Цитата дня

Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1).

Жизнь церквей

Уважаемая редакция, спасибо за ваше служение!
Очень нравится газета и, в первую очередь, тем, что там много материала для людей ищущих истину. Очень уважаю Чарльза Сперджена, его труды и всех, кто стоит за здоровье своей церкви, но хочется избежать крайностей, поэтому приглашаю вас порассуждать на тему: проповедь Евангелия или развлечение людей (см. «ХГ», 2007, № 4). Библия по многим вопросам церковного устройства не даёт детальных предписаний, но даёт принципы. К примеру, мы находим, что водное крещение – это заповедь, обязательная для уверовавших, но не находим подробностей, как это необходимо делать: с полным погружением или частичным. Взять вопрос о Вечере Господней, тоже заповедь, но мы не находим указаний ни того, как часто её практиковать, ни того, как это должно происходить: за столами, в церкви ли. По поводу структуры богослужения мы также можем найти лишь принципы или чей-то опыт. Первая Иерусалимская церковь включала в своё богослужение: учение апостолов, общение, преломление хлеба и молитвы (Деян. 2:42-47). Очень важная деталь, или качество первой церкви подчёркнута евангелистом: «...Находясь в любви у всего народа». Они сами были преисполнены любовью Господа, и подобно зеркалу, отражали эту любовь на окружающих.

Вот первая заповедь, плод Духа, вот величайший фактор определяющий жизнь Церкви, вот предмет для разговора, вот где слабое звено современной Церкви, а не театральные представления и концерты. Вернёмся назад, чтобы ещё раз уяснить, что Библия не говорит: вот это должно быть на служении, а этого не должно быть.

Теперь хочу задать вопрос: когда мы что-то хотим донести до своих детей, как мы это делаем? Правильно, говорим на понятном им языке, используя образы и сравнения. Иисус говорил притчами, близкими к жизни иудеев. Апостол Павел нёс Евангелие людям разных культур и религий, учитывая их ценности. Он говорил с ними на их языке! Что мы должны делать, чтобы донести до современного поколения Добрую весть о спасении в Иисусе? Как мы можем сказать об этом молодёжи, которая слушает рэп и любит мюзиклы? Нужно написать для них рэп и создать мюзикл. Как мы можем донести Евангелие до интеллигенции, которая ходит в театр? Поставить пьесу о христианских ценностях.

Но во всём этом есть одно «но». Все труды будут бесполезны, если мы не покажем им любовь. Не только наши программы являются рекламой Царствия Божьего, но, в первую очередь, мы сами. Нужно помнить, что, изменяя ход служения, мы не меняем принципы. Форма не всегда имеет жизнь, но жизнь всегда найдёт себе формы. Формы богослужения – это сосуды; даже самые изысканные формы могут быть пустыми, а из пустой посуды жажду не утолишь. Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою Иоан. 13:35.

Ваш регулярный читатель Александр САВЕЛЬЕВ
Вашингтон, США

От редакции
ПРИМЕР ПЕРВОЙ ЦЕРКВИ
Мы благодарим читателя из США Александра Савельева за добрый отзыв о нашей газете, которая, конечно, далека от совершенства, и принимаем его приглашение – продолжить тему, начатую в прошлом номере. Вопросы, которые он поднимает в своем отклике, волнуют сегодня многих верующих.

Александр Савельев пишет: «По поводу структуры богослужения мы также можем найти лишь принципы или чей-то опыт. Первая Иерусалимская церковь включала в свое богослужение учение апостолов, общение, преломление хлеба и молитвы... Они были переполнены любовью Господа и, подобно зеркалу, отражали эту любовь на окружающих».

Давайте попытаемся разобраться. Пойдем от обратного: разве театральные постановки или концерты прибавляют церкви любви? Почему, когда речь идет о легковесности современных богослужений, мы (не только Александр) нередко переводим стрелки на другое, говорим, что это не главное, а вот дефицит любви – важнейшая проблема церкви, и надо говорить об этом.

Сперджен аргументировано показал, что Писание нигде не призывает нас превращать служение Богу в развлечения: «Все, что начинает напоминать собой развлечение, должно вызывать у нас подозрение по причине его отсутствия в Писании. Первая церковь имела безграничную уверенность в Евангелии и не применяла другого оружия». Это важнейший библейский (не Сперджена) принцип, который и сегодня должен быть положен в основу служения всякой церкви, называющей себя библейской, евангельской.

Первое, чем занимались верующие Иерусалимской церкви, как сказано, «постоянно пребывали в учении апостолов». Записанного Евангелия еще не было. Они слушали апостолов, которые из уст в уста передавали им учение Иисуса Христа. Далее следуют: общение, преломление хлеба и молитва. Пусть, как считает Александр, В Библии подробно не расписано, как проводить нам свои собрания. Но принципы, которые дает Писание, недвусмысленны, говорят абсолютно ясно, чем мы должны их наполнять. Чтобы сегодня нам постоянно пребывать в учении апостолов, необходимо исследовать Писание, без которого мы не будем духовно расти, достигать любви (1 Кор. 14:1).

Церковь именно потому находилась в любви у всего народа, что это был результат постижения ею божественных истин. Это материализация того, что верующие ежедневно пребывали в учении апостолов и жили согласно ему. Тут двух мнений быть не может.

Достигать любви, не постигая Евангелия, невозможно. Любовь, как известно, наглядно выражается не столько в словах, сколько в делах. Это не преходящее чувство влюбленности, что именуется любовью в мире, экзальтация или поток красивых слов, но постоянный труд любви (1 Фес. 1:3). Потому Апостол Иоанн в Первом послании говорит: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (3:18). Как можно любить истиною, не зная ее? В Первом послании фессалоникийцам сказано: «О братолюбии же нет нужды писать к вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга...» (4:9). Бог учит нас любви через Писание. Любовь не возникает в ходе концертов и спектаклей, но когда мы постоянно пребываем в учении апостолов.

