Цитата дня

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Иоан. 2:15).

Вопрос-ответ

Можно ли передавать десятину на нужды христианского лагеря или на ремонт церкви?

Здравствуйте, редакция!
С 1995 г. я член церкви евангельских христиан-баптистов в одном из городов Германии. Счастлив, что принадлежу к Церкви Иисуса Христа, но в последнее время стал замечать, что в нашей церкви не всё в порядке, особенно относительно десятой части для Господа. Мой вопрос: можно ли передавать десятину на нужды христианского лагеря?

Наша церковь когда-то приобрела в Украине этот лагерь, поставила там миссионера, который трудится и по сей день. Сначала мы оплачивали его труд, но потом бросили. Об этом я откровенно говорю нашим пастырям: мы, как плохая мать, родили ребёнка и бросили его.

Позже лагерь передали украинской миссии, затем, из-за отсутствия денег, оставили на самофинансировании. Там необходим ремонт, да и миссионеру нужно помогать, – вот я и хочу мою десятину отдавать прямо ему. Правильно ли это? И как это будет выглядеть перед церковью, которую я посещаю, и перед Богом?

С христианским приветом,
Николай

***

Дорогая редакция, приветствую вас любовью
нашего Господа Иисуса Христа!

Благодарю вас, что печатаете вопросы читателей и ответы пастора Мирона Вовка. Это большая духовная помощь для нас и ободрение. У меня тоже есть вопрос.

Живём мы в США уже довольно долго, посещаем евангельскую общину, посильно трудимся в церкви, наши дети тоже с нами, возвращаем десятину Господу. Заработок у меня неплохой, и часть десятины, примерно четверть или треть, я отправляю в Казахстан, откуда мы приехали, на ремонт нашего старенького молитвенного дома. Здесь наш дом молитвы в этом особо не нуждается, а там – беда и нищета.

Можно ли так, правильно ли делаю? Я не знаю, как здесь моя десятина используется, а там уж точно, для дома молитвы. В этом я уверен, вижу, когда мы бываем на родине.

Заранее благодарю вас за ответ.
Фамилию мою в газете прошу не указывать.


Мирон ВОВКЭти два письма пришли почти одновременно, в них поднимается один и тот же вопрос: как правильно жертвовать Господу? Куда приносить десятину? Как правильно ее использовать?

Сегодня вопрос о десятине интересует многих. И если вы внимательно читаете «Международную христианскую газету», то могли заметить, что этот вопрос неоднократно освещался в газете и высказывались различные, часто противоречивые мнения. Письма с вопросами о десятине продолжают поступать в редакцию. По этой причине осветим эту тему более подробно.

Вначале рассмотрим предназначение десятины в израильском народе. Если прочитать из Священного Писания все стихи о десятине, может показаться, что существуют противоречия. Приведу лишь несколько стихов: «И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня...» (Левит 27:30); «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища…» (Мал. 3:10). Итак, десятина принадлежит Господу, ее нужно приносить в церковь.

«Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он…» (Втор. 14:22-23). В этом стихе говорится, что десятину можно использовать для себя, по своему усмотрению. Еще один текст, где идет речь о правах царя: «...И от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть…» (1 Цар. 8:15). Десятину будет брать царь.

Читая эти и другие стихи, многие приходят в недоумение, возникает вопрос: как правильно распоряжаться десятиной? Ответ простой: здесь речь идет о трех разных десятинах. Первая десятина принадлежит Господу. Ее приносили в храм и потом распределяли среди левитов и священников, которые не получили в наследие землю в Ханаане, а служили только возле храма. Другая десятина использовалась для личных нужд верующего, поддержки духовной жизни. Например, путешествие в храм на праздник, поддержание служения в храме – нужны средства, и на это использовалась вторая десятина. Третья десятина шла на помощь бедным людям или как налог царю. Именно так было заведено в народе израильском, об этом читаем в неканонической книге Товит.

