![]() |
Цитата дняБлаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Матф. 5:5). |
Наше интервью
ПАСХА НАША, ХРИСТОС, ЗАКЛАН ЗА НАС...
Что значит для христиан Пасха? Священное Писание даёт на этот вопрос определённый ответ: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас...» (1 Кор. 5:7). Христианство – это проповедь распятого Христа. Апостол Павел писал: «...Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость...» Это сказал человек, славившийся в своё время высокой учёностью и, тем не менее, посчитавший всё тщетою, кроме одного – Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор. 1:23-24; 2:2-3). А что значит для нас сегодня, в начале XXI века, Его Голгофская жертва, Его смерть и Воскресение? Как мы проповедуем распятого за наши грехи и воскресшего Господа? С этими вопросами мы обратились к служителям на Божьей ниве, посвятившим всю свою жизнь проповеди Евангелия. Они живут в разных странах – России, США, Германии, Швейцарии, Испании, проповедуют Благую весть тоже на разных языках, но в Иисусе Христе мы едины.
Пётр МИЦКЕВИЧ (46) – заместитель председателя Российского Союза евангельских христиан-баптистов, пастор московской церкви «Голгофа».
– Мой первый вопрос к вам, Пётр Вальтерович: что значит для вас Пасха?
– Это огромная радость! Пасха – праздник внутренний и внешний. Сейчас народ всё больше и больше находится в поиске, поэтому Пасха – это обращение ко Христу. Недавно я был в семье верующих и мы говорили о Пасхе. Что такое Пасха, знают все: Христос воскрес! Но что было до того и что – после, т.е. самой евангельской истории, этого совсем не знают. Христос пришёл – да, об этом знают, но – зачем? Поэтому проповедь Евангелия должна идти больше и дальше, чтобы люди услышали суть Благой вести. Для чего Христос пришёл на землю? Почему Он воскрес? С одной стороны, Пасха имеет глубокое богословское значение, а, с другой стороны, это напоминание о спасении, о победе над рабством греха.
– Получается, что в России Пасха – это больше церковный праздник?
– Да, люди стараются в эти дни побывать в церкви. А в древнем Израиле это был больше семейный праздник – нужно было собраться всей семьёй, заколоть агнца, съесть его, отпраздновать, отец должен был рассказать историю о том, как вывел Господь израильский народ из египетского рабства, дети задавали вопросы – это было общение! У нас же, в России, Пасха становится церковно-национальным праздником, а хотелось бы, чтобы она стала не только таким широкомасштабным внешним праздником, но и семейным, даже личным, когда человек празднует собственную Пасху, в своём сердце.
– Наверное, лучше всего отметить Пасху тем, что пойти и рассказать о Христе соседям, знакомым, как вы считаете? Изменились ли в последние годы методы проповеди Христа в России?
– Можно жить в христианской стране, отмечать христианские праздники и совсем ничего не знать о Боге. Жизнь меняется, а суть евангельской вести неизменна. Но чтобы узнать о Боге и, тем более, уверовать, нужно услышать. Методы проповеди Евангелия могут быть и новыми. Вообще, XXI век производит дальнейшую революцию в коммуникации, средствах общения и распространения информации. Вот, например, «Христианская газета» является прекрасным благовестником, Благая весть звучит также по радио, на телевидении. А самый лучший, испытанный метод: человек говорит о Христе соседу, своему ближнему. Это прекрасно, что президент России на Пасху идёт в храм, ставит свечку. О, как здорово, мы христианизируемся, воцерковляемся! Но здесь нужно задать вопросы лично себе: что для меня Пасха и христианство? кто для меня Христос?
– Россия ведь страна огромная. Есть ли различия в проповеди Христа в том или ином регионе?
