Цитата дняИщите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко (Ис. 55:6). |
Проповедь
ПЕЧАЛЬ БОГАТОГО ЮНОШИ
«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение» (Матф. 19:16-22).
«Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»
Господь Иисус обычно поражает нас Своей мягкостью и снисходительностью, даже по отношению к грешникам, с которыми Ему приходилось встречаться. Но тут видим, с какой необычной строгостью отнесся Он к юноше, который, думается, заслуживает всяческой похвалы. Действительно, молодой, богатый, окруженный соблазнами роскошной жизни, он, оказывается, не испортился. Ведь большие имения – это и большие искушения! Столько причин для лени, беспечности, гордости... Человек легко поддаётся всем своим похотям, заглушая голос совести.
И вот, ничего подобного не заметно в этом юноше, подошедшем ко Христу. Наоборот, по ответу его, в искренности которого невозможно со¬мневаться, видим, что жизнь его – честная и чистая. Больше того, он интересуется духовными вопросами. Материальные заботы о временном не заглушили в нём заботы о вечном, его мучит вопрос: «Что сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»
Вероятно, он слышал об Иисусе, Его проповедях о пришествии Царствия Божия, и молодому человеку захотелось услышать совет Учителя. Он не побоялся смешаться с толпою простолюдинов, возбудить общее внимание, пробираясь мимо теснившегося возле Иисуса народа. Как это хорошо!
И что же тут такого могло быть, что побудило Иисуса неласково принять его, ответить ему довольно сурово, с первых же слов остановить его замечанием? Евангелист Марк добавляет ещё одну подробность: во время разговора с юношей «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (10:17-27). Значит, Спаситель увидел его сердце, понял юношу, в котором было так много хорошего. Может быть, именно потому, что Хри¬стос видел сердца людские, не заметил ли Он в сердце этого хорошего юноши нечто такое, что пачкало его сердце, на что следовало обратить внимание? Не уловил ли Христос оттенка лести в манере молодого человека, который пришел к Нему за разрешением важного вопроса? Иисус, желающий научить его познать самого себя, начинает с того, что требует от него отчета в словах.
Зачем ты называешь Меня благим? Взвешивай слова! Если ты почитаешь меня Христом, Сыном Божиим, то Я для тебя не просто «учитель». Если же Я в твоих глазах всего лишь «учитель», – тогда не называй Меня благим! Таков мог быть смысл замечания Иисуса.
А, может, юноша только льстил Учителю, чтобы произвести на Него благоприятное впечатление? Или подошёл к Нему с тайным восхищением собой: богатый, высокопоставленный, и вдруг – решился смешаться с толпою, чтобы смиренно попросить совета у бедного, странствующего Пророка... Какой красивый поступок! И такая почтительная форма обращения: «Учитель благий»... Это должно Ему понравиться, а вместе с тем произвести хорошее впечатление на толпу.
И представляется мне, читатель мой, что у многих из нас в глубине души копошится нечто подобное, когда мы «идём ко Христу». Я такой интересный человек, многосторонний, образованный – насколько выше общего уровня! – и всё-таки вот, ищу мудрости у Христа, как простые, неучёные люди. В сущности, это хорошо с моей стороны, что, обладая всякими материальными благами, я к ним не настолько пристрастился, чтобы из-за них забыть Царство Небесное, духовные вопросы меня всё-таки интересуют. Пусть другие берут с меня пример...
Не появляются ли у нас такие мысли? Может быть, даже бессознательно. Ведь люди действительно хвалят тех, которые, будучи учены, знатны или богаты, всё-таки «не забывают Бога». Ну, а если мы бедны и несчастны? Тогда – новая причина восхвалять себя: немудрено, если обеспеченный человек имеет время интересоваться духовными вопросами; но тут, когда вся жизнь – сплошная борьба за выживание, человек, несмотря на все эти заботы и соблазны, всё-таки отдаётся Господу, какое это умилительное явление!
