В России ужесточат требования к религиозным организациям

Министерство юстиции РФ подготовило и опубликовало на своем сайте проект поправок в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Согласно документу, из закона предлагается исключить понятие религиозной группы как объединения верующих, осуществляющих деятельность без государственной регистрации и имеющих право совершать богослужения, осуществлять обучение религии своих последователей.

Вводится также статья, посвященная государственной религиоведческой экспертизе, и расширяется перечень оснований для отказа в государственной регистрации религиозной организации.

Кроме того, одна из поправок предусматривает ограничение в правах местной религиозной организации, которая не представила для государственной регистрации документ, подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию.
Анализ предлагаемых поправок выявляет несколько существенных нововведений – ликвидируется, например, понятие религиозной группы, то есть объединения людей на основе одного вероучения, для которого не требуется госрегистрация. Тем самым принцип функционирования духовных объединений с заявительного меняется на строго разрешительный. Одновременно расширяется перечень оснований, по которым организации может быть отказано в регистрации.

Граждане, решившие образовать религиозную группу, должны будут в письменной форме уведомить Минюст о ее создании. Зарегистрироваться сумеет лишь община, в которой насчитывается не менее десяти человек, предоставившая свой устав и прошедшая государственную религиоведческую экспертизу. При этом государство оставляет за собой право отказать такому объединению в регистрации в целом ряде случаев – в частности, если ее «цели и деятельность» противоречат Конституции и вообще российскому законодательству, а также «если организация не признана в качестве религиозной в установленном порядке».

Местные религиозные организации должны будут регистрироваться отдельно либо получать «добро» крупной централизованной. Кроме того, документ отменяет 15-летний срок при регистрации религиозных организаций. (По действующему законодательству желающая зарегистрироваться и получить таким образом статус религиозной организация должна доказать либо свое существование на протяжении последних 15 лет, либо свою причастность к централизованной религиозной организации.)

Сейчас закон подразделяет религиозные объединения на организации и группы. Религиозные группы могут действовать без регистрации, они имеют право молиться в частных квартирах, обучать религии своих последователей. Этим все возможности группы исчерпываются.

Эксперт Института прав человека Лев Левинсон считает, что вновь создаваемые религиозные структуры, если они не являются частью централизованных организаций, как, например, приходы РПЦ, будут обязаны регистрироваться в качестве местных организаций. «При этом в течение 10 лет они не будут иметь права создавать образовательные учреждения, воскресные школы, например, приглашать иностранных граждан с профессиональными целями, открывать иностранные представительства, проводить религиозные церемонии в больницах, тюрьмах, детдомах, издавать и распространять религиозную литературу или создавать СМИ».

Перейти к такой деятельности группы смогут, только влившись в крупную централизованную структуру. По мнению Левинсона, это сделает невозможным любое альтернативное религиозное движение. «Получается, что духовно-религиозное развитие окажется под запретом», – считает эксперт, ответив, что фактически законопроект надежно защитит крупные церковные структуры от расколов. Именно им он выгоден в первую очередь, убежден Левинсон.

Его точку зрения разделяет аналитик межрегиональной Ассоциации правозащитных организаций «Агора» Рамиль Ахметгалиев. Он не исключает, что «этот законопроект создан при участии или при лоббировании религиозных конфессий, которые пытаются таким образом решить свои внутренние проблемы или конфликты». По мнению Ахметгалиева, это выгодно и власти. «Им с «религиозниками» удобно общаться именно таким образом. Через центр. Это вертикаль власти, которая перенесена на религиозные организации», – отмечает аналитик.

По мнению Ахметгалиева, законопроект предполагает ограничение права на свободу вероисповедания. Кроме того, благодаря ему централизованные религиозные организации, такие как, например, РПЦ смогут установить контроль над региональными религиозными организациями.

«Создаются барьеры для существования местных организаций, не согласных с политикой крупных централизованных объединений. Это касается всех конфессий. Такая тенденция была давно заметна. На практике такая позиция Минюста существовала. К нам поступали жалобы от местных организаций, которые хотели выйти из крупных организаций, пытались зарегистрироваться, а все сводилось к тому, что либо встаете под крышу к централизованной, либо мы вам отказываем», – заключает правозащитник.

Источник: newsru.com

Комментарий юриста

Долго, много и нудно говорили некоторые товарищи из экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации о необходимости навести порядок в религиозной жизни и обеспечить в конце концов «Духовную Безопасность Родины». Похоже, Минюст внял увещеваниям и довел до сведения общественности законопроект«О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»».

Во-первых, из закона устраняется само понятие религиозных групп. С одной стороны, юристы давно говорили о том, что оно является избыточным, т.к. если закон не обязывает группу вступать в какие-либо правовые отношения (регистрация, отчетность и т.п.), то есть ли смысл вообще упоминать их в его тексте. При внешней логичности, так рассуждать может только человек, мало знакомый с правосознанием российского гражданина, а в особенности, с образом мышления отечественного чиновника.

Нормы действующего закона, определяющие правовой статус религиозных групп, прямо указывают на то, что коллективное исповедание религии без государственной регистрации, уведомления органов власти и т.п. разрешено. При этом неважно, сколько в незарегистрированной религиозной группе человек – десять или десятки тысяч, как в принципиально не регистрирующемся МСЦ ЕХБ, закон все равно разрешает ее функционирование.

И на вопросы, «а что это у вас тут за сборище» и «какие ваши документы», можно было спокойно отвечать, что собирается церковь, действующая в форме религиозной группы, которая никаких документов иметь не обязана, согласно закону о свободе совести. Теперь ссылаться будет не на что.

Заявления о том, что все и так очевидно из статьи 28 Конституции, которая гарантирует гражданам право коллективно исповедовать религию, сложно воспринимать всерьез. Конституция СССР тоже гарантировала право советских граждан отправлять культ, однако это нисколько не мешало органам власти требовать обязательной регистрации от религиозных общин и преследовать нерегистрированных, которые сами же и плодили, отказывая в «оформлении» по надуманным предлогам.

Во-вторых, закон урезает права местных религиозных организаций, не входящих в состав централизованных. Такое решение трудно расценить иначе, чем как попытку прямого государственного вмешательства во внутренние вопросы религиозных конфессий. Не стоит забывать, что для многих течений, например, в протестантском христианстве и исламе, характерна децентрализованная структура с сильными автономными общинами на местах и не обладающими сколь-либо серьезными полномочиями координирующими органами, зачастую даже не являющимися постоянно действующими.

Теперь этим конфессиям придется волей-неволей усиливать свои меж- и надобщинные структуры, т.к. именно от принадлежности к ним будет зависеть возможность общин на местах заниматься религиозным образованием, изданием СМИ и т.п. И добро бы это еще было обусловлено какими-то объективными причинами, но ведь разумных оснований для такого недоверия со стороны государства именно местным религиозным организациям, не наблюдается.

Посему, и воспринимается данная инициатива заинтересованными гражданами вполне однозначно, как очередное «закручивание гаек». Со своей стороны, люди с гаечными ключами не видят необходимости опускаться до объяснения своих действий людям без гаечных ключей. Впрочем, такие отношения между этими двумя категориями граждан у нас уже исторически сложились, так что, никто не удивится, если объяснений не последует до самого подписания закона президентом.

Михаил КУЛИКОВ

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.