Цитата дня

Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко (Ис. 55:6).

Проповедь

Если человек пал, то неужели насовсем?
Продолжим наши размышления над книгой пророка Ионы. Итак, несчастный Иона был выброшен матросами за борт корабля. И вскоре все несказанно изумились тому, что море тотчас успокоилось. Кажется, и жизнь пророка и книга о нем должны на том и окончиться, однако Бог сделал неожиданное продолжение истории – Он спасает Иону! На его примере мы можем увидеть, как Бог спасает грешников.

Бог сохраняет грешнику жизнь
«И повелел Господь большому киту поглотить Иону...» (Иона 2:1). Вот оно – неизъяснимое чудо Божественной благодати! Бог не был обязан спасать Иону. Грех противления настолько мерзостен в очах Бога, что справедливо было бы утопить Иону. Как не согласиться с древним подвижником Ефремом Сирином: «Не называй Бога справедливым! Если бы Бог был справедлив, ты был бы уже в аду». Наше счастье, что в Своем правлении миром Бог руководствуется прежде всего великим милосердием, а не жаждой возмездия. Я часто вспоминаю слова мудрой женщины, записанные в Библии: «Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2 Цар. 14:14).

Пожалуйста, ни при каких обстоятельствах не забывайте об этой черте Божьего характера! Пусть она вдохновит вас любить Бога и искать Его спасения! Наш Бог – Бог великого терпения. Снова повторю: первоочередная цель Бога – не наказать, а вразумить человека. Он спасает Иону буквально у края могилы. Для этого Господь повелел большому киту поглотить Иону. И кит выполнил повеление Бога очень осторожно, не повредив своими острыми зубами филейных частей пророческого тела! Сознаем ли мы, что каждая прожитый нами день был для нас днем явления милости Божией? Разве не Он оберегает тонкую нить нашей жизни от острых ножниц смерти? Благодарим ли мы Бога за это?

Разрешите привести три свидетельства Писания. Я избрал такие тексты, которые говорят о трех категориях грешников: заурядные грешники, злостные гонители, мерзкие отступники. Жизнь всякого из них поддерживается и сохраняется Богом.

Апостол Павел свидетельствовал жителям города Листры, заурядным грешникам: «...Мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14:15-17).

В 16-м Псалме Давид утверждает, что Бог позволяет злодеям не только ублажать себя, но и оставить наследство своим детям: «Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим, от людей – рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим» (Псал. 16:13-14).

Пророк Осия свидетельствует о том, что Бог поддерживает жизнь отступников: «Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им... Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно» (Осия 11:3-7).

Кто, кроме Бога, обладает столь бесподобным характером? Его изобретательность в спасении человеческих жизней неподражаема! Об этом написаны горы книг.

Один молодой человек, сын верующих родителей, служил моряком торгового флота. Он знал истину, однако не следовал ей. Его желанием было испытать все земные удовольствия. У него были деньги и были возможности повидать заморские страны, пить хорошее вино и знакомиться с красивыми женщинами. Уговоры благочестивых родителей посвятить жизнь Господу не трогали его сердца. Однажды во время шторма он был смыт огромной волной с палубы в океан. Оказавшись в воде, матрос мгновенно понял, что здесь и найдет свой печальный конец. Прожитая жизнь в мельчайших подробностях промелькнула перед ним – он вспомнил, как отвергал родительское увещевание посвятить свою жизнь Господу. И из морской пучины этот человек воззвал к Богу о прощении, и в тут же новая волна подхватила его и забросила назад, на корабль.

Это было последнее его плаванье. Он обещал Богу, что теперь ни дня не проживет для себя. Каждое биение сердца будет для Господа. Впоследствии этот человек стал пастором одной из баптистских церквей в бывшем Советском Союзе.

Однако спасти тело – одно, а спасти душу – совсем другое. Многие, пережив спасение тела, не пережили спасения души. Чтобы произошло спасение души, требуется наличие важной предпосылки – ясное осознание неминуемой гибели души и Божий призыв ко спасению. И слава Богу, что Он создает эти предпосылки.

