В последних числах октября, откликнувшись на официальное приглашение Русской православной церкви, Москву посетил Франклин Грэм. Знаменитый евангелист встретился с патриархом Кириллом, митрополитом Илларионом, посетил православную общецерковную аспирантуру и докторантуру, а также не обошел вниманием и своих единоверцев, евангельских верующих. Кроме всего прочего, Грэм стал одним из ключевых спикеров на форуме «Религия и мир», организованном правительством Москвы.
Фото: Официальный сайт Московского Патриархата.
Состоялась и 40-минутная беседа Грэма с президентом Российской Федерации. «Появилась чудесная возможность встретиться», – так сказал об этой встрече сам евангелист. Во время этой встречи были затронуты вопросы морали, войны в Сирии и состояния дел с преследованием христиан на Ближнем Востоке. О ней, впрочем, не упомянули ни кремлевская пресс-служба, ни официальные информационные агентства, которые с невиданной доселе скрупулезностью освещали другие встречи, имевшие место во время визита высокого американского гостя.
Визит Франклина Грэма в Москву и его встреча с президентом Путиным вызвала ряд вопросов, которые можно свести к следующим: является ли политическая деятельность Грэма оберткой для его проповеди Евангелия или наоборот: религиозная риторика – лишь ширма для политического продвижения. Как христиане мы верим больше в первое.
Надеемся, что политические контакты Ф.Грэм использует для того, чтобы проповедовать Евангелие словом и делом. Насколько известно, начать в России он хочет именно с дела, то есть со служения благотворительной миссии «Сума самаритянина» в нашей стране. Как говорят некоторые источники, религиозным иностранным благотворителям разрешают действовать в России только через РПЦ. Отсюда и налаживание контактов между организацией Франклина Грэма и патриархом Кириллом и другими представителями православия.
Что касается политических контактов, то общим вопросом, объединившем позиции Ф.Грэма и президента России, стало противодействие «угрозе однополого лобби» или то, что на политическом языке стало называться «борьбой за традиционные ценности». Тем самым образуется неформальный альянс консервативных сил, хотя и принадлежащих разным политическим системам.
Еще одним политическим вопросом стал вопрос войны и мира. Описывая конфликт на Украине в своем интервью ТВ «Эммануил» в июне 2015 года, Ф.Грэм сказал о необходимости молитвы, «чтобы мир наступил в этой великой стране и чтобы политические проблемы решились мирным путем». Он также добавил, что «христиане могу играть большую роль в Украине, молясь и за своего президента и за своих врагов». Но в случае сирийского конфликта Грэм молитве о врагах предпочитает их уничтожение. И последовательно поддерживает российские бомбардировки исламистов.
Вообще ислам для Грэма – один из врагов, с которым он призывает бороться. Возможно эта еще одна точка соединения позиций Грэма и российского политического руководства. Хотя Грэм занимает здесь даже боле радикальную позицию. Он предпочитает не делить ислам на мирный и воинственный и предлагает закрыть иммиграцию для всех представителей этой религии в США. Как он при этом собирается отличать исламских переселенцев от, например, христиан Сирии, бегущих от войны, евангелист не сообщает. В борьбе с исламом он призывает объединяться, в том числе и с Россией: «Мы должны объединить усилия с Россией, которая была нашим союзником во Второй мировой войне, с Францией, нашим старейшим союзником, Германией и другими, чтобы уничтожить этого врага», – заявил Ф.Грэм после теракта в Париже.
Франклин Грэм продолжает как свою деятельность проповеди Евангелия, так и политическую. Что будет преобладать и помогут ли проповеди Евангелия контакты Грэма с российским президентом, покажет время. А пока остается молиться, чтобы возможность распространения Евангелия в нашей стране была вне зависимости от деятельности политических или религиозных лидеров.
Алексей МАРКЕВИЧ,
Пастор церкви ЕХБ, г. Москва.
© Специально для «Международной христианской газеты».
Редакция МХГ обратилась к представителям евангельских церквей с просьбой прокомментировать визит Франклина Грэма в Россию и некоторые его высказывания в многочисленных интервью, которые он дал государственным телеканалам. Предлагаем некоторые, на наш взгляд, самые интересные оценки наших читателей.
***
Данный визит Ф.Грэма был очень своевременным и полезным, как для евангельского сообщества церквей, так и для нашей страны в целом. Бог так вел, что именно в это непростое для всего мирового сообщества время всемирно известный баптистский проповедник в рамках церковной дипломатии приехал в Москву и встретился практически со всеми высшими духовными и политическими лидерами нашей страны.
На каждой встрече, включая его выступление на форуме «Религия и мир», он открыто говорил о своей евангельской позиции по морально этическим вопросам, четко и ясно провозглашал Евангелие. Уверен, что в его визите не было ничего политического, но все было направлено на построение деловых и доверительных отношений. Верю, что Бог использует нашего брата во Христе для разрядки напряженной обстановки в мире, а так же для провозглашения библейских ценностей в России, США и по всему миру.