– Конечно, различия есть. Ведь и апостол Павел в ареопаге проповедовал одним образом, а среди евреев – иначе. Так и мы, ненцам проповедуем Христа по-своему, а с интеллигенцией говорим несколько иначе. В России сейчас активно студенческое движение, Евангелие распространяется среди молодёжи, которая тоже задаёт немало вопросов. Церковь откликается на социальные нужды общества, посещает тех, от кого общество, по сути, отказалось, – заключённых в тюрьмах, инвалидов, детей с синдромом Дауна и другими тяжелейшими недугами. И как прекрасно, что можно посетить этих людей! Мы молимся о том, чтобы страна наша была открыта для благовестия. Насильно привести к Богу никого нельзя, мы против любого насилия в этой сфере – нельзя всех в Днепр, Чёрное или Охотское море опустить и окрестить. Мы против такой «христианизации». Должно быть возрождение сердца, служение молитвы и свидетельство. А методов проповеди Благой вести сейчас много – велосипедные экспедиции, на машинах. Ребята берут рюкзаки с Евангелиями и отправляются в деревни, идут из дома в дом. Устраивают трудовые лагеря: полдня – проповедь Евангелия, а полдня – помощь местным жителям. Забор починить, огород вскопать или прополоть, траву накосить, картошку выкопать... И это самое лучшее благовестие: о Слове Божием рассказать и конкретными делами помочь.
Пастор Арнольд ФОРСТЕР (48) родился в Швейцарии, проповедовал Евангелие у себя на родине, а сейчас, вместе с супругой и двумя сыновьями, трудится на миссионерском поле в Испании. Сыновья изучают журналистику и медицину, они верные помощники в работе отца.
– Брат Форстер, скажите, пожалуйста, чем отличается проповедь Благой вести в таких странах, как Швейцария и Испания?
– Различия есть не только в странах, но даже в отдельных провинциях. Дело в том, что последние 20 лет я занимаюсь созданием новых церквей, поэтому различия особенно рельефны. Сейчас мы живём в Каталонии (столица – Барселона). По сравнению с Испанией вообще, каталонцы менее подвержены католическому влиянию, хотя испытывают, как в целом на Западе, воздействие материализма и течения New Age, со всеми его ответвлениями. Однако методы нашей работы в постмодернистском обществе – в Германии или Швейцарии, или здесь, в Каталонии, не слишком различны.
– Какое значение для современного западного общества имеет евангелизация? И вообще, хотят ли люди ещё слышать о Спасителе Христе?
– Великое поручение Христа не устарело, оно актуально и через две тысячи лет: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам...» (Матф. 28:19-20). Сейчас мы с большим успехом применяем курс «Alphalive» – рассказываем о Христе людям, которые о Нём ничего не знают. Важно, однако, исследовать потребности нынешнего поколения, чтобы правильно преподносить Евангелие, важно установить доверительные отношения с людьми – это основа успешной евангелизации.
Поместная церковь, к которой я сейчас принадлежу, была основана в 1993 г. Мы собираемся в городском центре культуры, причём за наше помещение не платим никакой арендной платы – это Божье благословение! Община наша многонациональная, в ней представлены 12 национальностей. В Барселоне и в соседнем городе арендуем два небольших кафе, которые служат для евангелизации – там проходят встречи с людьми, зависимыми от алкоголя, наркотиков. Есть у нас небольшой склад одежды и прочих вещей, которыми помогаем нуждающимся.
– Говорят, что в Испании в последние годы усиливается мусульманское влияние. В средние века христианские короли Испании и Португалии отвоевали полуостров у мавров, а что же теперь – возвращение мусульманства?
– Во время кровавого теракта в Мадриде в 2004 г. лидеры мусульманских террористических группировок пытались представить дело так, что это «месть христианам» за средневековые крестовые походы. Говорят об этом и сейчас. Однако мы знаем, что «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам...» (Матф. 24:14). И эту проповедь ничто не остановит.
Перевод с немецкого языка
Вера КУШНИР (79) – многолетняя сотрудница миссии «Вефиль» в Санта-Барбаре (Калифорния, США), которая был основана её дедом, пастором Леоном Розенбергом, христианская писательница (поэтические сборники, а также проза, воспоминания – «Жизнь лишь одна», «Невидимые руки» и др.), счастливая мама (четверо детей) и бабушка (12 внуков и четверо правнуков).
– Вера Сергеевна, что значит для вас Пасха?
– Пасха наша Христос, это Его победа над грехом и смертью. Без Воскресения Христа нет и христианства. Апостол Павел сказал: «...Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Я христианка, независимо от моего происхождения, наполовину еврейского. Мои дедушка и бабушка приняли Иисуса Христа, а мама родилась уже в христианской семье. Застолье, традиционные, пасхальные блюда – это внешнее. Но главная основа – это Слово Божие, проповедь Христа.
– Тогда мой следующий вопрос – как ваша американская миссия «Вефиль» проповедует распятого Христа и Его Воскресение?
