Цитата дня

Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1 Иоан. 1:7).

Миссионерское поле

БАЛКАРЦЫ
«Мои родители – балкарцы, к тому же – бывшие спецпереселенцы. Они были депортированы, будучи подростками, вместе со своим народом из Кабардино-Балкарии в Киргизию. Там я и родился, – вспоминает брат Алим. – Слово «Кавказ» я часто слышал от взрослых и спрашивал у бабушки: «Что такое Кавказ?» И она пыталась мне объяснить, но я не понимал. В 1956 г., после указа Хрущёва, балкарцы, вместе с другими депортированными народами – чеченцами, ингушами, карачаевцами, – стали возвращаться на свою историческую родину. Наша семья вернулась в отцовское село, расположенное в предгорье Большого Кавказского хребта. Я учился в школе, а бабушка учила меня мусульманским молитвам на арабском языке...»

Многие современные молодые люди уже не знают, что такое депортация. Но было время, когда целые народы можно было объявить врагами и запросто выселить с места их проживания.

Горцы
Балкарцы (около 106 тысяч человек) проживают, в основном, в Кабардино-Балкарии, в предгорьях Эльбруса. «Таулу» – горцы, так называет себя этот народ. Неприступные вершины, покрытые вечными снегами, горные перевалы и бурные реки, альпийские луга, где чабаны пасут табуны лошадей и отары овец... Густые леса покрывают склоны гор, по узеньким тропинкам может пройти лишь один человек или лошадь с всадником. В любой момент первозданная красота горных вершин может скрыться под тяжелыми свинцовыми облаками, и тогда, даже в летний день, на цветущем альпийском лугу может выпасть снег по колено. Ручеёк, который ты перешагнул полчаса тому назад, после короткого летнего дождя может превратиться в непреодолимый бурный поток, несущий громадные валуны и стволы деревьев...

Некоторые сёла лежат высоко в горах, куда ходят старенькие автобусы. Суровая природа горного Кавказа наложила отпечаток на характер и менталитет народа, воспитала в нём мужество, решительность, простоту, готовность поделиться с ближним последним куском хлеба. Горцы с уважением относятся к женщинам и пожилым людям. В транспорте старику или женщине обязательно уступят место. Традиционные занятия: скотоводство, изделия из шерсти, торговля.

Столица республики – Нальчик. Балкарский язык относится к тюркской языковой группе. Его изучают в школе, говорят в семьях, есть газета и журнал на балкарском языке, это живой язык.

Христианство
В VI-VII веках на Кавказе распространилось христианство, проникшее из Византии. Однако оно переплелось здесь со старыми, языческими представлениями. В XIV веке, после нашествия Тамерлана, христианство пришло в упадок, возродилось язычество. В XVII-XVIII веках на Кавказ стал проникать ислам, в XIX веке ставший основной религией балкарцев, и до сих пор основная часть балкарцев – мусульмане-сунниты.

В 90-х годах XX века среди балкарцев появились первые евангельские верующие, возникла большая нужда в Священном Писании на родном языке. «Несколько человек из нашего народа уверовало, но у нас не было Слова Божьего на балкарском языке, – вспоминает брат Алим. – На богослужениях мы читали большую, толстую книгу компьютерной вёрстки. Но Бог особенно любит наш народ! И вот, миссия «Свет на Востоке» выпустила Евангелие от Луки на балкарском языке. Через некоторое время увидели свет весь Новый Завет, Псалтирь, Бытие, Исход и Притчи. Позднее, мы занялись переводами детской литературы, аудио- и видеоматериалами, рассказывающими о Христе».

Ныне, в условиях усиления ислама, более эффективен метод личной евангелизации, от сердца к сердцу: задушевные беседы, христианские песни на родном языке. Отношение к христианам, в целом, остается в обществе негативным. Национальная церковь состоит сейчас примерно из 40 балкарцев. По словам верующих, в христианстве их привлекают, прежде всего, любовь Господа к человеку, Его помощь и обетование вечной жизни.

