Цитата дня

Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1).

Жизнь церквей

Вот уж многие святые перешли к тем берегам...
До сих пор в церковных кругах не утихают дискуссии по поводу массового оттока пасторов и служителей на ПМЖ за границу. Это началось в 80-е годы и продолжается до настоящего времени. Как правило, пастора уезжают в США и Германию – развитые капиталистические страны с устойчивой экономикой, основанные на христианских традициях. Конечно, уровни жизни здесь и там отличаются, как небо и земля. Мир, безопасность, свобода, обеспеченность – это лишь часть «заграничных» благ, которыми у нас в стране еще и не пахло (даже если и пахло, то каким-то другим, затхлым ароматом), но о которых мечтает каждый здравый рассудком человек, стремясь к этому день за днем.

Желание обрести безопасность и комфорт – это желание, вложенное в нас Творцом. Так почему же вопрос отъезда служителей за границу вызывает жаркие споры и пересуды? Ответ очевиден: как люди, твердившие с церковных кафедр, что земная жизнь – лишь подготовка к жизни вечной, а земные, бытовые трудности – только «мелочь», на которую не стоит обращать внимания, но нужно быть благодарными за «кусок хлеба», могли «повестись» на эту самую «мелочь» (бутерброд с колбасой и зарплату в 2-3 тысячи долларов) и, не моргнув глазом, укатить на Брайтон Бич? Почему супер-духовные люди, выстоявшие годы гонений и репрессий, с радостью покинули свою родину в тот самый момент, когда государство было готово к духовному пробуждению и церкви наполнялись новыми людьми, нуждавшимися в духовной заботе? Известны даже случаи, когда некоторые пастора продавали свои пожитки прихожанам, чтобы собрать деньги на «первое время» проживания в США и утверждали, что это Господь зовет их туда, чтобы спасать Америку от либерализма.

Как бы там ни было, до сих пор еще тянется вереницей поток верующих, убывающих за границу. В чем же причина огромной волны эмиграции русских служителей? Действительно они изменили своим убеждениям? Или же их переезду способствовало нечто другое? На мой взгляд, можно выделить несколько причин этого явления.

Во-первых, русские пастора зачастую имеют многодетные семьи, что требует больших финансовых затрат на их обеспечение. А зарплата, как правило, была невысокой, многим едва хватало, что называется, свести концы с концами. Кому-то приходилось ежемесячно ждать «подачку» от спонсоров, кому-то – искать помощи в родной церкви, которая в принципе не могла обеспечить полноценное существование. Как бы там ни было, эта ситуация держала семьи служителей в постоянном психологическом напряжении. Естественно, каким бы духовным не был руководитель, вопрос о том, что же важнее – семья или служение, обязательно возникнет. Ответ однозначен: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). В Америке же намного проще заработать деньги для содержания семьи, поэтому многие пастора оставили свое служение здесь для того, чтобы послужить своей семье там.

Во-вторых, многих руководителей церквей, да и вообще верующих, преследовала советская власть, не давала им свободно дышать, ущемляла их права, унижала и оскорбляла. Многолетние страдания пробудили в людях желание свободы, справедливости, защищенности. Чтобы удовлетворить эти желания, служители переехали в США.

В-третьих, кто-то поехал за границу вслед за своими родственниками. Что делать здесь, если все родственники живут там? Причем живут не бедно.

В-четвертых, постоянные внутрицерковные разборки, сплетни, пересуды, склоки (что есть – то есть, не нужно отвергать реальность) обычно вызывают нервозность у руководителей общин. Если подобное тянется годами, то в голове накапливается невыносимый груз проблем, которые невозможно разрешить. Хочется просто убежать от этого, скрыться, залечь на дно. Другими словами, возникает явление, называемое психологическим выгоранием. Удачным решением подобной проблемы является элементарная смена обстановки. Как раз Америка стала для верующих местом перемен, где можно реально облегчить свое состояние, освободиться от чужих склок.

В-пятых, отсутствие патриотизма, неверие в будущее России, честность намерений настоящей власти, российскую демократию. Россия – страна изменчивая. На место царской власти приходит белая, потом красная, затем бело-красно-голубая... Каких перемен ждать в будущем? Никто не знает. Здесь может случиться все, что угодно. Естественно, возникает законное желание переехать в другое место, где можно жить, не беспокоясь о будущем, не думая о том, что будет завтра.

Таким образом, на фоне вышесказанного, возникает вопрос: кто виноват в том, что пастора покинули родину, оставив свое призвание? Однозначно ответить невозможно. Прежде всего, виновата власть, угнетавшая священников на протяжении многих десятилетий. Виноваты церкви, должно не заботившиеся о своих наставниках (и до сих пор эта вина лежит на них). Виноваты и сами служителя, которые проповедовали отречение от всего ради Христа, а сами ринулись к этому «всему», ради собственного блага. Но не будем забывать, что Судья всем – Бог. Автор статьи не осуждает никого. В любом случае, все мы предстанем перед Богом, каждый получит свою награду, и никто из верующих не будет осужден.

Однако уже на этой земле люди могут пожинать плоды своих дел. В данной ситуации проиграли все, кроме сатаны. Проиграли пастора, сломившиеся под гнетом финансовых и церковных проблем. Проиграли церкви, в которых появился большой недостаток служителей, и зачастую, даже если есть пастор в церкви, это номинальный лидер, а не реальный. Из-за недостатка настоящих руководителей церкви с каждым годом уменьшаются, распадаются, разделяются. Проповеди лишены здравого смысла, ведь подготовленные служители уехали, а богословски неграмотные остались. Как итог – повсеместный кризис российского баптистского братства. Поэтому не стоит удивляться и, хватаясь за голову, спрашивать: «Куда катиться современное христианство? Почему многие христиане променяли служение благовестников и проповедников на занятие бизнесом и добывание денег?» У них есть с кого брать пример.

Печально, что только сатана имеет во всей это ситуации выигрыш, но и он проиграет окончательно в день пришествия Христа, а Бог обязательно все сделает для Славы Своей, и будут у нас в России здравые служители, здравое учение и хорошая зарплата. А пока раздается хоральное пение старушек на погребение:

«Вот уж многие святые
перешли к тем берегам,
но грядут часы благие –
скоро все мы будем там».

Мы же будем взирать на вечность, на то, что у нас впереди, и не будем осуждать ближнего, чтобы Бог не осудил нас.

Александр ЧУВАТКИН