И льстят в глаза, хвалят... А нам, может быть, в глубине души это при¬ятно. Нам порой кажется, что мы представляем из себя нечто особенное, что мы очень много сделали тем, что отдали себя Богу. Будто мы уж и действи¬тельно так много Ему отдали! Если бы Христос вернулся теперь на землю, и вот так, как тогда юноша, вы подошли бы к Нему, почтительно и ласково Его приветствуя, как ответил бы Он вам? А вдруг и в вашем сердце Он увидел бы нечто такое, что вызвало бы строгое замечание с Его стороны?
Ужасные эти черты – неискренность, фальшь, поза – пачкают даже чистую душу! Прежде всего, в отношениях с Богом необходимо совершенно отстать не только от «светской» манеры гово¬рить, но и от всего внешнего, искусственного. Выйдем из той атмосферы об¬мана и притворства, которой мы все окружены. Порвём без жалости сеть ложных идей, принципов и взглядов, вежливых формул и искусственных при¬личий, которой мы при сношениях с людьми окутаны так, что перестали это и замечать. Правда, простота, искренность – вот с чем надо подходить ко Христу!
«Знаешь заповеди...»
Итак, Иисус Христос сразу же остановил юношу, чтобы заставить его, во-первых, дать себе отчёт в собственных словах, а затем и понять всю серьёзность момента. Продолжая беседу с ним, Спаситель заставил его далее дать отчёт и в поступках. Христос сказал: «Знаешь заповеди...» Что Он имел в виду? Конечно, не то, что вечную жизнь можно получить, исполняя закон. Очевидно, Господь хотел рассеять в душе юноши туман, из-за которого он не видел чего-то самого важного.
Молодой человек ответил: «Всё это сохранил я от юности моей...» Он не был ни убийцей, ни прелюбодеем, ни жестоким, ни сластолюбивым... Вос¬питание получил хорошее. Я тоже не слишком нарушаю внушенные мне с детства нравственные правила, веду себя прилично, пользуюсь уваже¬нием. Репутация моя чиста. Вот, вероятно, как смотрел на себя этот человек. Но тогда зачем же он пришёл к Иисусу? Ведь не здоровые, а больные ищут врача. Сын Человеческий пришёл не для праведников, а для грешников. Спасение – это освобождение! От чего освобождать человека, если он не опутан грехом, или, точнее, не сознает этого?
Если бы кому-нибудь из нас ответил этот юноша так, как ответил Иисусу, мы сумели бы ему ясно показать, что многого, многого недостает ему, даже в смысле исполнения вот этих, элементарных, заповедей. Не нарушал он их явно, но нарушил, может быть, мысленно; не нарушал буквально – нарушал в духовном смысле. Ведь не настолько же он слеп, чтобы счесть себя вполне безгрешным!
Но Иисус сделал это лучше, путём гораздо более надёжным. Он залил Своим светом самые сокровенные глубины его ослеплённой совести. А как же мы? Отлично знаем, что «нет правед¬ного ни одного... потому что все согрешили и лишены славы Божией...» (Римл. 3:10-23). В теории мы с этим согласны и готовы сказать: «Из грешни¬ков – я первый!» Может быть, и не ответили бы мы с вами Христу так, как тот юноша. Но вполне ли мы уверены, что другим путем не впадаем в тот же самообман?
Иисус хотел показать юноше, что, несмотря на его «праведную» жизнь, ему недостает самого необходимого. Ведь праведность человеческая – такая обманчивая вещь! Сознание собственной праведности – это заблуждение души, которая сама себя удовлетворяет, не считаясь с истинами вечной жизни. Человек смотрит на внешнее, на то впечатление, которое получается от его «правед¬ности», и оставляет в тени свою сущность.
Это лукавое свойство человеческой природы вечно. Оно было, есть и будет, и только различно проявляется, видоизменяясь сообразно времени и обстановке. А самое тонкое заблуждение получается тогда, когда человек с чувством самоудовлетворения думает: как хорошо, что я нисколько не обольщаюсь на свой счёт, а прекрасно вижу свои недостатки, сознавая, что я – первый из грешников...
