Цитата дняЛюбящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу (Рим. 8:28). |
Точка зрения
ЕЩЕ РАЗ О БОЖЬЕМ И КЕСАРЕВОМ
Когда в ответ на статью «Божье и кесарево» (см. «МГХ», 2009, № 9) начали публиковать отклики, я надеялся, что выскажется кто-нибудь из наших братьев, облеченных властью. Но этого не случилось. А жаль. Ведь дело не только в христианах-политиках. Гораздо серьезнее то, что политика проникла в наши церкви и укрепляется в них. Она привнесла в общины деловые, мирские отношения, не совместимые с библейскими основами домостроительства. Вместо того, чтобы влиять на мир, быть светом и примером во всем, начиная от внутреннего устройства церкви и заканчивая внешним видом ее членов, наши церкви стали заимствовать у мира многие его атрибуты, понятия, образ мышления и структуру.
Раньше и теперь
Лет тридцать тому в СССР, при практически полном отсутствии демократических свобод в социалистическом обществе, в большинстве евангельских церквей, напротив, наблюдалась полная свобода и равноправие в общении между всеми членами церкви, независимо от их положения и звания. Да и как могло быть иначе, если зачастую пресвитер церкви по ночам работал кочегаром, а днем проводил богослужения!
Но не только примерно одинаковый уровень жизни членов церкви определял братские отношения. Опасности, подстерегавшие верующих на каждом шагу, требовали сплоченности, бдительности от всех: начиная от пресвитера за кафедрой и заканчивая старушкой-уборщицей, сидевшей на последней скамейке у двери. И рядовые члены церкви, и служители обращались друг к другу просто по именам, указывали друг другу на ошибки, могли и поспорить между собой на членских собраниях, которые частенько затягивались до полуночи. И все это происходило в простоте сердца и чистоте помыслов.
Верующие собирались, в основном, в перестроенных частных домах, по несколько раз в неделю, много молились, постились, мечтали о пробуждении. Никто и не помышлял о масштабных евангелизационных кампаниях, трансляции богослужений по телевидению или радио, о нескончаемом потоке новеньких Библий и различной духовной литературой, хлынувших ныне в церкви. Несмотря на постоянное унижение на работе, в школе, среди соседей, а то и открытое преследование со стороны властей, в наших церквах, как и во времена апостолов, Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви (Деян. 2:47). Конечно, массовых покаяний не наблюдалось, но приток новых членов был стабильным. Например, в нашей Одесской церкви практически каждое воскресное богослужение на покаяние выходило от двух до пяти человек. В полулегальных воскресных школах дети изучали Библию, проводились библейские викторины, конкурсы; мы и предположить не могли, что уроки в воскресных школах будут напоминать кружки «умелые руки», и знание Библии отойдет на задний план. Конечно, нельзя идеализировать прошлое и церкви того периода. Но в целом, я думаю, старшее поколение согласится с моим кратким описанием духовного состояния церкви минувших лет.
Теперь другие времена – свободы и демократии. У евангельских верующих открылись большие возможности для проповеди Благой вести. Вот здесь и пригодились известные приемы и методы: расклейка афиш, раздача буклетов на улицах, информационные палатки, концерты, проведение многотысячных собраний на стадионах и во дворцах спорта, привлечение известных евангелистов, музыкальных групп… Казалось бы, что здесь плохого? Бог ответил на многолетние молитвы наших дедов и отцов, молитвы христиан всего мира. Вспоминаю слезы радости на лице моего отца, когда он, глядя на экран телевизора, слушал проповедь Билли Грэма.
В городах и селах началось бурное строительство. Нередко возводили уже не просто дома молитвы, а настоящие соборы, с разными атрибутами государственных церквей: высокими башнями, сверкающими крестами из нержавеющей стали, огромными залами, способными вместить тысячи людей, с десятками кабинетов и комнат. Пресвитеров стали называть, на западный манер, пасторами, и служение в церкви стало их основным и постоянным местом работы. В церквах появилось множество отделов и комитетов.
Вместе с этим, за короткий период из живого организма церковь трансформировалась в коммерческую организацию, со своей структурой, иерархией, должностными инструкциями, бизнес-планами, бюджетом, руководителями и подчиненными.
Горький итог
Сегодня мы можем подвести горький итог 20 лет свободы в Украине. Внешне, на первый взгляд, состояние нашего евангельского братства впечатляет. Мы даже научились отмечать юбилеи и памятные даты широко, красочно, с государственным размахом. Можем позволить себе это, так как в наших рядах есть известные бизнесмены, профессиональные певцы и музыканты. Наши братья работают в высших органах власти. Возможно, пройдет несколько лет, и президентом Украины станет наш брат во Христе!
