Цитата дня

Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко (Ис. 55:6).

Проповедь

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЬ СИМЕОНА
«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Луки 2:25-26).

Библейская история повествует нам о человеке, который посвятил себя служению Богу и за это удостоился великой чести – своими глазами увидеть Христа, на своих руках держать Сына Творца Вселенной, своими устами благословить Бога. Это были последние слова человека, уходящего в иной мир, лебединая песнь благословенного старца. Жизнь таких людей озарена божественными лучами. Кем же был Симеон и когда он жил?

Муж праведный
Это было время полного отступления от божественных заповедей, когда соблюдалась лишь видимая часть служения Богу, имя Иеговы было лишь на устах. Это был тяжелый период угнетения Израиля Римом. Однако во все периоды жизни человечества на земле были, есть и будут люди, которые посвящают свою жизнь Богу. И тогда тоже, среди полного мрака, жил в Израиле богоугодный муж Симеон. Еврейское имя Симеон означает «слышание». Так что же он услышал?

Предание говорит, что он был одним из переводчиков ветхозаветных Писаний на греческий язык. На его долю выпал жребий переводить книгу пророка Исаии. И вот, когда он подошел к переводу текста: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (7:14), сердце Симеона дрогнуло и он усомнился в подлинности Божиих слов. Тогда, как говорит предание, Ангел Господень явился ему и сказал, что он не умрет, пока своими глазами не увидит исполнение этого пророчества. Симеон жил, ожидая данного ему откровения от Бога.

Евангелие повествует, что этот был «муж праведный». Слово «праведный» обозначает: праведно живущий, во всем поступающий по Закону Бога, правдивый на словах и на деле, т.е. слово не расходилось у него с делом. Говоря о праведниках, Слово Божие призывает: «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем»; «Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить» (Псал. 31:11; 32:1).

В основе праведности лежит вера
Библия повествует нам и о других праведниках: Енохе, Ное, Аврааме, Исааке, Иове... «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11:5). Верою Ной, «получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он весь мир, и сделался наследником праведности по вере» (ст. 7). «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (ст. 8-10).

Симеону «было предсказано Духом Святым...» (Луки 2:26). Писание говорит нам, что «без веры Богу угодить невозможно...» (Евр. 11:6). Апостол Иаков подчеркнул в своём послании: «И исполнилось слово Писания: веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (2:23). Праведный человек верит словам Бога, признает Его авторитет, силу и власть. Слово Божие призывает нас: «...Праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё» (Откр. 22:11).

Дорогой читатель! Мы обязаны говорить истину всегда, при любых обстоятельствах жизни. Счастлив тот человек, который строго следует повелениям Господа. В то же время мы сознаем, что наша праведность – как запачканная одежда (Ис. 64:6), на земле нет ни одного праведного. Мы оправданы пред Богом только во Христе Иисусе! «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу...» (Ефес. 2:19). Дай Бог нам постоянно помнить об этом и жить праведной жизнью перед Ним.

Муж благочестивый
О Симеоне сказано, что он был муж благочестивый. Сложносоставное слово «благочестивый» имеет две части. Первая часть слова, «благо», свидетельствует о добром, хорошем, добродетельном человеке. Вторая часть, «честивый», подчеркивает внутреннюю сущность. Благочестивый – значит богобоязненный, строго соблюдающий заповеди Господни и заслуживающий внимания со стороны Бога. Писание подчеркивает, что «очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2 Пар. 16:9).

Бог не безразличен к тем, кто Ему служит. Другими словами, благочестие – это истинное богопочитание. Библия провозглашает добрые взаимоотношения между людьми, а также человека с Богом. В Слове Божьем имеется более 60 стихов, посвящённых благочестию. Соломон утверждал: «Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет» (Прит. 3:33). «...Мужи благочестивые восхищаются от земли...» – подчеркнул пророк Исаия (57:1).

«Великое приобретение быть благочестивым и довольным», – писал апостол Павел в послании Тимофею (1 Тим. 6:6). Апостол считал, что «благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:8). «...Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения...», – отметил апостол Пётр (2 Петр. 2:9). Библия открывает нам, что «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа...» (Тит. 2:11-13).

Апостол Петр призывал показать «в терпении благочестие, в благочестии братолюбие...» (2 Петр. 1:6), а Иаков предупреждал: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (1:26-27). Итак, будем посвящать себя благочестию, упражняться и преуспевать в нём, потому что «в последние дни наступят времена тяжкие», когда люди будут только иметь вид благочестия, – «силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5).

Муж, чающий утешения Израилева
Старославянское слово «чаять» означает: «ожидать и надеяться на что-либо» (Словарь русского языка С.И.Ожегова). Чающий – значит ожидающий, т.е. это не пассивный образ жизни человека. Симеон отличался огромной силой духа, верил и ждал! Блажен, кто верует, – легко тому на свете. «...Надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам», – говорит Библия (Римл. 5:5).

Чего же ожидал Симеон? Он ожидал момента, когда наступит мир и покой среди его народа. Он надеялся на Бога, Который исполнит Своё обещание. Каждый раз, приходя в храм, он с верой обращался к Творцу о ниспослании благословения на Израиль. Он не только думал об этом, но и практически осуществлял это своей верой. Симеон шел в храм, потому что желал вознести ходатайственную молитву о своем народе, который находился под игом римского рабства. Он не был безразличен к нуждам Израиля. И его чаяние увенчалось благословением.

Так же и мы «будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23) Да поможет всемогущий Бог нам так совершать спасение, чтобы быть в обителях Господа со всеми святыми!

Дух Святой был на нём
В тяжелый период времени, когда надежда на обетование и избавление стала угасать в Израиле, этому праведнику «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Луки 2:26). Воодушевлённый Божиим откровением, он каждый раз шёл в храм, ибо верил словам Господа Саваофа. И вот, в один из благословенных дней, Дух Святой указал ему на Христа Спасителя: «И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Луки 2:26-32).

Симеон увидел осуществление Божьего пророчества лично для себя – «не увидишь смерти...»; исполнение Господнего обетования для всех людей – «видели очи мои спасение...»; спасение для язычников – «свет к просвещению язычников...»; славу Израиля и будущее народа Божия; смерть Христа и чудесное спасение в Сыне Божьем.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, вдова лет восьмидесяти четырех, которая «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Луки 2:36-39).

О, как много открывает нам Господь, когда мы спешим в Его храм! Он просвещает наше сердце, показывает нам ошибки, укрепляет в вере, открывает будущность, дух животворит. Благословляем ли мы Бога и благодарим ли Его, подобно Симеону? Идем ли в церковь по вдохновению, как это делал благословенный старец? Возносим ли усиленные молитвы о благосостоянии города, в котором живём?

«Тогда жил между нами человек (поставим здесь каждый свое имя...) – праведный, благочестивый, активно ожидающий второго пришествия Господа, и Дух Святой руководил его жизнью». Скажут ли так о вас окружающие люди? Подходит ли вам такая характеристика? Размышляя о праведном Симеоне, дай Бог нам так жить, чтобы оставить добрый след среди живых!

Александр СТОВБЫРЬ
диакон и проповедник, церковь «Спасение»
г. Абурн, штат Вашингтон, США