Цитата дня

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Иоан. 2:15).

Вопрос-ответ

Как понимать притчу Иисуса Христа о женщине и закваске?
Дорогая редакция!
В Евангелии от Матфея записана притча Иисуса Христа о женщине и закваске. «Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Матф. 13:33; Луки 13:21). Это место Писания толкуют по-разному. Одни говорят, что здесь речь идёт о духе, душе и теле, а другие указывают на три периода времени. Ещё говорят, что значение имеют вода, мука и тесто. Хотелось бы знать значения написанного. Будем благодарны Богу и вам, если вы ответите через газету.

Сергей ГРИЦАН,
г. Кливленд, США


Мирон ВОВКСегодня высказывания Иисуса Христа люди толкуют по-разному. Но важно понять истинный смысл того, что хотел сказать Иисус, и при этом обязательно учесть контекст сказанного, а также историческую обстановку того времени. Большинство авторитетных исследователей Библии приходят к единому мнению в толковании этой притчи.

Вы правы, есть разные мнения о планировании семьи. Но когда мне приходилось вести разговор с противниками такого планирования, вразумительного ответа, на основании Священного Писания, я не получал. В основном, они строят рассуждения на текстах и примерах из Священного Писания, которые имеют совсем иной смысл и не дают ответа на ваш вопрос. Например, приводят слова, обращенные к Адаму и Еве сразу после сотворения: «...И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю...» (Быт. 1:28). Противники планирования семьи видят здесь поручение Божие – человечество должно наполнять землю, и нет никаких указаний на то, чтобы были какие-то ограничения в рождении детей.

Прежде всего, отметим, что Христос брал Свои притчи из будничной жизни. Он говорил о примерах, хорошо известных Его слушателям и направлял их мысли к духовным размышлениям. Например, притча о сеятеле взята из крестьянской жизни (Матф. 13:3-8), притча о неводе – из жизни рыбаков на Галилейском море (Матф. 13:47-50), а притча о закваске – из домашней жизни.

В Палестине хлеб, в основном, пекли дома. Для выпечки хлеба для довольно большой семьи нужно было три меры муки. Как выпекали хлеб, Иисус неоднократно видел у Своей матери и в других домах, поэтому и привел это как пример о Царствии Божьем.

Закваска – это маленький кусочек теста, который сохраняли от предыдущей выпечки и затем добавляли к новой муке. В разговорной речи израильского народа закваска символизировала нечто нечистое, греховного, что портит всё остальное. Перед праздником Пасхи нужно было удалить из дома всякую закваску (Исх. 12:18-20), что указывало на удаление греха из сердец людей.

Слово «закваска» использовалось также в значении учения: «...Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского» (Матф. 16:11-12). Христос предупреждал Своих учеников: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Луки 12:1). Апостол Павел писал о «закваске порока и лукавства» (1 Кор. 5:8). Но в этой притче символ закваски используется совсем в другом значении. Здесь это средство, или сила преобразования.

Когда Христос проповедовал, вокруг Него собиралось множество людей. В огромной толпе были разные люди: нищие и богатые, больные и здоровые, грамотные и необразованные, купцы и грабители, трудящиеся и ленивые... Взирая на это странное собрание людей, можно было подумать: может ли Царство Божье состоять из таких разных людей? Притча о закваске даёт ответ на этот вопрос. Подобно закваске, которая изменяет вкус хлеба, сила Божья меняет человека и делает его способным для Царствия Божия. Никто не может стать настолько порочным, пасть так низко, чтобы эта сила не смогла произвести в нем свою преобразовательную работу.

Однако человек не в состоянии преобразовать себя самого. Он не располагает силой, которая могла бы производить перемены. В муку, при приготовлении теста, должна быть положена закваска, которая делает хлеб мягким, пористым и вкусным. Как закваска действует изнутри, так и благодать Божья обновляет сердце человека, преобразуя тем самым всю его жизнь. Эта обновляющая энергия исходит от Бога.

Нередко возникает вопрос: почему столь многие, считающие себя верующими в Слово Божье, не проявляют признаков преобразования в своем характере? Причина в том, что они не приняли закваску истины и силы Божьей в своё сердце, и потому она не может воздействовать на них. Их природные и приобретенные склонности к пороку не были преданы преобразующему воздействию закваски истины, в жизни таких людей отсутствует благодать Христа. Принятая же в сердце закваска истины управляет нашими желаниями, очищает мысли и смягчает наклонности, усиливает нашу способность сострадать и любить.

Можно сделать ещё одно сравнение и подметить, что закваска в муке действует невидимо, её действие нельзя ощутить руками, но оно настойчивое. Присутствие закваски в тесте постепенно приводит к брожению всю массу. Закваска истины также действует незаметно, но, в конце концов, приводит к преображению души. Такой человек открывает для себя новый идеал – жизнь Христа. В человеке пробуждается совесть, в его характере проявляются черты, которые побуждают покориться и служить Богу.