– К сожалению, в Америке есть немало христианских общин, которые не видят в Христе Бога, а видят только Мессию. Пастор Леон Розенберг, мой дедушка, основатель миссии «Вефиль», никогда не боялся говорить евреям о Святой Троице, о том, что Христос – Бог. Наша миссия проповедует так, как написано в Библии. Нельзя давать людям ложные надежды: мол, попадёшь на небеса без того, чтобы принять Христа как личного Спасителя. Нельзя скрывать правду, ведь иного пути нет, Сам Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6). И это наши миссионеры смело говорят евреям. В Израиле у нас есть несколько русскоязычных общин.
– Наверное, нелегко проповедовать в Израиле, среди местного населения?
– Да, там проповедь Христа преследуется, даже камнями бьют, проклинают. Но мы молимся и о гонителях, потому что, как писал апостол Павел, «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2 Кор. 3:15-17). Так в своё время и мой дед увидел истину, когда стал исследовать Писание, – и спало с его глаз покрывало.
– Скажите, а разница есть в проповеди Евангелия среди американцев и израильтян?
– Конечно, подход разный. Например, Леон Розенберг перевёл все евангельские гимны на иврит и идиш, ещё когда он трудился на миссионерском поле в Одессе в начале прошлого века. Но мы не ущемляем Благую весть, а лишь приспосабливаем методы работы к местным условиям. Ещё раз подчеркну, что Евангелие излагается в полном объёме, без какого бы то ни было искажения или приспособления. Ведь если евреи откроют Послание апостола Павла к римлянам, Послание к евреям, они сами увидят правду – так какой же смысл её скрывать? Слово Божие одно для всех – и евреев, и неевреев. Наши центры и общины в Израиле – в Хайфе, Эйлате, Беершеве, Араде, Тель-Авиве и других городах. По всей пустыне Негев у нас есть представители, пасторы ведут там миссионерскую работу. Большая работа ведётся в Израиле среди наркоманов, алкоголиков и проституток, в частности, в Тель-Авиве трудится очень хороший, опытный миссионер. Он видит своё призвание в том, чтобы выходить с Евангелием, едой именно к таким людям, проповедовать Слово Божие на самом дне общества. И люди обращаются, очищаются! И мы не одни, трудятся в этом же направлении и другие христианские миссии. Но «Вефиль» в Израиле уже с 1948 г., с самого зарождения государства Израиль.
– А в США какие планы евангелизации?
– В Америке миссия «Вефиль» ведёт большую работу – это радиовещание на английском языке, распространение христианской литературы, кассет и лазерных дисков. В миссии в Санта-Барбаре проходят богослужения, семинары. Кроме того, издаётся христианский журнал на английском языке – «Свидетель Вефиля». Я каждый день в миссии, работы хватает, слава Богу за всё.
– Знаю, Вера Сергеевна, что в этом году вы отмечаете сразу два юбилея – 80-летие и 60-летие вашего брака. Редакция «Христианской газеты» поздравляет вас и вашего супруга, Станислава Николаевича, с этими радостными событиями и желает вам бодрости и благословения в труде на Божьей ниве!
Сантьяго ЭСКУИН (54) – пастор и евангелист, христианский писатель и переводчик. Человек удивительной работоспособности и трудолюбия, он перевёл на испанский и английский языки, опубликовал более 200 книг по теологии, христианской апологетике, библейской истории. С.Эскуин проповедует Благую весть в Испании, Франции, Швейцарии, Канаде, Венесуэле, Чили, Мексике, Гватемале... Выступает по телевидению и радио, на стадионах и в университетских залах, преодолевает десятки тысяч километров, чтобы сказать людям: примиритесь с Богом!
– Сантьяго, что значит для вас Пасха?
– Еврейская Пасха – это весть об Агнце и пролитой Крови, об избавлении от неволи. Через смерть на кресте и Воскресение Христос стал нашим Спасителем, искупил наши грехи. Он воскрес из мёртвых, Первенец из умерших! «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15:20-23). Апостол Павел вопрошал: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» (Римл. 6:3-4).
