Цитата дня

Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко (Ис. 55:6).

Проповедь

СЕ, ЧЕЛОВЕК!
Мы подошли к величайшему событию в земной жизни Иисуса Христа, в истории человечества, в жизни Церкви Божией и каждой верующей души – это смерть и Воскресение нашего Господа.

«И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!» (Иоан. 19:2-5).

Перед нашим духовным взором предстает Иисус, измученный, избитый, израненный... Понтий Пилат, римский прокуратор в Иудее и Самарии, разбиравший дело Христа, напрасно пытался уговорить первосвященников отменить эту жестокую казнь. Он ничего не смог сделать: крик их превозмог.

Пилата давно занимал вопрос о личности Иисуса. Он пытался это выяснить и во время допроса. Римский наместник хотел разобраться, действительно ли Иисус хочет стать царем иудейским. Это волновало его больше всего. Был и второй вопрос, будораживший его мысли: «А вдруг Иисус – действительно Сын Божий?!» Это привело Пилата в страх. Он уже начал даже бороться за освобождение Иисуса...

Но почему из уст Пилата вырывается этот возглас: «Се, Человек!»? Он не сказал в этот момент: «Се, Царь ваш!» или: «Это же Сын Божий!». Он сказал: «Се, Человек!» Что сокрыто в этих словах?

Конечно, при виде израненного лица, страшных шипов терновника, которые впивались в голову невинной жертвы, из сердца могли вырваться такие слова: «Это же человек! Кто бы Он ни был, что бы вы о Нем ни думали, нельзя же так обращаться с творением Божьим. Это человек! Ведь вы, находящиеся здесь, – тоже люди. Разве можно так поступать с подобным себе?!»

Этот возглас, помимо сострадания, мог выражать и восхищение: «Да! Вот это Человек! Таких я ещё не встречал! Какое терпение, достоинство и величие при всех унижениях и оскорблениях! Это действительно Человек!» В этом смысле сейчас иногда говорят: Человек с большой буквы, т.е. замечательный человек, таких людей надо поискать!

Да, в наше время люди в значительной мере теряют человеческое достоинство. И если вы хотите увидеть Человека, то посмотрите на Иисуса. Вот Он, настоящий Человек!

«Се, Человек!» В этом возгласе могли быть выражены увещание и предостережение для Его врагов: «Опомнитесь, положите предел вашему зверству! Обуздайте жестокость, ведь перед вами – Человек! До каких же пор вы будете так свирепствовать? Разве можно вести себя так разнузданно?»

Но мне кажется, что Дух Святой включил это высказывание в канон Священного Писания еще по одной удивительной причине. Дело в том, что люди иногда произносят такие слова, которых сами не разумеют, но в них заложен глубокий пророческий смысл. Так случилось с первосвященником Каиафой, когда он предсказал страдания Христа, сам не понимая того, что говорил: «Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Иоан. 11:49-52).

В книге пророка Даниила Мессия пророчески назван Сыном человеческим: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13-14). Господь Иисус тоже называл себя Сыном человеческим. Более того, Писание в некоторых местах называет Господа Иисуса человеком: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех...» (1 Тим. 2:5).

Почему Слово Божье называет человеком Господа Иисуса? Вот ключ для понимания возгласа Пилата: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» (1 Кор. 15:47). Господь Иисус не просто так принял образ раба, т.е. по виду стал как человек. Когда Господь пришел на землю и родился в человеческом образе, то это означало, что прежнее человечество, происшедшее от Адама, пришло к своему печальному финишу. Это человечество истлело в грехах, и теперь Бог пришел на землю в образе человека, но это уже не первый человек, а второй, т.е. начало новой эры. Господь пришел основать новое человечество. Он представлял собой как бы росточек, от которого начнется новое поколение, новый род, новое племя. Это человечество будет уже не по образу ветхого и греховного Адама, а по образу и подобию Божьему, чтобы вернуть человеку потерянное подобие Бога.

Люди пользуются различными мерами веса и длины: килограмм, метр и т.д. Хотя мерки сделаны из металла или других надёжных материалов, они всё равно изнашиваются. Поэтому существует Палата мер и весов, где хранятся эталоны, т.е. образцы, скажем, образец сантиметра, образец грамма, где всегда можно проверить, правильно или нет то, чем мы пользуемся, потому что в процессе работы постепенно происходит отклонение от образца.

Так незаметно, с ходом истории, в человеке произошло нарушение, отклонение от образа Божьего. Человек все больше и больше удалялся от образа Божьего, уподобляясь чужому образу, тому хозяину, которому его заставил служить грех. Иисус Христос – это неповреждённый Человек, я бы сказал, эталон, или образец Человека. И теперь ты, читатель, можешь и должен проверить себя, насколько ты достоин имени Человека, насколько, возможно, уклонился от божественного стандарта. Поэтому стань рядом с Иисусом – с тем Иисусом, Которого мы видим в Евангелии, и тогда ты увидишь, насколько ты далек от замысла Божьего, насколько жизнь увела тебя в ложную сторону!

А окружающий мир «программирует» человека, чтобы он не приближался к своему Первоисточнику, а удалялся от Него. Но этот Человек сегодня перед тобой! Посмотри на Него глазами веры. Этот Человек обладает таким удивительным свойством, что каждый, кто смотрит на Него, будет спасен. Каждый, кто с верой поднимет на Него свой взор, почувствует, что сердце его наслаждается этим созерцанием, что это для сердца – источник духовного питания. Созерцание Иисуса дает отдых и исцеление нашему измученному сердцу, которое, живя в этом греховном мире, испытало много обманов и горечи.

Я хотел бы подчеркнуть, что самое главное свойство этого образа – способность исправлять наш человеческий образ, искаженный грехом и сатаной.

В эти предпраздничные дни я желаю всем читателям «Международной христианской газеты», чтобы удивительный образ Иисуса Христа всё более и более запечатлевался в ваших сердцах и производил в них чудесную перемену, удивительное преображение, чтобы мы были похожи на Него, чтобы мы стали воистину достойными звания Человека, стали подобны Человеку с большой буквы, тому Человеку, который сотворен по образу и подобию Божию. Да благословит нас Господь сегодня сосредоточить наши духовные взоры на этом Человеке, чтобы и мы могли воскликнуть: «Се, Человек!»

Да, таким должен быть человек! Таким человек может быть, и Бог хочет, чтобы каждый из нас стал похожим на Иисуса Христа. В этом смысл Его пришествия на нашу землю и суть Его голгофских страданий. В этом и заключается значение этого удивительного и чудесного праздника Пасхи. Да будет слава Богу Отцу и Сыну, и Духу Святому!

Михаил БУРЧАК
г. Сергиев Посад Московской области, Россия