Очень легко впасть в заблуждение относительно самого себя! Если не делаешь ничего предосудительного, живёшь более-менее честно, а, может, даже и выделяешься в этом отношении из общего уровня, – тогда невольно замечаешь, что тебя начинают любить, уважать. Начинаешь и сам себя считать лучшим, чем другие. Не безгрешным, не совершенным, конечно, – на это у нас всё-таки хватает совести, – но, по крайней мере, «хорошим» себя чувствуешь. А если углубиться в собственную душу, – что там увидишь? Да, наружно мы не предаёмся излишествам, но сколько чувственности таится в глубине! Мы не жадные стяжатели, но какой у нас страх лишиться того, что имеем! Какая, в общем-то, эгоистичная, земная, плотская наша жизнь!
Не кричим мы, не бранимся грубо и несдержанно – так, чтобы могли слышать соседи, – но какое у нас неровное настроение духа! Внутренне кипим по поводу малейших неприятностей или обид, часто даже воображаемых... Какой деспотический у нас характер! Все должны поступать по-нашему, окружающие должны думать так, как думаем мы! Как мы нетерпимы...
Конечно, ложных свидетельств против ближнего мы не приносим, но с какой лёгкостью в разговоре касаемся дел и характеров окружающих нас людей, как часто вредим им этим, вмешиваясь в их жизнь. Потоки вреда рождаются от наших пустых разговоров! Потоки греха исходят из уст наших, а, значит, из сердца.
Роскоши мы не предаемся, потому что бедны. Но сколько в нас иногда бывает зависти и недоброжелательства к тем, кто живёт в достатке! Гордости, может, и нет в сердце, если гордиться особенно нечем – не знатны, не занимаем высокого положения в свете, но до какой низости может опуститься человек... И слова Христа навеки остаются верными: «Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь?» (Матф. 7:3).
«Ещё одного недостаёт тебе...»
Подумать только: зная всё о Христе – Его любви, Благой вести, – мы ограничиваемся тем, что считаем себя правоверными, довольны собой и спокойны. Да углубились ли мы в Евангелие, прочувствовали ли его? И тут мы, может быть, не ушли дальше того юноши, который вопрошал Христа? Существует какой-нибудь «пробный камень» нашей веры, нечто главное, без чего всё остальное теряет смысл? Что же сказал Иисус тому молодому человеку? «Ещё одного недостает тебе – всё, что имеешь, продай и раздай нищим... и следуй за Мною» (Луки 18:22).
Значит ли это, что если я раздам всё моё состояние, то могу быть спокойным относительно своей участи и в этой жизни, и в вечной? Конечно, нет! Ведь это была бы только разновидность «собственной праведности», и Христос не мог подразумевать этого. Апостол Павел ясно говорит: «И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).
Христос хотел привести юношу к ясному сознанию той мысли, что жизнь вечная заключается в отдаче самого себя. Прочитав в сердце юноши, что привязанность его к «имению» была той силой, которая притягивала его к земным интересам и мешала ему свободно устремиться к Богу, он предложил ему одним ударом разрушить эту силу! Другому человеку Он предложил бы другое. Никодиму, например, Он говорил: «Кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан. 3:3-5).
Кто не родится свыше! Вот то великое слово, та великая истина, которая часто остаётся людьми незамеченной, неузнанной. Жизнь вечная – это жизнь новая, отличная от прежней, как небо отлично от земли. Войти в жизнь вечную – значит открыть глаза и на горизонте времени увидеть приближающуюся вечность; открыть сердце и увидеть, как на смену привязанностям временным идут привязанности вечные, открыть свою душу – и увидеть, как в ней интересы временные сменяются интересами духовными... Это значит – распахнуть крылья своей воли и подняться над эгоизмом, всякими ничтожными греховными препятствиями, начать свободно, радостно действовать, исполняя волю Божию.
Живёт или не живет дитя, находящееся в утробе матери? Живёт, конечно. Но оно приготовляется в это время к новой жизни – ему предстоит родиться на свет Божий, отделиться от матери. Тогда и глаза его откроются, и члены будут развиваться, и ум проснётся.