Из притчи о закваске можно взять ещё один урок: действие закваски видят окружающие люди. Если положить закваску в тесто, то пассивная масса начинает подниматься, или, как говорят, расти. Поэтому и рост Царствия Божия под действием Святого Духа видим для многих. Этот рост происходит количественно и качественно. Апостол Павел в первом послании к коринфянам (1 Кор. 6:9-10) приводит перечень ужасных грехов, которые делали люди, но в заключение говорит: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (ст. 11). Духовная закваска делает порочных людей добрыми, и это замечают многие.

Некоторые считают, что притчу о закваске можно отнести не только к отдельной личности, но и ко всему христианству. Этой притчей, считают они, Христос хотел сказать, что христианская церковь окажет благотворное влияние на весь мир. И с этим толкованием можно согласиться. Христианство преобразовало жизнь не только отдельных людей, но и общество во многих социальных аспектах. В первую очередь, христианство преобразовало жизнь женщины. Утром каждый мужчина-еврей молился Богу и благодарил за то, что он не язычник, не раб и не женщина... В греческом обществе женщина занималась только домашним хозяйством. На Востоке часто можно было наблюдать такую картину: муж ехал верхом на осле, а его жена шла пешком, нередко ещё и несла тяжёлую ношу. История ясно показывает, что христианство преобразовало жизнь женщины. «...Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже... мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:27-28).

Христианство изменило жизнь слабых и больных. В языческом мире на слабых и больных смотрели как на помеху. Первый приют для слепых был организован христианином Фаласием. Первая бесплатная аптека для бедных была создана христианским купцом Аполлонием. Первая больница, о которой дошло до нас письменное свидетельство, была организована христианкой Фабиолой. Во все времена христианство проявляет особое внимание к больным, слабым, престарелым людям.

Христианское учение преобразовало жизнь семьи. В древние времена, в начале нашей эры начали рушиться брачные отношения, и само существование семьи находилось в опасности. Разводы были столь частыми, что ничего необычного не было в том, если у мужчины каждый год была новая женщина. В такой ситуации обычай оставлять детей на произвол судьбы стал нормой жизни, а это трагедия для детей и общества. Современное общество стремится к защите семьи и детей. И в этом мы тоже видим преобразующее воздействие христианского учения.

В этой притче часто уделяют особое внимание толкованию выражения «три меры муки». Одно из самых распространенных толкований говорит, что число «три» символизирует человеческую природу, которая состоит из трех составных: духа, души и тела. Иными словами, в человеке, под действием духовной закваски, должно быть преобразовано всё естество. Это толкование не противоречит другим библейским принципам, и число «три меры муки» совпадает с тремя составными человека. Но возникает вопрос: такой ли смыл в это выражение вкладывал Христос? При толковании причт нужно быть осторожным, чтобы не исказить основной смысл текста. И чтобы правильно понимать притчи, надо помнить некоторые правила их толкования:

1. Не обязательно, чтобы всё, о чём повествуется в притче, было в действительности. Цель притчи заключается не в точной передаче события, а в открытии духовных истин.

2. Необходимо понять главную цель притчи, которую можно уразуметь из предисловия или обстоятельств и контекста, при которых она была рассказана слушателям.

3. Не все детали или подробности притчи нужно понимать духовно. Например, в притче о милосердном самарянине (Луки 10:30-37) встречаем множество подробностей: гостиница, разбойники, два динария и т.д. А разъяснение этой притчи очень простое – любите, проявляйте сострадание к каждому человеку. Сам Христос разъяснил значение этой притчи: «Иди, и ты поступай так же» (ст. 37).

К сожалению, эту цель часто забывают, давая различные самовольные толкования. Начиная с V века, эту притчу разъясняли так: человек, который шел в Иерихон, – это Адам; разбойники – дьявол со своими ангелами; священник и левит представляют ветхозаветное служение, а милосердный самарянин – Христа; елей и вино – благословение Евангелия; животное, на котором самарянин привёз больного, – человеческая природа Христа; гостиница – церковь; два динария – нынешняя и будущая жизнь. Такое толкование притчи неправильное, произвольное. Поэтому и число «три», которое встречается в притче о закваске, не является основной деталью данного текста.

Пусть Господь благословит всех наших читателей при изучении Священного Писания! Да поможет Господь, чтобы Святой Дух открывал нам те истины, которые необходимы для нашего спасения, и чтобы мы постоянно возрастали в познании истины!

Пастор Мирон ВОВК

Книга «Ответы пастора» Мирон Вовк (ISBN: 3-934583-38-5)
100 ответов на самые актуальные вопросы практической жизни христианина

Задайте свой вопрос пастору!

Имя:

Тема вопроса:

e-mail:

Ваш вопрос:

Все поля обязательны к заполнению!