Цитата дняБлаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Матф. 5:5). |
Наше интервью
ЖИТЬ ЕВАНГЕЛИЕМ
На вопросы нашего корреспондента отвечает председатель Всеукраинского Союза объединений евангельских христиан-баптистов В.В.НЕСТЕРУК.
– Вячеслав Васильевич, уже больше года вы возглавляете Всеукраинский Союз объединений евангельских христиан-баптистов, и можно услышать разное: они там занимаются финансами, созданием структур… А что вы сами можете сказать о начале работы, в каком состоянии находите наше братство?
– Что касается структур. Если Церковь – это, согласно Библии, Тело Иисуса Христа, организм, тогда что такое Союз? – Организация. И как не начать с того, чтобы хорошо организовать работу этой организации, ее структур. Союз создан для того, чтобы мы могли жить в одном духе, обмениваться хорошими идеями, поддерживать друг друга. Как тут можно обойтись без структур?
Если же говорить о нашем братстве, то в общем можно сказать так: оно у нас здоровое. Это выражается в том, что верующие, служители быстро реагируют на все инородное, неевангельское, надуманное, что пытается проникнуть в церкви. Реакция следует незамедлительная: нам звонят, пишут письма… И это хорошо, это радует.
Вместе с тем мы понимаем, что жизнь меняется. Общество становится более информированным, и нам нужно своевременно реагировать на различные, как говорят сейчас, общественные вызовы. Для этого мы выделили в своем служении восемь направлений. Точнее сказать, они существовали и ранее, но мы хотим развить их, сделать принадлежностью каждого областного объединения, а, может быть, и церкви. Чтобы в каждой церкви определенные люди занимались определенными делами.
Сегодня у нас восемь основных отделов по этим направлениям, но мы видим необходимость в создании еще одного – социального. Социальные программы важны, поскольку предусматривают помощь людям. Когда, к примеру, родственники наркомана видят, что, благодаря вере в Бога и помощи христиан, он освобождается от своей тяжкой зависимости, они понимают, что Евангелие – не отвлеченная теория, не просто слова, а сила Божья, которая действует в реальной жизни. Через эти программы прославляется Бог, поэтому это очень важно.
Сегодня много внимания уделяется работе с детьми-сиротами, в Украине это президентская программа. Но когда в Киеве провели большую акцию, чтобы побудить людей брать в семьи детей-сирот, то оказалось, что никто не откликнулся, кроме верующих. В нашем братстве это было всегда.
– А есть данные о том, сколько семей верующих взяли детей-сирот?
– Мы как раз и хотим, чтобы социальный отдел собрал такую информацию, вник в проблему, начал работать. Пока таких данных нет, но я знаю, что многие верующие взяли сирот.
– Наверное, список таких семей можно начать с семьи председателя Союза ЕХБ?
– В нашей семье было трое детей-сирот. Двое уже создали свои семьи, живут самостоятельно. В свое время моя жена, когда мы жили в Ривном, занималась с выпускным классом интерната, дети изучали Библию, приходили в церковь. И – слава Богу! – почти все в этой группе покаялись, учатся сейчас в христианских учебных заведениях, семинариях, несут в церквах служение. Так вот, когда жена предложила взять в нашу семью детей-сирот, я думал, как это будет. Оказалось – нормально. Поэтому мне это близко и понятно. Есть яркие примеры, настоящие подвижники, например, Ольга Зберун на Ривненщине, через дом которой уже прошли десятки детей. Это одинокая сестра, и она прославляет Бога тем, что согревает сирот. Ведь наш Бог есть Отец сирот (Псал. 67:6).
– И все же существует также негативный взгляд на социальное служение, что оно, мол, ведет к связи с миром, сотрудничеству с властями…
– Когда мы говорим о социальных программах, то имеем в виду библейский принцип: был голодный – накормили меня, был в тюрьме – посетили… То есть церковь не может оставлять без внимания людей обездоленных, которые нуждаются в помощи, если общество отвернулось от них. Знаете, когда человек упал в яму, ему надо подать руку и вытащить его оттуда. Это делал Иисус Христос. Он шел к отверженным в обществе – мытарям, людям павшим, больным… Поэтому церковь, следуя этому великому примеру, помимо своих собраний, изучения Истины, призвана участвовать в жизни общества. Наше христианство должно быть практическим, а не только теорией.