Я понимаю, неканонические книги не могут быть основанием доктрин, но из них мы можем узнать о жизни людей того времени. Вот как описана жизнь Товита: «Я же один часто ходил в Иерусалим на праздники, как предписано всему Израилю установлением вечным, с начатками и десятинами произведений земли и начатками шерсти овец, и отдавал это священникам, сынам Аароновым, для жертвенника: десятину всех произведений давал сынам Левиным, служащим в Иерусалиме; другую десятину продавал, и каждый год ходил и издерживал ее в Иерусалиме; а третью давал, кому следовало, как заповедовала мне Деввора, мать отца моего, когда я после отца моего остался сиротою» (Тов. 1:6-8).

Подобное читаем и в книге Неемии, когда после возвращения из вавилонского плена было восстановлено служение в храме. Прочитайте десятую главу книги Неемии. Обратите внимание, как жертвовали люди в то время. Они приносили определенную сумму пожертвований на потребности «дома Бога нашего»: на хлебы предложения, различные жертвы, дрова, чтобы горел постоянно жертвенник. Кроме этих пожертвований, народ приносил десятину левитам (Неем. 10:37). Для этого в храме были построены специальные комнаты (ст. 38).

Итак, первую десятину приносили в храм и использовали для поддержания левитов и священников. Второй десятиной мог распоряжаться тот, кому принадлежала десятина, и использовалась она на разные нужды, которые возникали в связи с духовной жизнью людей. Третья десятина использовалась для помощи бедным, а также на налоги в казну государства. Нужно ли придерживаться сегодня такого порядка?

У Бога во всем существует порядок. Апостол Павел подчеркнул эту характеристику Всевышнего: «Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33). Трудно допустить, что Бог образовал Свою Церковь на земле и не дал указаний о том, как материально поддерживать ее существование в этом мире.

Некоторые считают, что после смерти Христа в этом вопросе произошли изменения, и сегодня нужно приносить только пожертвования, кто сколько сам считает нужным. Но следует подчеркнуть, что христианство – не новая религия. Моральные принципы, данные израильскому народу, остаются в силе. Все христиане признают сегодня моральный закон десяти заповедей, который был дан израильскому народу на горе Синай. И многие другие повеления Божии мы используем в духовной христианской жизни.

Осуждая фарисеев за лицемерие и отсутствие милости, Христос не осудил и не отменил возвращение Богу десятины, а поддержал ее принесение даже с мелочей: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матф. 23:23). Позже апостол Павел сделал замечание Коринфской церкви: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:13-14). В послании к евреям, где апостол много писал о служении Иисуса Христа как Первосвященника, подчеркивается: «И здесь десятины берут человеки смертные, а там имеющий о себе свидетельство, что он живет» (Евр. 7:8). Обратите внимание на глагол в настоящем времени – «берут». Разумно предположить, что порядок, заведенный в Израиле, который был в то время церковью Божьей на земле, приемлем и сохраняется сегодня для христианской церкви.

Что же делать тогда, когда мы думаем, что десятина используется неправильно? Знаете, когда я был молодым и начинал свое служение, я тоже думал, что руководители церкви поступают во многих вопросах неправильно. Но когда пришло время занять их место и быть ответственным за порученное служение, в том числе – за церковные средства, мои мысли изменились. Только тогда я начал понимать, какую нужно иметь мудрость, чтобы быть руководителем церкви.

Вопрос использования церковных денег – очень сложный и не всегда полностью открытый по разным причинам. Но церковь на земле всегда будет иметь потребность в средствах. И, наверное, нет такой суммы, которая бы полностью удовлетворила возрастающие потребности. Сегодня открываются новые возможности и методы проповеди Евангелия в разных местах, что требует средств. Многие общины проводят богослужения в арендованных помещениях, а хотели бы иметь собственный молитвенный дом. А сколько молитвенных домов нуждаются в ремонте? А в скольких городах и селах люди еще не слышали истины о живом Боге и есть нужда послать туда миссионеров? А сколько сегодня сирот, вдов, инвалидов, нарко– и алкозависимых людей? Обязанность церкви – послужить им. Хорошо также иметь образованных служителей, что требует финансовых затрат. И список потребностей можно продолжать. На каждое мероприятие, которое проводит церковь, требуются средства.