Земля – мать наша. В ней, во временных интересах и привязанностях, живём мы, готовясь к иной жизни – вечной. Нам тоже надо «родиться», чтобы вступить в эту новую жизнь, – родиться свыше, от Духа. Мы тоже рождаемся на Божий свет, но уже не материальный, как младенец, выходящий из утробы матери, а на свет духовный, исходящий от Солнца Правды. Мы растём и развиваемся духовно под влиянием этого Света. Об этом новом рождении говорил Христос, и этого нам, может быть, так недостаёт...
«...Мы уверовали и познали, что Ты Христос...»
Женщина, разбившая алавастровый сосуд с драгоценным миром у ног Иисуса, вступила в эту вечную жизнь. Душу её наполнили чувства любви и благодарности. Вся она – порыв в высоту, от земли и грехов, от всякой нечистоты. Она отдала всё прежнее – земные пристрастия, под видом драгоценного мира сложила их к ногам Христа. Она вступила в новую жизнь, родилась свыше.
Ещё пример – Закхей. Момент, когда Христос посетил его дом, был поворотным пунктом его жизни, моментом рождения в жизнь вечную. Полный того нового света, который осиял его, он стал «новой тварью». Всё прежнее потеряло для него цену. И, в порыве раскаяния о прошлом, он решил вчетверо вознаградить всякого, кого обидел.
Вошли в жизнь вечную и ученики, которые, самоотверженно оставив все свои земные интересы, последовали за Христом, не испугавшись трудностей и лишений: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Иоан. 6:68-69).
Познали жизнь вечную и те христиане в Иерусалиме, у которых были «одно сердце и одна душа», которые продали имения свои и отдали деньги апостолам, чтобы те распределяли среди неимущих. И была эта жизнь настолько отличной от прежней, такой чистой и святой, что окружающие поражались. Это стало лучшим свидетельством их веры. Народ был растроган, просвещён, и «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47).
Может быть, вы скажете: это же всё энтузиазм и больше ни¬чего! Да, энтузиазм. Но Христос пришёл для того, чтобы создать именно такой энтузиазм! Он пришёл, чтобы научить людей любить Бога всем сердцем и ближнего любить, как самого себя. Конечно, это энтузиазм! Ведь под этим словом мы разумеем ту страсть, которая влечёт нас ко всему, что прекрасно, ве¬лико, благородно, что отрывает нас от нас самих и поднимает выше «земного». Да, ощущение жизни вечной есть энтузиазм! Поэтому Христос сказал: «...Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником... Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Луки 14:26, 33).
Все эти выражения, такие резкие, и многие, подоб¬ные им, – что означают? Они означают то, что жизнь вечная есть отдача сердца, жертва самих себя. Это порыв души, которая больше уже себе не принадлежит, которая вполне отдалась на служение Иисусу Христу.
В чём заключается служение?
В преданности, усердии, проповеди Евангелия, – таково было служение апостола Павла. В посещении бедных и страдающих, во всяческой помощи, любви, оказываемой людям, – таково было служение первых христиан, живших в чистом и непорочном благо¬честии. Так что же, жизнь вечная, значит, может быть достигнута делами благо¬честия? С помощью всего, перечисленного выше?
Не «достигать» жизни вечной нужно служением! Служение – это и есть жизнь вечная! Какой она будет у нас в небесах, я не знаю, но на земле она или совсем не существует, или же существует в виде любви, само¬отречения, жертвы, непрерывной деятельности для славы Божией и спасения человечества. Нельзя понимать так, что вечная жизнь – это спокойствие, которое душа ощущает после исполнения какого-либо долга или во время хорошего дела, решения. Так думать – значит ниспровергнуть Евангелие!