– Сиротство – это следствие разложения общества. Ведь у нас давно не было войны – ни гражданской, ни отечественной, а число сирот растет. Идет другая война; на невидимом духовном фронте враг изводит наш народ алкоголем и наркотиками. Погибают родители – дети страдают, мучаются, становятся сиротами. Страшная беда. Мы уже затронули тему наркомании. Это тоже сфера деятельности социального отдела.
– Мы хотим помогать зависимым людям. Сейчас в Остроге Ривненской области действует не просто центр реабилитации; на его базе готовятся служители для других подобных центров. Создаются они в Киевской области, других местах. Правда, этого мало, капля в море. Мы способны сделать гораздо больше. Тем более, что у нас уже есть свой опыт, есть верующие, которые были пионерами в этой сложной, можно даже сказать, тяжелой работе. Они начинали ее, пробивали, служат зависимым людям во славу Бога бескорыстно, жертвенно, добились определенных результатов. Но для распространения этого служения надо, чтобы пришел в движение народ Божий, церкви, все братство.
– Мы уклонились в детали, хотя и важные; вернемся к стратегии.
– Мы ставим пред собой четыре главные цели. Первая – это святая и богобоязненная жизнь. Без этого, внутренней святости, посвященности Богу можно делать, что угодно, в результате будет – медь звенящая. Хотим, чтобы стремление к святости было состоянием наших верующих, а не кампанией. Чтобы мы так жили. Как дышим. Поэтому говорить об этом надо везде – в семьях, малых группах, церквах, на пасторских конференциях, съездах. А контроль за своей жизнью возложим на Слово Божие; только оно может нас исправить, обличить, показать в истинном свете. Когда мы читаем Писание, искренне вникаем в Слово, мы видим себя, и обязательно будем стремиться жить так, как говорит нам Слово.
Второе – это великое поручение Иисуса Христа: идите по всему свету и проповедуйте Евангелие. Святые, богобоязненные люди будут думать не о политике, не о суетном только, но – как найти свой путь, чтобы свидетельствовать людям об Иисусе Христе, нашем Спасителе.
У нашего братства – огромный потенциал, уникальные возможности, но разве мы используем все, что нам дал Господь? Есть много учебных материалов, методических пособий, разных разработок, толкований на эти слова Иисуса Христа о великом поручении. Нет одного – простого исполнения этих слов. Пусть кто-то посмотрит на себя: я уже 20 лет просидел в церкви, наверное, на доктора богословия вытягиваю, все знаю. Но продолжаю сидеть в церкви. А многие люди почти ничего не знают. Если бы наши верующие не декларативно провозглашали, а сердцем прочувствовали, что люди без Христа, что они идут в ад, то с воплем просили бы у Бога дерзновения, и Он, вне всякого сомнения, дал бы им неповторимый метод благовестия.
Мне нравится один пример. В Днепропетровской области брат покупал на рынке курицу, а сестра увидела и позавидовала: «О, брат, неплохо вы живете, как я вижу!» И напрасно она это сказала. Оказалось, с курицей он поступал необычно. Дома делил ее на несколько частей, варил бульон, раскладывал по баночкам и шел в больницу. Там спрашивал: «Скажите, есть тут такие, к которым никто не приходит?» Затем шел к ним и говорил: «Знаете, Бог сказал мне, чтобы я вас проведал…» Так начиналась эта необычная евангелизация по личному методу брата, методу, который нигде не описан.
– Может быть, только на Небе?
– Несомненно. Поэтому он возник и в жизни, родился в чистом сердце верующего, который хотел служить людям, чтобы прославился наш Бог. Мы должны видеть перед собой эту цель. Если мы проводим на церковном совете три часа, то полтора должны говорить о церковных делах, проблемах, догматике. И поставить на этом точку. А вторые полтора часа надо посвятить тому, что церковь делает для неверующих, для погибающего мира. И если сказать нечего, то надо не по домам расходиться, а становиться на колени и просить Бога, чтобы Он открыл, как и что делать. Поэтому, не отказываясь от изучения Библии, разных программ, братство должно настроиться на проповедь Евангелия в мире. Этой задачи Господь с нас не снимал.