Очень надеюсь, что готовящаяся в следующем году конференция с его участием послужит упрочению межрелигиозного мира и согласия, а самое главное – привлечению внимания мирового сообщества к массовому уничтожению христиан на ближнем Востоке и всем мире.
В.К.Власенко.
От РС ЕХБ.
Г. Москва.
***
Ф. Грэм настоящий американец-демократ (не в смысле партийной принадлежности, а в смысле убеждений), считающий, что собственная власть достойна критики, причём вплоть до объявления её представителей «слугами сатаны». При этом он человек тактичный к «чужим», особенно когда находится у них в гостях. Для культурного человека говорить комплименты естественно. В принципе это логично; настоящего патриота страны действительно должны более волновать собственные проблемы, нежели проблемы соседей. Хотя, конечно, такая позиция позволяет проглядеть надвигающуюся со стороны кого-нибудь из соседей угрозу. Ещё одна характерная черта американца – человек по умолчанию верит всему, что ему говорят, и априори считает собеседников честными и порядочными людьми. В общем, респект.
Константин Захаров.
Санкт-Петербург.
***
Нужно понять, что Франклин Грэм выражает мысли довольно большой части западной американской общественности. Там есть консерваторы, которые верят той картинке, которую показывают по российскому телевидению, как-то: защита семейных ценностей, критика гомосексуализма, вопросы гендерной политики... – все то, что вызывает озабоченность у библейских христиан. Все перечисленное мы прекрасно видим на уровне государственной риторики и понимаем, что эта картинка может показаться для американца-консерватора привлекательной.
С другой стороны, это нормальная реакция вообще любого иностранца. Я, например, весьма наивно отношусь к тому, что происходит в Америке, потому что не живу в США. Точно так же с большой степенью наивности я отношусь ко всему, что происходит в Швеции. Потому что я не живу в Швеции. Так же и Франклин Грэм может судить о том, что происходит в России по той картинке, которую ему показывают. В этом и заключается проблема.
На мой взгляд, в силу некоей своей наивности этот проповедник может легко подорвать тот авторитет, который есть, безусловно есть, у его отца и который передан по наследству и ему самому как неформальному моральному лидеру общемирового евангельского христианства.
Столь безоговорочные дифирамбы в адрес конкретной власти, которая сегодня есть, а завтра ее не будет, могут негативно сказаться на его взаимоотношениях с демократической частью российского общества, да и со всем постсоветским пространством. Хотя, наверное, принесут пользу его служению в краткосрочной перспективе.
Павел Левушкан,
Епископ Международного церковного округа Евангелической-Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания.
Латвия.
***
В интервью НТВ Франклин Грэм показал себя человеком Писания. Он не стеснялся подчеркнуть, что Писание осуждает однополые союзы, пренебрежение правами простых людей... Он ищет себе союзников не на основе абсолютного совпадения взглядов (у баптиста Грэма и православного Кирилла есть непреодолимые вероучительные различия!), но на основе их приверженности к фундаментальным ценностям семьи и брака.
Франклин честен. Он честно говорит о негативной роли Обамы в разрушении нравственных устоев в Америке и мире, он честно оценивает ничтожность европейского христианства, он честно заявил, что миллионы американцев желали бы, чтобы президентом США стал В.В. Путин.
Франклин показал себя мужественным человеком. Он говорил спокойно и взвешенно, давая отчет, что вызывает огонь на себя со стороны мирских и христианских либералов, которые обязательно обвинят его в игре на руку Москве. Кажется, он оттолкнул от себя часть антироссийски настроенных спонсоров, и его миссия не досчитается сотен тысяч долларов пожертвований. Прагматик так бы не поступил. Прагматик юлил бы между американской Сциллой и российской Харибдой. Франклин не побоялся имиджевых и материальных потерь. И потому мое уважение к нему сильно возросло. По правде говоря, до этого интервью я не думал, что он такой святой – теперь благодарю за него Бога!
Виктор Рягузов,
Пастор. Самара, Россия.
***
Такое впечатление, что для Франклина Грэма грех содомии – наивысших грех. Других грехов он не видит, они для него не существуют. Для человека, представляющего большое имя (организацию) в христианских кругах, наивность скорее оказывается злом чем добродетелью. Как по мне, уж лучше бы я не видел его интервью...
Комментарий читателя из США в блоге главного редактора МХГ.
***
Время визита в Москву и личность Франклина Грэма были выбраны не случайно. Отношения между Россией и Америкой, Западом и Востоком разладились, и попытки дипломатов оказывались малоэффективными. Стороны, отягченные современным вооружением, балансируют на грани военного конфликта. Нужен был кто-то, одновременно авторитетный и не замаранный в политических игрищах.
