Крепкая башня

Имя. Вряд ли найдется человек, который не придает значение тому, как его называют. Каким, то есть, именем. Или как изменяют его имя. Уменьшительно-ласкательно, например. Кому-то нравится такой вариант, а кто-то желает, чтобы к нему только официально. Так или иначе, а равнодушных к своему имени – если они и есть – не много. А что же с именем Бога? Его не спросишь, как Ему нравится. Желание назвать Его как-нибудь по-особенному в христианской среде, тем не менее, возникает все чаще. Отсюда появляются новые имена: «Боженька», «Папочка», «Иисусик» и т.п.

А что? Отец, стало быть, папочка! Кто-то додумался уже и до того, что заявляет, будто Богу вообще безразлично, как Его называют. Это, дескать, чисто человеческие заморочки. Ну, или религиозные. Что думает по этому поводу Сам Господь?

Ответ на этот вопрос, конечно же, необходимо искать в Его слове. Он говорит: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его...» (Малахия 4:2). Кажется, одного этого текста достаточно разумному человеку, чтобы понять, что для Господа Его имя – не просто случайное совпадение букв (или звуков). Более того, Он считает, что имя Его достойно того, чтобы человек пред ним благоговел, относился с наивысшей степенью почтения.

И все же новые веяния в последнее время достаточно сильны и набирают силу. В оправдание уменьшительно-ласкательной формы обращения к Господу некоторые современные толкователи заявляют, что будто бы близкий по значению и эмоциям перевод обращения «Авва Отче» – как раз и есть «папочка». Им весьма аргументировано возражает наш постоянный автор – ведущий рубрики «Библейская энциклопедия» (кстати говоря, еврей по происхождению) Григорий Рябов. «Авва (от греч. ἀββᾶ), – пишет он, – это арамейско-сирийское слово, соответствующее древнееврейскому «ав» – отец. В талмудический период оно обычно предваряло имена законоучителей – в знак особого уважения к ним (подробнее см. «МХГ», № 5 (140), 2010).

Не стоит также забывать, что доверительные, близкие отношения и панибратство – абсолютно разные вещи. Никому, например, не приходит в голову называть церковь церквушечкой. Все говорят: «Я сегодня иду в церковь!», «Нас обвенчали в церкви!» и т.д. В большинстве случаев церковь у христиан ассоциируется с чем-то важным, большим и серьезным, вызывающим уважение и благоговение.

То же самое и со служителями. Доверительные ли у на отношения с пресвитерами? Любим ли мы их? Конечно! Но обращаемся мы к ним всегда почтительно – по имени, а чаще всего еще и по отчеству. Читал однажды, как один известный проповедник возмущался по поводу того, что знающие его с ранней юности люди, называли повзрослевшего и успевшего прославиться деятеля просто Лёшей. «Какой я им Лёша? – негодовала знаменитость. – Я – пастор Алексей!»

Не только мы, люди, но и сам Господь весьма внимательно относится к именам. Он дал, например, новые имена Авраму (Аврааму) и Симону (Петру). Почему-то и для чего-то посчитал это необходимым! И даже имя беса имело для Него какое-то значение – прежде чем изгнать его из человека, Он спросил: «как тебе имя?» (Марка 5:9).

Имена Иоанна Крестителя, и самого Сына Божьего – Иисуса были предопределены Небом. «И нарекут имя Ему» (Матф. 1:23). И это не простое имя. Имени этому со дней сотворения мира была предназначена определенная роль: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Приведенный в самом начале текст – не единственный в Библии, где столь категорично говорится об имени Господнем. На заре человечества, сразу, как только Господь открыл себя избранному народу, Он повелел: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). Да, именно так, строго: «не оставит без наказания».

Почему? В том числе и потому, что имя Его имеет особый смысл и не подобает его изменять. Смысл имени Бога настолько серьезен, что Его Сын принял на себя редкую миссию и выполнил ее: «...Я открыл им имя Твое» (Иоан. 17:26).

Солнце правды взойдет для благоговеющих пред этим именем. И в нем не только исцеление. «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен» (Притчи 18:11). Поэтому в молитву Господню совершенно не случайно вкраплены слова: «Да святится имя Твое» (Матф. 6:9). Святится ли оно в нашей жизни? А в наши молитвах?..

Андреас ПАТЦ

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.