Цитата дня

Он – щит для ходящих непорочно (Притчи 2:7).

Записки миссионера

КАЛМЫКИ
Республика Калмыкия находится на юго-востоке России, выходит на берег Каспийского моря. Столица республики – г. Элиста. Калмыки – потомки кочевников-ойратов, племён, родственных монголам по своему образу жизни, языку, культуре и религии, которые в начале XVII века вошли в состав России.

Язык
Калмыцкий язык переживает сегодня кризис. Калмыцкую речь можно услышать только в сельских районах, да и то от старых людей. Правительство республики прилагает усилия по его восстановлению и развитию. Создана национальная гимназия с преподаванием на калмыцком. Национальный язык включён в процесс воспитания в детских дошкольных учреждениях.

Религия
Калмыкия – единственная страна в Европе, где государственной религией является буддизм. Основная масса народа, конечно, не знает всех тонкостей своей веры, однако считает себя последователями этой религии. Буддизм, в сегодняшнем его виде (тибетского толка), появился в Калмыкии относительно недавно. До этого, по некоторым историческим данным, калмыки имели отношение к христианству. Лев Гумилёв писал, что в XI веке закончилось самое сильное христианское ханство центральной Азии (куда входили предки калмыков). При этом он ссылался на иранского учёного, который отметил: «До азиатов дошёл призыв Иисуса – мир Ему! И они вступили в Его веру».

Буддисты верят в переселение душ в любое живое существо (реинкарнация). Часто можно услышать мнение, что появившаяся в их дворе, после похорон родственника, кошка или собака – и есть тот переродившийся человек. На самом деле все надеются, что души умерших всё-таки находятся в хорошем месте. Большое значение придается снам. Например, если приснился умерший родственник, – значит, он чего-то хочет от людей. И они идут в хурул – буддийский храм, заказывают определённый обряд.

Буддийская атрибутика имеется почти в каждом доме. Это календари, изображения божков, ритуальные надписи на тряпицах, которые висят над дверями или на стене.

Есть ли в калмыцкой культуре Христос?
Культура калмыков тесно переплетена с религией. Народные праздники начинаются с посещения хурула и храмового поклонения. Свадебная церемония также происходит с ритуалами. Например, невеста, переступающая порог жениха, обязательно должна поклониться духам его предков. Во многих школах можно увидеть прикреплённую к стене буддийскую молитву. Знакомство с религией калмыцкого народа включено в учебную программу школьников.

Многие калмыки не понимают, как можно стать христианами. Для них слово «калмык» идентично слову «буддист». Христианство считается религией русских. Калмыки понимают христианство как православие, церковь с крестами, куда ходят русские люди, это, мол, для них. Вот всё понятие о христианстве. Если калмык примет Христа, к нему не будут относиться агрессивно, но для большинства это будет непонятно. А часто, наоборот, людей удивляют изменения в жизни их друзей, теперь уже верующих христиан. Сегодня многие молодые калмыки, принявшие Христа, навсегда избавились от наркотической зависимости, алкоголизма. По их признанию, это действие Христа в их душах.

Пробуждение среди калмыков
В начале 90-х годов прошлого века американский миссионер Эндрю Винсенс, владевший разговорной калмыцкой речью, образовал группу по изучению Библии. Он привлекал людей со знанием калмыцкого языка, хотя само изучение и общение происходило на русском. Впоследствии эта группа переросла в самостоятельную церковь. Одна из активных церквей, в пос. Цаган Аман, была основана братьями-калмыками, которые обратились через эту церковь. В настоящее время в Калмыкии 14 христианских общин. Большинство из них находится в Элисте. Численность калмыков – евангельских христиан составляет приблизительно 200 человек.

В поселки, где проживает, в основном, коренное население, Евангелие доносится через распространение христианской литературы и частные беседы. Там желательно говорить на калмыцком языке, потому что русский язык ставит некий барьер на пути к их сердцам (хотя почти все население отлично общается между собой на русском).