Третья цель – церковь призвана организовывать церкви. Это аксиома. Если церковь не распространяет свое влияние окрест, она не живет полноценной жизнью. В этом году мы начинаем масштабный евангелизационный проект – «Благовестие-125». С 28 июля по 31 августа в 125 районных центрах, где нет наших церквей, пройдут шестидневные евангелизации. Ожидается приезд 125 евангелизационных команд из англоязычных и славянских церквей США, к которым присоединятся наши группы.
Программа предусматривает разные блоки: социальный, для детей, для молодежи, для взрослых. В ней будут участвовать хоры, музыкальные группы, оркестры, в конце каждого вечера – проповедь Евангелия. После евангелизации на месте останется миссионер, которому в течение минимум года будет помогать группа волонтеров – развивать детское, молодежное, музыкальное служение новой церкви, организовывать малые группы. Самое трудное – найти семьи миссионеров, которые согласятся переехать на место организации новой церкви, обеспечить финансирование. Поэтому мы просим наших читателей молиться об этом, об успехе проекта в целом.
И наконец – четвертое. Ничего нельзя сделать без средств, финансирования. Поэтому сегодня мы говорим искренне и открыто: у верующих есть Божьи деньги. Надо вернуть Богу Божие – Его деньги, отдать их в церковь как десятину. С радостью, ибо «доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7). Если наши верующие сделают это, мы будем абсолютно независимыми в финансовом отношении, сможем осуществлять все свои программы, достроим все молитвенные дома и т.д.
– Кроме «Благовестия-125», что еще планируется осуществить, если позволит Господь, в этом году?
– В Киевском дворце спорта пройдет конгресс учителей воскресных школ. В киевском Доме Евангелия состоятся две (в марте и октябре) пасторские конференции, на которые мы пригласим по 20 пасторов от каждой области. Будут подняты серьезные темы, выступят известные в братстве служители. Эту серию пасторских конференций мы предполагаем продолжить и в дальнейшем. Кстати, приглашаем и «Христианскую газету».
– Спасибо, непременно воспользуемся вашим приглашением.
– В Одессе должен состояться конгресс молодых верующих из стран СНГ и в конце года – конгресс евангелистов. За каждое из этих шести больших мероприятий отвечает конкретный служитель, так что структура создается не ради структуры, а для того, чтобы она работала.
– Вячеслав Васильевич, по письмам, поступающим в редакцию, мы видим, что верующих тревожит то, что в церковь проникает нечто мирское, чуждое духу Евангелия. Как противостоять этому? Что думает об этом наше руководство?
– Да, это есть. Идет дискуссия – что мирское, а что – нет. Тут надо исходить из следующего. Когда Никодим тайно пришел к Иисусу Христу, то, наверное, подразумевал, что он тоже учитель Израилев, и им надо обсудить некоторые религиозные вопросы. Но Господь знал, что от такой беседы или дискуссии мало будет проку. Поэтому Он сказал знаменитые слова: «Должно вам родиться свыше» (Иоан. 3:7) – на что Никодим отреагировал полным непониманием. Дело в том, что, когда человек рождается свыше, с ним легко говорить, в чем-то его убеждать. Если этого нет, то все беседы могут оказаться бесполезными.
Слово Божие говорит, что когда грешник заходит в собрание, то он всеми обличается, открываются тайны его сердца, и он падает ниц перед Богом. То есть человек должен ощутить, что он пришел в Церковь Божию, где говорится о грехе и покаянии, новой жизни со Христом Спасителем. А если он заходит и видит все привычное, такое же, как в мире, где, может быть, и грех не такой уж и грех... Ну, что ж, можно сюда ходить. Это как бы общество по интересам…
– Клуб почти...