Предчувствие вечной гибели
«...И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» (Иона 2:1). Не будет преувеличением сказать, что Иона еще в земных условиях, попав во чрево кита, испытал суть ада и это было ему наукой на всю жизнь.

Бог оставил пророка одного в кромешной тьме, в гнетущей тишине, одного в неприятной слизи китова чрева. Непреодолимая толща воды Средиземного моря навсегда отделила его от остального мира. Время для него как бы остановилось. Одной из реальностей ада, о котором много раз предупреждал милосердный Христос, является полное и вечное одиночество человека. Общение – величайшее благо, дарованное Богом. В аду этого блага не будет.

Представьте себе, что пророк, который был всегда востребован, слова и совета которого ожидали, который и минуты не находился без дела, теперь сидит в темном чреве кита без всякой пользы. Не нужный ни себе, ни людям, не нужный, как он думал, и Богу. От всего этого можно сойти с ума!

Однажды я получил письмо от незнакомого мне человека, осужденного на пожизненный срок в одиночной камере. Он писал, что делать в этой камере ничего не дают и жизнь тяжела своей бесцельностью. Другой, осужденный на пожизненное заключение, говорил: «Лучше бы меня расстреляли, но не заставляли влачить бессмысленное существование...» Действительно, бесцельное существование – это тяжкая мука для человека и на нее обрекает себя противящийся Слову Божьему человек.

О чем мог думать в этот момент Иона? Возможно, он рассуждал так: «Мрачное отчаянье – вот чем стала моя жизнь! Начал ее святым, а окончил – грешником... Когда-то был пророком, теперь же исполнен пороком... Как я был глуп! Все прошлые добродетели моего служения перечеркнуты грехом пренебрежения Словом Божьим. Зачем же я перечил Богу?! Разве я сильнее Его?! Нет мне прощения, потому что я отступник, враг Богу, самый настоящий уголовник». Когда Христос говорил, что в аду будет плач и срежет зубов, то, вероятно, Он имел ввиду самоосуждение, в котором постоянно будут пребывать грешники.

Данте, описывая ад, поместил на его воротах надпись: «Оставь надежду всяк, сюда входящий!» Как страшны эти слова! Но еще больше страшна сама реальность. Отчаянье Ионы было настолько сильным, что он не мог молиться. Он думал, что навсегда отвержен Богом: «И я сказал: отринут я от очей Твоих...» (Иона 2:5). Иона понял важную истину: каким был человек в минуту смерти, таким и окажется в вечности! Сердце, которое не раз слышало Слово Божие и отвергало его, становится с каждым разом все тверже и тверже. Как нам нужно страшиться этого ожесточения! «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и... производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение» (Евр. 6:7-9).

Переживание адского отчаяния сокрушило сердце пророка и подготовило его к покаянию. Когда Бог решает спасти человека от адского пламени, Он открывает ему глаза на гибельную пучину, в которую тот устремляется. Этого откровения не выдерживает и самый храбрый. Никто и не помыслит о спасении, если не осознает, что гибнет. Никто не осознает, что гибнет, если ему не откроет этого Бог!

Очень часто в свидетельствах людей, переживших подлинное обращение к Богу, звучит одна и та же фраза: я увидел (почувствовал) себя погибшим. Правда, Бог не отправляет человека во чрево кита, Он просто открывает это через Святого Духа и Свое Слово.

Более ста лет тому назад в изгнании, в Париже, умер гвардии полковник Василий Пашков – выдающийся деятель евангельского движения в России. За проповедь Слова Божия он был навсегда выслан царем Николаем I за пределы страны. До своего обращения ко Христу Пашков был обычным светским человеком. Вот как описывает его один из современников: «Красивый брюнет, роста выше среднего, с манерами и обращением чистого аристократа, он имел приятный мягкий тенор, большие, выразительные глаза. К делам веры, церкви и религии В.А.Пашков был совершенно равнодушен, а в вопросах канонических по-детски невежествен; о набожности никогда не зарождалось и мысли в голове Пашкова, страстного охотника, любителя танцев, балов, крупного игрока в карты и лихого наездника». Пашков был очень богат, и построенные им дома поныне украшают Москву и Петербург.

