды покаяния. Желающим принять крещение необходимо исповедовать свою веру и искренне покаяться. «...Сотворите же достойный плод покаяния...» (Матф.3:8) – пока этого не состоится, человек не будет отвечать библейским требованиям, предъявляемым к крещению. Жизнь должна стать ярким свидетельством любви к Богу, выраженной в послушании Его заповедям. Готовящимся к крещению необходимо отказаться от ошибочных убеждений и порочных привычек.

Если принимать во внимание эти три обязательные условия крещения, то принятие в члены церкви следует за «духовным рождением свыше», а не за «появлением на свет». Именно поэтому апостолы крестили верующих – мужчин и женщин. Нигде в Новом Завете нет ни позволения, ни повеления крестить младенцев.

Поскольку младенцы и маленькие дети не могут сознательно пережить обращение, то их крещение неправомочно. Но Иисус не исключал детей из Своего Царства благодати. «...Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Матф. 19:14-15). Важное значение для приобретения детьми опыта взаимоотношений со Христом имеет живая вера родителей. Иисус благоволил к матерям, приводившим своих детей для благословения (а не крещения), и это положило начало практике посвящения детей Богу. Родители могут приносить своих малышей в церковь, где осуществляется благословение и посвящение их Богу.

В каком же возрасте человек готов принять крещение? Крещение возможно, если человек: достаточно созрел, чтобы осознать значение крещения; доверился Христу и обратился; понимает основополагающие принципы христианства; осознает смысл и значимость членства в церкви. Поскольку возраст человека не всегда адекватен его духовной зрелости, то одни могут принимать крещение раньше, другие позже, и поэтому невозможно определить минимальный возраст для крещения.

Можно ли креститься вторично? Не противоречит ли такое желание утверждению апостола Павла о том, что есть только одно крещение (Ефес. 4:5)? Если внимательно вчитаться в смысл стихов с первого по шестой из Послания Павла к ефесянам, становится ясным, что апостол призывает христиан к единству. Он говорит, что мы должны сохранять единство в церкви. Наше единство проявляется в одной вере, в одной надежде, в одном крещении и многом другом. Здесь не говорится, что креститься можно только один раз, но крещение, как и вера, и дух, и Бог, есть одно правильное, и мы должны иметь одну, правильную веру, истинного духа, поклоняться одному – живому Богу и принимать единственно правильное крещение.

Служение самого Павла свидетельствует о том, что возможно второе крещение. Посетив Ефес, Павел встретил там несколько учеников, крещенных Иоанном Крестителем. Они покаялись и веровали в грядущего Мессию (Деян. 19:1-5), но не имели ясного понимания Евангелия. Крестившись от Иоанна, они все еще находились во власти заблуждений. Но получив больший свет, они с радостью приняли Христа как своего Искупителя. Этот шаг вперед в духовной жизни произвел перемену в их отношении к своим обязательствам. Приняв более совершенную веру, они испытали соответствующую перемену в своей жизни и характере. В знак этой перемены и признания новой веры они были повторно крещены во имя Иисуса Христа.

Многие искренние последователи Христа пережили подобный опыт. Более ясное понимание воли Божьей приводит человека к новым отношениям с Ним, человек начинает осознавать свои новые обязанности. Многое из того, что прежде казалось невинным, а подчас и достойным похвалы, теперь считается греховным. Прежнее крещение больше не удовлетворяет его. Он осознал себя грешником, обличаемый повелениями Господними. Он заново умирает для греха и хочет снова быть погребенным со Христом в крещении, чтобы воскреснуть и ходить в обновленной жизни. Такой подход согласуется с примером апостола Павла, крестившего обращенных из иудеев. Этот случай из жизни апостола был запечатлен Духом Святым как наставление и как урок для Божьей Церкви.

В Писании мы не находим каких-либо возражений против повторного крещения тех, кто нарушил завет с Богом, совершив тяжкий грех или отступив от веры, а затем пережил новое обращение и желает обновить свой завет. Такое решение о принятии крещения должен принимать сам человек.

Писание сравнивает отношения между Христом и Его Церковью с супружеством. Как вступающие в брак должны хорошо знать свои новые обязанности, так и желающие заключить союз со Христом посредством крещения должны явить в своей жизни веру, покаяние и плоды покаяния, а также понимать значение крещения и последующих духовных взаимоотношений со Христом.

Пастор Мирон ВОВК

Полезная и нужная книга «Готовимся к крещению» (Автор: д-р С.В.Санников) поможет получить ответы на многие вопросы, касающиеся практической христианской жизни. Книга будет полезной не только тем, кто готовится к крещению, но также и тем, кто уже крещен (возможно, и давно). Кроме того, книга является прекрасным пособием для служителей, которые проводят подготовительные беседы с крещаемыми.

Читайте подробнее о книге «Готовимся к крещению»

Задайте свой вопрос пастору!