Цитата дняГосподь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1). |
ГЛОТОК ВОДЫ ЖИВОЙ
СЛЕДЫ БОЖИИ
Центральная (Южная) церковь евангельских христиан-баптистов Запорожья отметила 130-летие и 100-летие проведения богослужений на одном месте
Гонения с первых дней
Есть меткое выражение, что история церкви – это следы Бога на земле. На протяжении восьми дней октября Центральная (Южная) церковь ЕХБ Запорожья вспоминала свою 130-летнюю историю, и для всех участников юбилейных торжеств становились зримыми благословенные следы Божьи.
Началось с обращения к Богу Логвина Иванченко в 1878 г. Конечно, и до него в Запорожье (на тот момент Александровске) уже были верующие, которые, как свидетельствуют архивные документы, обратились к Богу и приняли крещение (были перекрещены), сознательно исповедуя свою веру в Иисуса Христа. Однако, в отличие от Л.Д.Иванченко, роль в жизни Центральной церкви братьев Сербуленко, Петасенко и Самойленко, крестившихся в 1863-1865 гг., на данный момент не исследована.
С 1885 г. Иванченко, вместе с Авраамом Унгером и Герасимовым, начал активно благовествовать. Вскоре по Александровску поползли слухи, что «штундисты» молятся не перед иконами и не крестясь рукой, а «в пустой угол» и с закрытыми глазами. Что они, помимо прочего, не крестили своих детей и, бросив пить и сквернословить, начинали вести иной образ жизни. Все это вызвало удивление у жителей города и жесткое неприятие со стороны православного духовенства.
Поистине нелегкие времена пришлось перенести постепенно увеличивавшейся группе верующих. Особенно трудно стало после 1894 г., когда, в соответствии с указом, инициированным прокурором Священного Синода Победоносцевым, «штунда» была признана «особо вредной сектой» и все члены евангельских церквей, не принадлежавшие к православной церкви, были лишались всяких гражданских прав. Детей брата Иванченко крестили насильно, при поддержке полицейских. Поскольку священники были наделены правами заключать браки, регистрировать новорожденных, выдавать разрешения на захоронение покойников на кладбищах, то браки евангельских верующих объявлялись недействительными, их дети – незаконнорожденными, а хоронить умерших приходилось, где придется. Это только несколько штрихов из жизни верующих в тот нелегкий период. Многие не выдержали жестоких гонений и отпали от веры, однако те, кто остался верен, закалившись в испытаниях, стали лидерами пробуждения, которое началось после оглашения царских указов 1905 и 1906 годов – об укреплении начал веротерпимости.
Последствия исцеление жены заводчика Леппа
В соответствии с упомянутыми указами, в 1907 г. была официально зарегистрирована Церковь евангельских христиан. В том же году произошло еще одно очень важное событие. У Вельмана Леппа, владельца завода сельскохозяйственных машин (современный «Коммунар»), заболела жена. Сам он не был верующим, но она посещала собрания. Заводчик Лепп, видя бесполезность усилий врачей, обратился к верующим с просьбой помолиться о ее здоровье. Церковь с постом и молитвой направила братьев-служителей в дом больной. После молитвы об исцелении ее состояние резко улучшилось, и вскоре она совершенно выздоровела.
Спустя некоторое время Александровск посетил известный служитель баптистского братства Ф.П.Балихин. Услышав историю о чудесном исцелении, он изъявил желание встретиться с Леппом. Засвидетельствовав ему о Христе, Балихин сказал, что во время земной жизни Иисуса исцеленные старались, в знак благодарности, принести какую-нибудь жертву Богу. Эти слова несколько смутили владельца завода.
Балихин рассказал Леппу о том, что верующие, собирающиеся в поселке Южном, хотят иметь участок земли под постройку дома молитвы, и предположил, что помощь богатого и влиятельного человека – такого, как заводчик Лепп, может быть прекрасной жертвой благодарности Богу за выздоровление его жены. Лепп обрадовался такой возможности и, будучи членом городской Думы, добился выделения с этой целью одного гектара земли, нанял архитектора, специалистов и завез стройматериалы, необходимые для строительства.