Уверовавшие во Христа молодые калмыки больше не следуют буддизму. Но некоторые новообращенные, особенно пожилые, могут продолжать участвовать в каких-либо религиозных обрядах, боясь открыто исповедовать Иисуса своим Господом. Один уверовавший во Христа старик долго держал на полке атрибуты буддийской религии. Только года через два он был готов избавиться от них.

На калмыцкий язык переведён только Новый завет и Псалтырь. Бог по-калмыцки – Бурхн. В процессе перевода встречались трудности с передачей понятий «любовь», «Сын Божий». Для калмыков Бог находится где-то далеко наверху, Он недосягаем. Он же не человек, чтобы любить... Ещё одно смущает калмыка – как у Бога может быть Сын, да ещё человек? В центре Элисты стоит скульптура «Цаган Ава», что переводится как «Белый Старец». Это и есть, по древним верованиям калмыков, Властелин Вселенной и Творец. Так что концепция Бога Творца понятна калмыкам. На самом деле большая часть калмыков не вникает в суть буддистского учения, где отрицается Бог как таковой.

Молитва у буддистов «читается». Это ритуал, который исполняют только служители храма. Это, так сказать, заказные молитвы о личном благополучии и исцелении или о нуждах родственников. В местах массового поклонения стоят вертящиеся цилиндры – «молитвенные барабаны», к которым может подойти любой желающий и прокрутить их. Каждый подходит к этому священнодействию по своей личной причине, и все полагаются на магическое действие барабана.

Камни преткновения
В истории калмыков был трагический период, когда целый народ потерпел геноцид. В декабре 1943 г., по приказу Сталина, стариков, женщин и детей объявили политически неблагонадёжными и вывезли в холодные края в товарных вагонах. Мужчин-калмыков, сражавшихся в рядах советской армии с фашистами, собрали со всех фронтов и свезли на строительство ГЭС в Широклаг.

В 1956 г. калмыкам разрешили вернуться на родину. За 13 лет изгнания их численность уменьшилась в два раза. Эта трагическая история до сих пор является незаживающей раной в сердцах калмыков и иногда служит препятствием для проповеди Евангелия.

Культура
Калмыкия расположена в степной зоне. Основным средством передвижения является автомобиль. Ранее калмыки были скотоводами. В сегодняшних экономических условиях не многие могут заниматься этим. Безработица гонит калмыков на заработки в Москву и за границу. Их дети остаются дома без родительского внимания. Но людям выбирать не приходится, иначе семья будет оставаться в постоянной финансовой нужде. Зачастую женщина, присутствие которой в доме создает тепло и уют, также вынуждена зарабатывать деньги в далёкой Москве. Не всякий мужчина может справиться с этой задачей в силу своего пристрастия к алкоголю. Поэтому женщина сегодня – это не та тихая и во всем подчиняющаяся мужу калмычка.

Без варёного мяса и калмыцкого чая не обходится ни один праздник. Калмыцкий чай надо уметь варить, хотя, на первый взгляд, это несложно. В кипящую воду бросают горсточку чая, добавляют соль, молоко и масло. Но настоящий вкус знают только знатоки этого дела. Иначе – это не чай. Калмыки очень гостеприимный народ. Встретить гостя достойно – значит выложить перед ним лучшее угощение. Если гость приехал издалека, ему делается особый подарок.

Ранее, как вспоминают пожилые калмыки, отношение молодежи к старшим было очень уважительным. К сожалению, мировоззрение сегодняшней молодежи вызывает большую тревогу. Распадающиеся браки, аборты актуальны и для Калмыкии. Национальные черты калмыков – скрытость и гордость. Не раскроет калмык душу каждому. А вообще, народ дружелюбный, легко уживается с русскими, чеченцами, казахами и любыми другими народами.

Прошу вас молиться за спасение калмыцкого народа, а также за национальных служителей и миссионеров. Мы – очевидцы божественного изменения Калмыкии. Пусть ваши молитвы усилят действие силы Духа Святого, для возвращения калмыков ко Христу!

Миссионерка Нина ЧИВЕЕВА
г. Элиста