Пасха – это новое начало, и мы должны размышлять о Его крестной жертве не только с горькими травами воспоминания, но и с радостным пониманием того, что Он, умерев однажды за наши грехи, воскрес, чтобы положить конец прежнему ходу истории, возродить наши сердца, привести нас в Царствие Божие. Теперь, в эти весенние дни, мы можем собраться на семейное торжество, чтобы вспомнить о Его Воскресении. В Деяниях апостолов читаем, что ученики собирались вместе, чтобы преломить хлеб и вспомнить о Нём. А это означает: очистить нашу жизнь от греха, освятить её, быть искренними перед Богом и людьми, показать людям силу Новой Жизни в воскресшем Христе!
– Скажите, есть ли у вас собственные «секреты» успешной евангелизации?
– Мы призваны не только для того, чтобы нести евангельскую весть, но и, в некотором смысле, мы сами – это послание Бога, потому что мы – Его слуги, и наше послание будет прочитано всеми людьми. Мы должны быть живыми христианами, жить со Христом, ведь мы проповедуем Божью любовь и спасение потерянному миру! Иными словами, сначала мы должны лично познать Божью любовь, стремиться к тому, чтобы Христос и Его любовь наполнили нас. Не от ощущения обязанности, не потому, что мы чувствовали когда-то Божью любовь, но потому, что Он действительно любит людей и хочет, чтобы они были спасены и познали истину.
В проповеди Евангелия всегда важно помнить, с кем мы говорим: с атеистами – на одном языке, с мусульманами – иначе. Или мы обращаемся к так называемым «номинальным христианам», которые просто ходят в церковь и верят, что этого достаточно для того, дабы попасть на небеса, – здесь также нужен свой подход. Однако любая аудитория нуждается в одной и той же Благой вести. Мы должны видеть барьеры, которые разделяют людей, и стремиться устранить эти преграды.
Нередко я встречаюсь с сердцами, которые враждебны Богу. Я говорю этим людям о том, что Бог любит их и предлагает примириться с Ним. Ну что ж, я могу лишь сеять и поливать... Взращивает Бог.
– Я знаю, что вы проповедовали Благую весть в разных странах мира, выступали перед разными людьми? Где было легче, где – труднее?
– Большой труд для Бога делается сейчас в Латинской Америке. Я проповедовал там и видел, что люди очень восприимчивы к Благой вести. Многие люди открывают глаза и уши, чтобы видеть и слышать, обдумывать и принимать решение. Потребность в Евангелии велика практически повсюду, и я видел такой результат, какого в Испании, например, не встречал.
– Скажите, как вы воспринимаете духовное состояние Западной Европы в целом?
– Я думаю, что Европа находится сейчас под тёмным влиянием, более того, европейцы зачастую мертвы для Евангелия. По моему мнению, это связано с миграционными потоками из Северной Африки, большим притоком мусульман в Западную Европу, в частности, Испанию. Мы должны помнить, что мусульмане находились в Испании почти 800 лет (фактически, они были остановлены лишь франкским королём Карлом, в сражении у Пуатье). Теперь мусульмане составляют очень большую часть французского населения. Они утверждают, что земля, которая принадлежала Аллаху, не должна быть утрачена, – таким образом Испания и Франция являются главными целями мусульманской экспансии.
– Это – реальный вызов Евангелию...
– Да, христианский мир выбрал неправильный путь, фактически отказавшись от живого Бога, приняв формы поклонения, которые противоречат Божьему Слову. Но мы должны остаться верными Евангелию в это время Божьего милосердия и терпения. Только наш Господь и Спаситель Иисус Христос знает времена и сроки, имеет право судить. А наша задача – открыть Божью любовь погибающему миру. И теперь христиане имеют возможность достигать мусульман не оружием войны и меча (Бог говорит нам, что наша брань не против плоти), но Евангелием Божьей любви, которая открыта нам во Христе.
– У вас всегда был большой интерес в России и славянским народам, вы даже немного говорите по-русски. Откуда этот интерес к русскому языку?
– В молодости я был очарован российской историей и культурой, охотно читал русских классиков в переводах на испанский. В начале 80-х годов даже изучал русский язык и обнаружил, что он очень красив. Мечтал посетить Россию, чтобы поддержать христиан во времена гонений. К сожалению, такой возможности у меня не было. Наконец, Россия открылась для проповеди Евангелия и всё изменилось к лучшему, хотя я знаю, что годы перестройки связаны с большими трудностями для многих людей. Но Бог делает в России Свою работу, и я уверен, что многие там придут к спасению через Иисуса Христа.
Перевод с английского языка
Беседовала Ольга КРИСТ
[ В начало ] [ На главную ]