Вскоре на выделенном участке закипела работа. В результате жертвенной, бескорыстной работы членов всех церквей Александровска (их было тогда пять), помощи владельца завода и, что самое важное, Божьего благословения, в конце августа 1908 г. состоялось торжественное посвящение дома молитвы. Среди многочисленных гостей участие в этом служении принимали такие видные деятели евангельского братства, как Д.И.Мазаев, Д.А.Правоверов, Н.В.Одинцов, М.Д.Тимошенко, И.П.Кушнарев, Раймер, Скалдин и др.
Восемь юбилейных дней
Много удивительных историй можно вспомнить из жизни Центральной (Южной) церкви Запорожья. Однако знание истории ради самой истории абсолютно бессмысленно. Из исторических событий нужно извлекать важные уроки, которые помогли бы избежать ошибок в будущем, использовать накопленный положительный опыт для успешной христианской жизни, а также, вдохновляясь примерами верности Богу и жертвенного служения Ему, радостно трудиться на ниве Божией. Поэтому церковь приняла решение провести не одно, а восемь юбилейных богослужений в память о пройденном пути. Еще одной причиной было огромное количество материала, собранного благодаря кропотливой работе в архивах, сбору личных свидетельств, исследованию других источников. Тем не менее, по свидетельству организаторов юбилейных мероприятий, в презентациях и докладах было использовано не более 10 % собранного материала.
Именно поэтому, кроме издания сборника документов, Центральная церковь, совместно с Запорожским библейским колледжем и семинарией планирует проводить один-два раза в год День истории церкви, на котором все желающие смогут ознакомиться с прекрасным наследием, которое оставили нам те, кто прошел впереди, прославляя Имя Иисуса Христа. Также на базе Запорожского библейского колледжа и семинарии планируется организация музея братства, где будут представлены документы, фотографии, печатная литература, различные предметы, использовавшиеся в богослужениях и домах молитвы.
Вернемся, однако, к юбилейным торжествам. Каждый из восьми дней имел свою тематику: «Христианство в Украине после крещения Руси», «Предпосылки зарождения евангельского движения в Украине», «Зарождение и раннее развитие евангельского движения в Александровске до 1917 г.», «История постройки и реконструкции дома молитвы».
Среда стала днем побратимов. В программе участвовал Роберт Рэй, пастор американской церкви, оказавшей нам огромную поддержку в социальном и духовном служении. Второй доклад был посвящен истории социального служения. В докладах последующих дней были рассмотрены служение церкви в советский период, ее взаимоотношения с государством, внутренняя церковная жизнь; история музыкального, молодёжного и детского служений. Эти жизненные истории обличали, вдохновляли, заставляли серьезно задуматься о важности следования за Христом. К радости организаторов, зал церкви был заполнен даже в будние дни. Среди присутствовавших было много людей, для которых услышанное было удивительным открытием, тех, кто, возможно, впервые услышал проповедь о Христе и узнал о жизни евангельских верующих не через призму очерняющей советской пропаганды, а от живых свидетелей, из архивных документов.
Прекрасным завершением юбилейных мероприятий стало воскресное утреннее богослужение 19 октября. Зал был переполнен. Среди гостей были как члены других церквей Запорожья и области, так и жители нашего города, приглашенные по случаю праздника. Сводный хор поместной церкви торжественно славил Бога; был сделан доклад о жизни церкви, который сопровождался показом разнообразных фотоматериалов. Открытку с пожеланием верности Богу прислал уверовавший и принявший крещение, в прошлом известный атеистический деятель Б.И.Гальперин. Завершилось богослужение благодарственной молитвой Богу за Его заботу, охрану и водительство на том нелегком, но благословенном пути, который прошла церковь. Более подробную информацию о юбилейных мероприятиях можно найти на сайте Запорожского библейского колледжа и семинарии (в разделе Новости, Дневник юбилея).
Л.А.ПЕТРЕНКО, пресвитер Центральной (Южной) церкви ЕХБ,
С.В.СИЗОНЕНКО, пресвитер
[ В начало ] [ На главную ]