При всем этом, к сожалению, современная церковь стала зеркальным отражением постсоветского общества. Неприкосновенные депутаты с правами, большими, чем у некоторых царей, и простые люди, ежедневно добывающие хлеб насущный. Церковное руководство больше озабочено поиском и распределением финансовых средств, чем духовным состоянием членов церкви. Дистанция между церковным руководством и членами церкви, ставшими просто прихожанами, с каждым годом стремительно увеличивается. Мы повторяем путь исторических церквей, прошедших его на несколько сот лет раньше.
Духовная жизнь большинства прихожан ограничивается воскресным утренним богослужением, в котором все расписано по плану, и он с годами превращается в жесткую схему. Однажды, когда проповедник пригласил людей к молитве после второй проповеди, в зале послышались возмущенные голоса: «У нас так не принято!»
Постепенно исчезают богослужения среди недели, так как их посещает совсем мало людей, в основном, верующие советской закалки. На память приходят слова из Откровения Иоанна Богослова, обращенные к последнему земному периоду жизни церкви: «Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17). Хотел бы подчеркнуть главное в этих словах: будучи материально состоятельными, в глазах Бога мы реально нищие! Мы потеряли духовное видение или, может быть, никогда не имели этой способности и уже не можем быть причастниками Царства Небесного, так как только нищие духом могут войти в него. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Матф. 5:3). Мы остро нуждаемся в чуде прозрения!
Вспоминаю притчу о двух монахах, которые, сидя, считали собранные пожертвования. Более молодой, пересыпая звонкие монеты из одной руки в другую, с гордым видом заявил: «Смотри, сколько денег мы собрали для нашего монастыря! Теперь мы не можем сказать, как Петр: серебра и золота нет у меня». На это старец заметил с печалью: «Но и сказать: „встань и ходи!“ – тоже не можем».
Кто услышит?
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). К кому стучится Христос? Неужели Он оказался за дверями церкви? И она, приняв многие атрибуты мира сего и его систему управления, оказалась закрытой для Христа?
Сейчас, как и в эпоху Реформации, Он стучит в сердце человека, независимо от его деноминационной принадлежности. Он ждет личной встречи и общения с человеком, уставшим от роскошной, помпезной, политизированной церковной организации.
В предвыборные дни на сайте Всеукраинского Совета церквей и религиозных организаций Украины (http://vrciro.org.ua) было опубликовано обращение этого Совета к украинскому народу по случаю второго тура выборов президента Украины. Обращение подписали священнослужители и пасторы практически всех конфессий Украины. В этом документе нет ни одной ссылки на Священное Писание. Да и сам документ не просто похож на политическую декларацию, таковым является по своей сути. Что же пишут наши братья-пастыри, обращаясь к своим овцам? «В мире нет государства без руководства. Если мы будем равнодушны к выбору президента или проголосуем против всех – мы потеряем свой шанс, а выбор все равно будет сделан, но уже без нашего участия. Этого нельзя допустить, ведь реализация права выбора – это гражданский долг. По итогам выборов один из двух кандидатов на пост президента Украины возглавит наше государство. От голоса каждого из вас в значительной мере зависит – кто это будет. Поэтому придите на избирательный участок и проголосуйте!»
Наши духовные руководители настолько увлеклись игрой в политику, что забыли: Бог является верховным Владыкой Вселенной. «…Над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет» (Дан. 5:21). Следуя Священному Писанию, надо признать, что выбор президента зависит не от голосования (тем более – в нашей стране), а от плана Бога и Его суверенного желания.
Мудрый Соломон написал слова, пережившие тысячелетия, но не потерявшие актуальности и сегодня: «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Прит. 21:1). Какой бы ни был президент, кем бы он ни был, его сердце, а значит – и мысли, и разум, и воля управляются верховным Владыкой, детьми Которого являются все истинные верующие. На протяжении всей истории человечества Бог неоднократно использовал вельмож, царей, военачальников для исполнения Своей святой воли. И для нас, христиан XXI века, нет нужды впадать в панику и страх. Ведь мы знаем, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римл. 8:28).
Отдавайте кесарево – кесарю, а Божие – Богу! А не наоборот.
Владимир ФИЛЬЧЕНКОВ
г. Одесса, Украина
[ В начало ] [ На главную ]