Цитата дняГосподь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1). |
Библейская энциклопедия
ПАДЕНИЕ МАССАДЫ
«...И опустошитель входит в крепость» – передаёт пророк Амос (5:9) слова Господа, печалящегося об Израиле. В оригинале библейского текста всякую крепость называли словом «мецад». В греческом произношении – «масада». Такое же название имела самая неприступная крепость израильтян, ставшая последним оплотом сопротивления римлянам после разрушения Иерусалима Титом (об этом шла речь в прошлом выпуске библейской энциклопедии). В качестве убежища для своей семьи в период борьбы за власть облюбовал Масаду царь Ирод. Там его близкие пережили осаду парфян и Хасмонеев – врагов Ирода. Когда же Ирод победил, он пуще прежнего укрепил Масаду, надеясь, что она ещё не раз послужит прибежищем.
Всю вершину горы, где была возведена крепость, Ирод окружил мощной каменной стеной с башнями и ходами. В каменистой почве крепости были высечены цистерны и бассейны для сбора дождевой воды во время осады. Склады продовольствия и боеприпасов обеспечивали многомесячное пребывание здесь до 10 тысяч воинов. На склоне горы Ирод возвёл дворец, откуда при возникновении опасности можно было быстро переместиться в крепость.
Однако в период своего могущества царю Ироду не пришлось укрываться в Масаде. Да и после его смерти крепость долгие годы была не востребована. Лишь после падения Иерусалима в 70 г. Масада стала последним оплотом сопротивления римлянам.
Ещё в начале Иудейской войны, в 66 г., в Масаде засели сикарии (от лат. Sicarii – «кинжальщики»), представители радикального крыла религиозно-политического течения зелотов. Они выражали интересы наиболее обездоленных социальных слоев и выступали непримиримыми борцами как против римского господства, так и против богатых соплеменников. Сикарии уничтожали долговые книги и освобождали рабов, призывая их в свои ряды.
Последним руководителем обороны Масады стал Элазар бен Яир. Сикариями были и оставшиеся с ним в крепости несколько сотен единомышленников, решивших ни при каких условиях не сдаваться римлянам. Вместе с ними в крепости оставались их жены, дети, престарелые матери. Как отмечалось выше, крепость была рассчитана на то, чтобы выдержать длительную осаду, и сикарии надеялись развеять миф о непобедимости римлян, разрушивших Иерусалим.
Прокуратор Иудеи Флавий Сильва осадил со своими легионами Масаду. Он пытался пробить стену крепости таранами и катапультами, возведя для этого огромную насыпь на Белой скале – широком холме вокруг дворца, выстроенного в свое время Иродом. Прокуратору удалось пробить брешь в стене. Однако защитники крепости соорудили новую преграду из двух рядов бревён, засыпав пространство между ними землей, ослаблявшей удары мощного тарана. Римляне стали забрасывать внутрь крепости горящие факелы, от пламени которых сгорели все деревянные сооружения. Вождь сикариев понял, что дальнейшая защита крепости невозможна, и тогда он призвал единомышленников выполнить клятву. Элазар бен Яир предложил своим соратникам, всем до одного, с женами и детьми, покончить с собой, предав огню все ценности, имеющиеся в крепости, кроме запасов продовольствия, чтобы римляне не подумали, что голод, а не ненависть к рабству заставил их совершить этот ужасный шаг. Около тысячи человек осуществили это безумие, убив своих жен и детей и покончив с собой. Спаслись лишь женщина с детьми и старушка, спрятавшиеся в одном из подземелий. Они и рассказали о защитниках крепости, а Иосиф Флавий донёс до наших дней этот рассказ в своей книге «Иудейская война».
Иудеи поныне гордятся героями Масады. Христиане же, отдавая должное героизму защитников крепости, всё же осуждают самоубийство, а тем более убийство детей.
Рубрику ведет д-р Лео БИЛЬДЕР
[ В начало ] [ На главную ]