Как правильно распределить то, что собирают? Этот вопрос не раз задают себе руководители церкви. Какое служение нужно совершить в первую очередь? Все предложения хороши. А денег не хватает, чтобы удовлетворить даже часть из них. И тут нужны особая мудрость и руководство Святого Духа.

Научимся доверять Господу и братьям, которые сегодня избраны на различные служения и отвечают за то, что им поручено. Чем более высокий руководящий пост занимает человек, тем больше его ответственность, но и тем больше он имеет информации. Например, член или служитель местной общины имеет достоверную информацию только о своей церкви. Областной служитель имеет информацию обо всех общинах, которые находятся в его области; межобластной – обо всех на данной территории. Обладая информацией с разных территорий, можно делать сравнение различных нужд и тем самым принимать более взвешенные решения. К сожалению, не имея полной информации о мероприятиях, которые совершает церковь, многие живут слухами о неправильном использовании денег. Не хочу утверждать, что в этом вопросе не допускается ошибок. Все мы несовершенны, и при выполнении любой работы можно ошибиться, в том числе при использовании средств. А чтобы в этом не возникали сомнения, время от времени нужно перед церковью делать отчет об использовании церковных денег.

Если говорить о приношении десятины, хотелось бы отметить еще некоторые моменты. Первая десятина не употреблялась на строительство храма. Для этих нужд собирались специальные пожертвования, как на строительство переносной скинии (Исх. 35:29), храма в Иерусалиме (1 Пар. 29:1-9). Первая десятина использовалась для поддержания служения левитов. Если следовать этому принципу, то сегодня первая десятина должна использоваться для поддержки служителей и служителями – для проповеди Евангелия.

Десятины приносили в храм, и только потом они распределялись по потребностям. Для исполнения этого служения, например, во времена Неемии было избрано четыре человека (Неем. 13:13). Правильно было бы и сегодня, чтобы материальные средства распределял не один человек, а совет, что послужит более разумному их использованию, поможет избежать многих нареканий.

Десятины приносили в храм, а не отдавали прямо левитам. Повеление Господне: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме моем была пища…» (Мал. 3:10). Все десятины собирались вместе и потом распределялись. Такой метод имеет свои преимущества. Если идти другим путем, это может привести ко многим проблемам. Если человек приносит десятину служителю, между ними создаются межличностные отношения, и тогда служитель становится зависимым от дающего, тем самым возникает опасность не всегда оправданного влияния на служителя. Другая опасность в том, что тот, кто приносит десятину служителю лично, становится более уважаемым и почетным человеком по отношению к окружающим. Еще одна опасность: не всегда материальное состояние человека стабильно. Люди могут лишиться доходов, и тогда служитель не получает ничего. Поэтому лучший способ распределения десятины – из общего источника, когда верующие все вместе заботятся обо всех служителях, сообразно с их потребностями, а служители не зависят от благосостояния и расположения отдельных личностей.

Если вы считаете, что в церкви совершается что-то не так и можно принять более разумное решение, поговорите с руководством вашей церкви – пастором, пресвитером, членами совета, и тогда вы или получите ответ на свой вопрос, или все вместе сможете разрешить проблему. При этом пользуйтесь советом Иисуса Христа: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово...» (Матф. 18:15-16). Этот принцип нужно использовать не только, когда мы видим греховные поступки братьев, но и тогда, когда думаем, что в церкви что-то делается неправильно. Часто для устранения сомнений или решения возникшей проблемы достаточно одного разговора.

Желаю вам Божьих благословений, успехов в новом году и умения правильно распоряжаться теми средствами, которые мы зарабатываем с помощью Божьей!

Пастор Мирон ВОВК

Книга «Ответы пастора» Мирон Вовк (ISBN: 3-934583-38-5)
100 ответов на самые актуальные вопросы практической жизни христианина

Задайте свой вопрос пастору!

Имя:

Тема вопроса:

e-mail:

Ваш вопрос:

Все поля обязательны к заполнению!