Цитата дняГосподь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1). |
Библейская энциклопедия
КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ
Краеугольному камню посвящено немало библейских строк. В Книге пророка Исаии читаем: «…Так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (28:16). В притче о злых виноградарях тот же камень упоминает Христос: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа…» (Матф. 21:42). Апостолы уже точно знали, о каком камне говорил Исаия. Петр сообщает: «...Верующий в Него не постыдится» (1 Петр. 2:6). А Павел проясняет окончательно: «...Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:4). Он же укрепляет веру новообращенных христиан, напоминая, что они теперь имеют «Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Ефес. 2:20-22).
Из сферы духовной библейское понятие перешло к архитекторам, которые с давних времён спорят об одном из важных нюансов краеугольного камня. Большинство, ссылаясь на Библию, утверждает, что краеугольный камень закладывают только в основание здания. Однако их оппоненты, соглашаясь, что библейский краеугольный камень лежит в основании христианской веры, напоминают, что у древних строителей то же понятие имело и другое значение.
Аккадское словосочетание «абан реша» означает «завершающий камень», который в апокрифических пояснениях к «Завещанию Соломона» называют краеугольным камнем, помещаемым поверх ворот храма. При этом придерживающиеся второго толкования добавляют, что Христос был не только Тем, на Ком построен новый Иерусалим, но и замковым камнем, в Котором всё находит свое завершение и Который скрепляет всё сооружение. Посему последние считают, что краеугольный камень древние строители могли закладывать, как в основание, так и в завершающую часть строения. Это добавление ничуть не умаляет, а лишь усиливает главное христианское толкование.
Один из камней на Храмовой горе в Иерусалиме стал многовековым «камнем преткновения», так как его считают «краеугольным» и иудеи и мусульмане. И это неудивительно, поскольку иудейская Тора лежит в основе христианского Ветхого Завета, а в мусульманском Коране немало лишь незначительно измененных библейских текстов. Обе упомянутые выше конфессии говорят об огромном камне (скале), верхняя часть которого расположена внутри мечети Омара (её же называют «Куполом Скалы»; именно с этого камня, согласно Корану, отправился в путешествие на небо их пророк Магомет).
При недавних раскопках в недрах Храмовой горы, под упомянутой скалой, обнаружили древний «Туннель Хасмонеев», где можно наблюдать нижнюю часть того же «краеугольного камня». Иудеи утверждают, что именно на этом камне Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, повиновавшись словам Господа: «Возьми сына твоего единственного… Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:2). Иудеи отождествляют краеугольный камень с «камнем мироздания». Немало иудейских толкователей Библии считают, что из этого камня (на горе Мориа – она же Храмовая гора) Господь вырезал скрижали, переданные потом Моисею.
Немало и других толкований, не противоречащих Библии (которые разделяют и христиане). Но все христианские деноминации сходятся в том, что Христос есть краеугольный камень христианской веры: «Он есть камень, пренебреженный вами строющими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:11).
Рубрику ведет д-р Лео БИЛЬДЕР
[ В начало ] [ На главную ]