Брат Алим рассказывает: «Одна сестра после инсульта попала в реанимацию и через несколько дней врачи, думая, что к утру она умрёт, заранее приготовили бумаги о её смерти. По словам врачей, жить ей осталось только до вечера. Мусульманское духовенство объявило, что она отреклась от Христа. Но сестра, узнав об этом, укрепилась, встала на ноги и опровергла неправду. И по сей день, вот уже десять лет, она ходит в собрание и славит Господа, Который спас её от смерти». Это событие стало сильным свидетельством мусульманскому сообществу.

Обращение к Богу
Для обозначения Бога балкарские христиане используют арабское слово «Аллах», как и все мусульмане. Христиане, с детства живущие в преобладающей мусульманской культуре, очень хорошо понимают библейскую терминологию и ветхозаветную культуру. Уверовать в Иисуса Христа мусульманину очень трудно. Вера в Сына Божьего для христианина является благословением, а для мусульманина – смертным грехом, так как, по понятиям Корана, у Аллаха не может быть Сына… Так что мусульманина ждут большие проблемы, если он открыто объявит себя христианином.

Брат Алим рассказывает о себе: «В 1991 г. везде кричали о гласности, свободе, переменах. А у нас в тюрьме всё оставалось, как прежде: подъем на работу, перекличка, отбой. Но вот однажды в зону пришли верующие – говорили о любви Божьей, Иисусе Христе, Его смерти за грехи людей, о том, что Бог прощает любого грешника. Уж кто-кто, а я-то понимал, что грешник. К моему удивлению, среди них был и балкарец. Я-то считал себя мусульманином, ведь балкарцы – мусульмане. Мы поговорили с ним, и он дал мне Новый Завет. Боясь насмешек, я украдкой стал читать Книгу. Мало понимал, но читать хотел».

Потом Алима освободили. Жизнь на свободе не была гладкой. И вот однажды, в хмурый, пасмурный день, он встретил на улице того балкарца, который в зоне подарил ему Новый Завет. Разговорились, и новый знакомый пригласил Алима на богослужение. «Посещая церковь, я услышал в проповеди, что Иисус помогает людям и сегодня, как и две тысячи лет назад, – вспоминает Алим. – Для меня было очень важно то, что Он и сегодня может помочь тому, кто просит Его об этом, может простить грехи человеку, снять с него вину. Я нуждался во всём этом. Поддавшись внутреннему желанию, я вышел вперёд, встал на колени и возопил к Нему: „Иисус, если Ты есть, прости мои грехи, помоги мне, я не могу больше так! Войди в моё сердце, возьми мою жизнь, я отдаюсь Тебе!“

На другое утро, когда я вышел из дому, всё было по-другому, – продолжает Алим. – Солнце светило по-другому, небо было другое, люди были другие: мне хотелось всех обнять, сказать что-то доброе. Хотелось петь вслух, и я оглядывался, стесняясь людей. Впоследствии я понял – это было новое рождение, рождение свыше, от Духа и воды».

Вот так один из сынов балкарского народа, мусульманин по воспитанию, стал сыном Божьим. Если один балкарец пришёл к Господу, то и другие могут спастись. Слава Богу, у Него много путей!

Что нужно учитывать, общаясь с балкарцами?
Балкарцы гостеприимны, но вспыльчивы, уважительны. Перед едой, как и все мусульмане, говорят «БИСМИЛЛЯХИ». О жене при посторонних не говорят, не хвалят. Балкарцы – народ гордый и, в то же время, терпеливый, но фальшь в отношениях замечают сразу.

Итак, будем молиться о спасении балкарского народа, укреплении национальной церкви и защите национальных служителей.

Сергей БАЛДИН
координатор программы «Многоцветие России»
www.baldinmission.blogspot.com