Первично не отсутствие любви в современной церкви, а то, что все чаще постоянное пребывание в учении апостолов заменяется разного рода изысками, в том числе спектаклями и концертами, все чаще наблюдается отход от чистоты евангельского учения. Это ведет к неспособности устоять под натиском беззакония и приводит к охлаждению любви: «...И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь...» (Матф. 24:12). Ее не возвратить спектаклями и концертами. Это знамение последнего времени, предзнаменование Христа грядущего.

К слову сказать, театрализованные действа на религиозные темы – дело далеко не новое. Оно широко практиковалось в Средние века, когда прямо на площадях городов разыгрывались так называемые мистерии, в основе которых лежали библейские сюжеты. То, что сегодня кажется чем-то новым, церковь уже прошла в своей истории. Маяковский пародийно использовал жанр мистерии в своей «Мистерии-буфф».

Но Средние века, как известно, окончились Реформацией, поскольку ни мистерии, ни литургия не давали человеку возрождения. Так что в известном смысле призывы к театрализации возвращают нас в Средневековье. На знамени же Реформации написано: «Только Писание!» Только Писание, богодухновенное Слово может дать человеку новую духовную жизнь, является источником живой, исцеляющей воды, неиссякаемым родником непреходящей любви, надежды и веры!

Меня не убеждает аргумент о том, что ныне молодежь стала настолько особой, что ее не может достичь в своей первозданной простоте и чистоте, без всякой театральщины, Слово. Не случайно оно говорит сегодня всем нам: «...Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти нам во спасение...» (1 Петр. 2:2).

Уж кого не упрекнешь в неумении или нежелании следовать современным стандартам, так это сценических звезд. Но и те понимают цену сей мишуре, подавая мудрый совет в известной песне всем спешащим изменяться в угоду веку: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Нет спору, в результате бурной театрально-концертной деятельности, возможно, мы и привлечем в церковь молодых людей. Но будут ли они рождены свыше, если им не от чего будет родиться? Эта проблема (прихода в церковь людей по интересам, а не движимых духовной жаждой) и без того все больше обнаруживается ныне в евангельских церквах.

Те же, кто постоянно занимается практическим благовестием, быстро охладевают к различного рода духовным суррогатам и очень скоро понимают, что сила не в наших ухищрениях, а в Слове. Апостол Павел, на которого ссылается читатель, тоже испытал подобное разочарование. Если от проповеди апостола Петра в день Пятидесятницы покаялось три тысячи человек и образовалась первая церковь (Деян. 2 гл.), то в Афинах, когда Павел говорил в ареопаге на языке философов, к Богу обратились единицы (Деян. 17:9), остальные отвергли его идеи. Потому впоследствии он пишет в Коринф: «...Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого... И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:2-5).

В журнале «Вера и жизнь» (2007, № 2) эту тему хорошо осветила Надежда Орлова в статье «Иные языки». Она пишет: «Все чаще раздаются голоса, предлагающие, а порой и требующие подобрать к каждой социальной группе «свой» язык благовестия. В отсутствии такового видят причину прекращения роста церквей. Приводят в пример слова апостола: «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных... Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9:20-22). Но ведь здесь Павел говорит о сопричастности к каждому человеку, о понимании чуждой нам точки зрения, о способности сострадать другому... Это вовсе не означает, что надо опуститься до уровня греха, от которого ты ушел, а другой еще нет...

– Молодежь («металлисты», гомосексуалисты, спиритисты, нонконформисты и т. д. и т. п.) нас не поймет! С ними надо говорить на их языке (Матом? Сленгом? Смесью русско-английского?). Почему Библия перестает быть в наших глазах самодостаточной? Почему для нее требуется «иной» язык?»

Александр Савельев пишет: «Теперь хочу задать вопрос: когда мы что-то хотим донести до своих детей, как мы это делаем? Правильно, говорим на понятном им языке, используя образы и сравнения...» На что Надежда Орлова не без основания отвечает: «Если с ребенком сюсюкать, подражая его смешному говору, то он не скоро научится правильно говорить. Если ребенка вместо хлеба кормить леденцами, то это не принесет ему пользы. К сожалению, иногда мы поступаем именно так. А может быть, слишком любим сладости и не владеем языком взрослых?»

Господь дал людям, детям Своим, удивительное, универсальное Слово, в котором доступно излагает божественные истины для всех землян. Оно обладает поразительной способностью касаться сердец. Равно, как академика, так и человека, обладающего минимальным образованием; как утонченного эстета, так и закоренелого преступника... Оно не нуждается в том, чтобы из него делали жвачку для лучшего усвоения. Кто покаялся от рэпа или мюзикла? Кто получил рождение свыше в театре или кинотеатре?

Сила богодухновенного Слова в его целостности, неповрежденности. Только оно способно дать человеку возрождение; это тайна, которую познал каждый, рожденный свыше.

Павел ГАРАДЖА

P.S.

На сайте «Международной христианской газеты» в интернете (titel.ru) был организован опрос-голосование по данной теме. Вопрос звучал так:

Допустимы ли в стенах церкви театральные постановки, пантомимы, концерты и т.п.?
Вот как ответили на этот вопрос посетители сайта:

категорически нет – 47.37%
да, но в разумных пределах - 35.09%
да, для проповеди все средства хороши – 14.04%
мне все равно, я не задумываюсь об этом – 3.51%

Голосуйте на titel.ru или присылайте ваши ответы на или по почте.