![]() Миссионерские вести |
Цитата дняГосподь близко (Фил. 4:5). |
Миссионерские вести
ЦАРСТВО БОЖЬЕ – ЦЕННО
Мы собрались на богослужение. Это показывает, что для нас существуют вещи более ценные, чем продолжительный сон. Этот, как и любой другой выбор, который мы делаем, определяется иерархией наших ценностей. Ради чего-то мы готовы умереть, ради чего-то – даже не встанем со стула... Некое место в этой иерархии занимает и Царство Божье. Иисус учил, что оно важнее, чем пища, питье, одежда. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам...» (Матф. 6:31-33).
Царство Божие важнее, чем покой и безопасность. Апостолы поучали христиан, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). Вне всякого сомнения, для Христа и апостолов Царство было высочайшей ценностью в жизни.
Это легко принять, сидя в комфорте на богослужении, слушая замечательное пение и проповеди. Но затем наступают будни. Мы вынуждены работать, чтобы обеспечить свою жизнь, нам необходимо обустраивать быт, постоянно заниматься тысячами разных дел. Мы сталкиваемся с неприятными людьми, нарываемся на грубость и непонимание, переживаем опасности и болезни. Наши близкие тоже страдают... Как среди всего этого осознать непреходящую ценность Царства Божьего?
А ведь главное – смотреть в правильном направлении, чтобы сознавать, чем является и как действует Царство в нашей жизни. Чтобы понять это, мы будем читать Слово Божье. Апостол Павел пишет в Послании римлянам замечательные слова, в которых, хотя и нет непосредственного упоминания Царства, но все пронизано ощущением царственного действия Бога: «...Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!“ Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу...» (Рим. 8:15-17).
Важно видеть, сколь привилегированное положение занимаем мы с вами в Божьем Царстве. Мы названы детьми Царя, в руках Которого находится Вселенная. Это раб может ненавидеть царство, бояться его, страдать от него. Но не сын правителя! Мы с вами больше не рабы. Более того, Павел называет нас сонаследниками Христу. Бог ставит нас рядом с Ним в получении наследия. Оно делится между Сыном Божьим и нами. Даже от попыток представить то, на какую высоту желает вознести нас Бог, в сколь великую славу Он ведет нас с вами, кружится голова и перехватывает дыхание. И в свете этого Царство, конечно же, ценно.
Но далее, после столь возвышенных слов, Павел говорит совсем об ином: «...Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (ст. 17). Эти слова не слишком радуют, в них мы чувствуем напряженность. С одной стороны, мы дети Царя. Наш Бог настолько могуч, что без Его воли и волос не упадет с нашей головы. С другой стороны, мы испытываем в нашей жизни боль, так что иногда хочется воскликнуть: «Где же Бог, куда же Он смотрит?»
Мы знаем, что Иисус способен решить все проблемы. Но Павел говорит, что путь к славе лежит через страдание. Оно – необходимая часть христианской жизни. Для нас может служить утешением то, что страдания со славой даже не сравнимы. Апостол не говорит о том, что нас ждет некое воздаяние, пропорциональная плата. На самом деле, когда, например, болеем мы или дорогие нам люди, нам нужно не воздаяние в будущем, но исцеление сейчас. Однако здесь нам обещано, что нас ждет нечто совершенно иное, в свете которого страдания уже не являются чем-то значительным.
Далее Павел пишет о собственно страданиях. Но начинает не с наших проблем, а с описания того мира, в котором мы живем (Римл. 8:19-22). Увы, окружающий мир болен, он тлеет и разлагается. Мы все еще способны видеть его красоту, но красота эта – лишь остатки того великолепия, которое Бог сотворил вначале, о котором Он сказал «хорошо» и «хорошо весьма». В своей царственной власти Творец сделал так, что мир разделяет нашу с вами судьбу. Когда человек согрешил, было испорчено и Божье творение, чтобы стать подходящей средой для падшего человека. Однако когда человек войдет во славу, мир будет вновь восстановлен. Потому-то творение и представлено как живое существо, которое ждет. Мир смотрит на нас с вами, и в нас его надежда.
Подобным же образом описаны и мы: «...И мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Римл. 8:23-25). Мы – больные люди в больном мире. Наше тело еще не искуплено, оно гниет и разлагается, как и остальное творение. И в этом смысле мы еще ожидаем усыновления. И мы тоже стенаем, и у нас есть надежда. Она связана с Духом Святым, живущим в нас!
Здесь можно увидеть некую иерархию: мир лежит в суете, но в мире есть надежда, есть особое проявление Царства – это Церковь. И мы с вами подвержены суете, но в нас также есть надежда и проявление Царства – это Дух.
Важно обратить внимание на то, каким словом описывает Павел присутствие Духа в нас: «начаток», буквально – первый плод. Начаток по качеству соответствует последующим плодам, и он предвещает последующие плоды. Дух – первый глоток того воздуха, которым мы будем дышать вечно, это первый луч того света, при котором и солнце станет ненужным. Мы ощущаем присутствие Духа, радуясь спасению, мы чувствуем, как Он преображает нашу жизнь, сердце трепещет от Его прикосновений при песнях хвалы, при проповеди Слова Божьего, при молитве и общении со святыми. Но все эти моменты лишь частичка того, что нас ждет, когда Бог станет «все во всем».
Дальше Павел говорит о действии Духа нечто еще более удивительное: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа...» (Римл. 8:26-27). Мы немощны настолько, что не знаем даже, как и что нам действительно стоило бы попросить у Бога. Наши знания и способности ограниченны. И вот, Дух Святой, молится о самых важных вещах вместо нас. Молится так, что это нельзя услышать, нельзя выразить словами.
Для Бога нет ничего невозможного. Он мог бы просветить наш разум, мог бы дать нам ясное понимание нашей нужды. Но Он оставляет нас в неведении. Все, что нужно, происходит в нашей жизни, но как бы без нашего участия, а мы продолжаем мыкаться, как слепые котята. Бог принял нас в Свою семью и назвал детьми, мы наследники Божьи и сонаследники Христа. Но при этом погружены в суету, тление, стенания, немощи и неведение. Почему?! Павел пишет: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (ст. 28).
Но какая нам польза от немощей? Мы узнаем это, если поймем, что именно Павел называет здесь «благом» (ст. 29). Под благом апостол понимает не жизненное благополучие, не удовольствия, не избавление от страшных опасностей, но то состояние, которое мы должны достигнуть, т.е. подобие образу Сына Божьего. Чтобы осознать это, достаточно вспомнить путь Господа (Фил. 2:7-8).
Иногда люди думают, что смирения Бог требует лишь от людей. Но Сын Божий показал, что смирение – божественное качество. И оно достигается тем, что Бог проводит нас через неведение, немощь и скорбь. Но результат стоит того, и он обязательно будет достигнут (Римл. 8:30).
Бог царствует, и Царство Его действительно обладает высочайшей ценностью. И эта ценность для нас не только в том, что мы получаем, но, прежде всего, в том, кем мы становимся. В Царстве Божьем мы обрели спасение, превратившись из рабов в наследников; и с чем бы мы не столкнулись, Царство Божье здесь, оно действует, и оно выше, сильнее и ценнее всего. Слава за это Богу!
П.Б.ТОГОБИЦКИЙ, магистр богословия
[ В начало ] [ На главную ]