Христианское учение – это совокупность фактов, предназначенных бла¬гим и премудрым Богом для того, чтобы зажечь в душах людских это пламя энтузиазма и самопожертвования, которое называется жизнью вечной! Глубокая мудрость состоит в том, чтобы сосредоточить все привязан¬ности людей, которых сначала надо было оторвать от земли, на одной Личности, какою является Христос! Его смерть на кресте – идеаль¬ный пример самопожертвования, и все наши самопожертвования – только слабые отблески Его подвига. Апостол Павел призывал: «...Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего...» (Римл. 12:1); «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:19-20). Как это дивно, что Тот, Который сошёл с небес, чтобы нас взыскать и спасти, являет Собою совершенный образец, как говорит Писание, Начальника и Совершителя той жизни, к которой мы призваны!
«Верующий в Сына имеет жизнь вечную...» (Иоан. 3:36). Верующий! И Христос даёт ему жизнь вечную, т.е. Он сообщает силу Свою человеку, свойства Свои, чувства Свои. Какие же? Полную преданность воле Божией – это во-первых; затем – безграничную любовь к человечеству, дух самопожертвования, божественный энтузиазм, который, как огонь, освещает земную жизнь и преображает её «в Его образ». Вот, что дал Христос Своим ученикам, вот, что Он дал Своей Церкви! Вот, наконец, чем было христианство всегда, когда оно осуществлялось в мире.
К чему же мы пришли? Заме¬чается ли проявление жизни вечной в нашей среде? Многие верующие во Христа серьёзно интересуются вопросами духовного порядка, отводят им большое место в своей жизни. Многие живут честно, поступают правильно, читают хорошие христианские книги. Многие любят слушать Слово Божие, ду¬мают и рассуждают о нём, любят собираться для общей молитвы. Сколько есть людей серьёзных, интеллигентных, добрых и при¬том – верующих! Слава Богу, что они есть.
Но представим себе, что такой хороший человек подошёл к Спасителю с вопросом: «Учитель благий, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» Что ответил бы ему Иисус? Может быть, ответил бы так же, как и тогда: «Ещё одного недостаёт тебе...» Какие же у нас недочёты? Чего нам недостает?
Кто из нас «обратился» так, что это изменило, перевернуло всю его жизнь? Кто истинно отдал себя Богу, посвятил Ему всю жизнь без рас¬чета и сожаления? Где у нас святые порывы, увлечение, дух самопожертвования, мужество, чтобы непоколебимо пребывать во Христе? Где у нас вера, торжествующая над всеми колебаниями? Мы же должны гореть пламенем христианского милосердия! А вместо этого огонёк лишь тлеет в нашем сердце, как слабая искра под пеплом.
Святой энтузиазм – как мало мы его видим! Всё больше – спокойное, честное христианство, удобное и поверхностное.
«...Юноша отошёл с печалью...»
«Ещё одного недостаёт тебе...» – сказал Христос (Матф. 19:22; Луки 18: 22). И, услышав Его ответ, «юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое име¬ние». Молодой человек, очевидно, бы поражён, когда Христос так внезапно поставил вопрос ребром. Так вот каким образом можно получить жизнь вечную! Как печально! И он отошел от Иисуса.
Но ведь Христос «полюбил его», знал, как лучше воздействовать на него, Он не желал оттолкнуть его от Себя. Вероятно, юноше как раз и нужно было испытать это потрясение, чтобы он отдал себе ясный отчёт, чтобы понял, как ему полу¬чить желаемое. Может быть, когда он лучше узнает Иисуса Христа, когда позже будет слушать проповедь апостолов о Нём – Распятом, тогда осознает всё и обратится, получит жизнь вечную? Может быть, но мы не знаем.
Но вот эта печаль его – как она давит на нас! Чувствуете ли вы, как она угнетает душу? Эта печаль в глубине всего, что радует, что будто бы удовлетворяет... Так и слышится в глубине совести: «Ещё одного недостает тебе...» Это Он, Господь наш, говорит в нашем сердце! Это Его слова, спокойные и авторитетные. Братья мои, ведь Он хочет, чтобы мы отдали Ему наши сердца!
Ф. КУЛЕН
[ В начало ] [ На главную ]