Когда Пашков впервые услышал объяснение Евангелия лордом Редстоком, то небрежно заметил: «Какая пошлость! И охота людям слушать бессмысленного болтуна!» Однако через некоторое время молитва этого «болтуна» так сильно повлияла на него, что он раскаялся перед Богом. Вот что писал сам В.А.Пашков русскому послу в Париже: «Был день в моей жизни, когда я увидел себя осужденным пред престолом суда святого Бога, ненавидящего грех. Слово Его при действии Духа Святого достигло меня и пробудило мою совесть... Свет Слова Божьего, Его святого закона осветил все потаенные углы моего сердца и показал мне глубины зла, о существовании которых я не подозревал. Господь пробудил во мне желание освободиться от греха, который связывал меня самыми разнообразными способами... У меня пробудилось желание получить прощение от святого Бога и на личном опыте пережить освобождение от власти греха». И только после того, как Бог пробудит в человеке спасительный страх, Он открывает его сердце для молитвы.

Дар покаяния
«И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита...» (Иона 2:2). С Ионой случилось чудо: он начал молиться! Прежде он этого сделать не мог, хотя его настоятельно просил об этом капитан корабля. Не мог Иона молиться и в чреве кита, хотя уже шел третий день его пребывания в ужасном плену. Когда же Господь коснулся его сердца, он начал молиться!

Когда человек молится не ритуально, но от всего сердца, – это всегда чудо! Очень часто, слушая слово о том, что Бог прощает самые тяжкие грехи, некоторые позволяют себе возмущаться: «Что же это, убивал, развратничал, воровал, жил в свое удовольствие, потом покаялся – и уже на небе?! Слишком все просто! Такого не может быть никогда!» Люди не знают, что молитва покаяния – это не набор чужих или собственных слов. Молитва покаяния есть дар Святого Духа, и только в этом случае изменяется жизнь человека. Недаром поется: «Покаяния отверзи мне двери».

О том же говорит и апостол Павел: «...Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:24-26). В покаяние как дар Божий верили и христиане первоапостольской церкви:

«Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11:18). Раз покаяние – дар Божий, то об этом даре нужно Его просить.

В одном городе одна необращенная женщина исправно посещала все богослужения. Она слушала самых известных проповедников. Однажды эту церковь посетил А.Е.Клименко, в то время – старший пресвитер Поволжья. К нему и обратилась эта женщина с претензией: «Я слушала столько знаменитых людей, но они так и не покаяли меня!» Пастор сказал ей: «Покаяние – это дар Божий и потому ищи его у Господа, а не у людей. Молись о даре покаяния!»

Рано утром в окно дома, где остановился брат Клименко, кто-то настоятельно постучал. Оказалось, пришла та самая женщина, но только теперь вся в слезах и с просьбой помолиться о ней, поскольку Бог призывает ее к покаянию.

Нередко спрашивают, как должно совершаться покаяние – прилюдно или наедине? Ответ мы находим в истории с Ионой. Покаяние пророка совершилось не в церкви и не перед свидетелями. Он каялся там, где Бог дал ему этот дар. И хотя он каялся на приличной морской глубине, никакая толща вод не помешала молитве покаяния достичь престола Божия.

Дорогие друзья! Знаете ли вы, что Бог совершает свой спасительный труд и над вами? Вот что говорит Он в Своем Слове: « Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Римл. 2:3-4). Поскольку Бог ведет тебя к покаянию, – не вырывайся из добрых Божьих рук и не убегай от Него!

Пастор Виктор РЯГУЗОВ, Россия