– Мы не фанатики, не сторонники какого-то застегнутого, нахмуренного христианства. Ведь Евангелие – это радостная весть. И мы, имея братьев-предшественников и свою собственную духовную жизнь, радуемся в таких обстоятельствах, в которых иной неверующий просто сломался бы. Но это не значит, что мы будем танцевать и потакать распущенности.
Пришли в одну церковь двое неверующих, а там, в так называемой «группе прославления» сестры поют, и в таком виде, что это уже не юбка, но еще и не пояс... Один другому с иронией говорит: «Знаешь, что-то я уже не о духовном думаю...» А это должно быть главным в церкви – духовность, Слово. И я как проповедник хочу иногда, чтобы меня даже не было видно, чтобы слушатель не отвлекался, скажем, на мой галстук, или на мою жестикуляцию, не думал о том, что это ведь приехал брат из Киева.
Когда человек выходит петь, декламировать, проповедовать, а у него нет глубокого желания прославить Господа и осознания того, что он может угашать действия Святого Духа, тогда он старается выглядеть как на сцене. Выделиться особым броским стилем или нарочитой небрежностью, даже можно сказать, развязностью – лишь бы привлечь к себе внимание. Но это – из второго разряда, это – не наше. Если у верующего в сердце – глубокое благоговение перед Богом, смирение и желание прославить Бога, а не себя, то его не надо ни в чем убеждать. Он будет выглядеть как прилично святым, глубоко запрячет свое уникальное «я».
В моей молодости артисты выглядели на сцене, как баптисты, были строго одеты, пели и уходили. Сегодня сцена без оголенных просто немыслима, этим завлекают публику. Но мы не имеем права на это. Наша церковь никогда не шла этим путем и не пойдет – привлекать людей чисто внешним: одеждой (или ее отсутствием), какими-то декорациями или спектаклями.
– При этом нередко нашим исполнителям не хватает музыкальной и поэтической грамотности. Прославляем Бога, как можем, означает иногда – не очень-то и стараемся делать это как можно лучше. Иногда молодежи хочется чего-то уже сегодня, немедленно, а надо еще много потрудиться. Приехал как-то в нашу церковь молодой брат, играл на пианино и пел – ни музыки, ни поэзии, ни голоса. Но после служения, смотрю, он продает свои диски. А ведь, по-хорошему, это он должен был доплачивать за то, что верующие слушали его незрелое выступление.
– Мне 55 лет, но в душе я чувствую себя молодым. Помню, в молодости мы тоже что-то играли и пели. Пришли к пастору, чтобы он высказал свое мнение. Он сказал: хорошо, молодцы, но вам еще так много надо учиться… Это мудро.
В то время служители уделяли молодежи много внимания: говорили с нами серьезно, откровенно, и это осталось в сердце на всю жизнь. Но если в церкви две группы противостоят друг другу: молодежь и старшие, – это тревожный сигнал.
Молодежь у нас активная, у нее есть свои программы, но она не отрывается от братства, тесно сотрудничает с областными объединениями, Союзом. Четыре последние региональные конференции молодежи получили хорошую оценку.
– Вячеслав Васильевич, «Христианская газета» создала свою молитвенную группу, в которой подвизаются читатели, живущие в Украине, Германии, России и США. В этой группе объединяются тысячи верующих. О чем бы вы хотели, чтобы мы молились?
– Во-первых, мы должны обязательно благодарить Бога за ту свободу, которую Он нам дал. Сегодня мне как председателю Союза очень легко работать в том смысле, что со стороны властей нет никаких запретов, даже наоборот. Второе – поблагодарить, что братство сохраняет единство. Да, у нас бывают расхождения во взглядах, но это не разрушает единства. И в этом контексте – молиться о продлении времени свободы и чтобы Бог сохранил единство братства. Чтобы те направления, которые можно обозначить как консервативное и реформаторское, сосуществовали в гармонии, а не разрывали братство. Будем молиться также за все четыре цели, о которых мы говорили выше, и об успехе проекта «Благовестие-125». Что касается меня лично, то я всегда прошу: молитесь, чтобы Бог дал мне мудрости и здоровья. Это все, что мне надо.
– Спасибо за интервью! Да благословит вас Господь!
Беседовал Павел ГАРАДЖА
[ В начало ] [ На главную ]