Встречи евангелиста прошли с руководством РПЦ, ЕХБ, евангельским сообществом и по данным некоторых источников – даже с президентом. По форме своих обращений Франклин Грэм напоминал мне Апостола Павла, стоящего посреди ареопага: «Россияне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано: «Неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам».
Вполне возможно, что следующим результатом этого визита будет евангелизационное служение на одном из московских стадионов. Проповедник, он всегда и везде проповедник. Некоторые СМИ брали короткие интервью, но на НТВ сделали большее. Я сам веду христианскую программу на светских ТВ-каналах уже 19 лет, десятки раз давал им и интервью. Так вот меня удивляет место записи: зал или холл со светомаскировкой на окнах, ракурс съемки, техперсонал, снующий на заднем плане. Журналист, интервьюирующий Грэма, постоянно уходил в политику, эта тема ему ближе. А евангелист, сын евангелиста, каждый свой ответ давал с позиции Библии. И завершение беседы было хорошим – мажорный аккордом со стороны проповедника. Так что Франклин Грэм в этом визите был настоящим понтификом – «строителем мостов», между Богом и людьми, и между нашими народами.
Владимир Романенко,
Пастор, Новочеркасск, Россия.
***
Я понимаю, что Франклина Грэма прежде всего интересует возможность войти в Россию с Евангелием. При этом он видит, что здесь сейчас ситуация, которая по сути возвращает нас в Советский союз. Он предпринимает шаги для достижения своей цели, а ребята, которые владеют ресурсом пустить/не пустить, в свою очередь, тоже заинтересованы. Ведь это не кто-то там предлагает руку дружбы, а Ассоциация Билли Грэма, сам Билли Грэм – 50 лет входит в десятку самых влиятельных людей в США, имеет тесные отношения с 11-ю президентами Америки, и Обама просит (!) у него аудиенции…
Так вот, лидер этой Ассоциации будет в России. Интерес нашего руководства вполне понятен, оно нуждается в этой встрече, она фактически в изоляции находится, поэтому эти два субъекта и идут навстречу друг другу. Одному нужно войти в Россию, другой таким образом демонстрирует как бы свободу: раз Франклин вошел, значит, у нас свобода, нет, стало быть, притеснений, раз встречался, значит, смотрите, насколько мы открыты для таких диалогов и т.д. Налицо взаимный интерес. И вот слышна критика Грэма, почему не сказал то, почему не сказал это...
Мы со своих позиций хотим всегда, чтобы кто-то пришел со стороны и замолвил за нас словечко. Я вижу эту иждивенческую нашу немощь: «Приедь к нам, Билли Грэм, приедь к нам, Франклин, заступись за нас...» Нет, никто не приедет за нас заступаться, если мы сами не хотим. Мы сами аплодируем властям, аплодируем Кириллу, а потом хотим, чтобы Франклин Грэм сказал им правду в глаза. Сперва давайте мы научимся говорить правду сами, сперва давайте научимся жить по правде, а потом уж будем искать соринку в глазе Франклина.
Юрий Сипко,
Пастор. Экс-президент РС ЕХБ,
Москва.
***
Америка, как известно, многолика. Франклин Грэм, как и его отец, олицетворяют пуританскую добропорядочную Америку. И Билли в свое время, и Франклин подчеркивают, что они – не политики. Их в наибольшей степени волнуют проблемы духовные, нравственные.
Франклин производит впечатление предельно искреннего христианина. А предельная искренность всегда граничит с наивностью. Франклин чем-то напоминает Франциска Ассизского по своей открытости, христианской простоте, желанию малым и великим свидетельствовать о Божьей любви и спасении во Христе.
Вряд ли его можно заподозрить в лести, он говорит то, что думает. Он человек твердых христианских убеждений, всецело поглощенный главным делом жизни – проповедью Евангелия и христианской благотворительностью. И мнения Франклина о мировых событиях и лицах достаточно аргументированы с точки зрения консервативного традиционного христианства.
Владимир Попов.
Теолог. г. Тамбов, Россия.
***
Семья Грэм известна своим доброжелательным отношением к СССР, а также симпатией по отношению к католикам и православным. Скорее всего, это необходимо им для того, чтобы получать поддержку от жертвователей. Мы в Советском Союзе открыто критиковали Билли Грэма, отца Франклина, за его угодничество КПСС. По нашему мнению, он использовал эти контакты для повышения своего авторитета в мире. Б.Грэм гордился своими встречами с Папой Римским, патриархом Русской православной церкви и президентами США. На мой взгляд, он никогда не был свободен в выражении мыслей – за ним стояли миллиардеры, которые использовали его для продвижения своей политики.
На пресс-конференции в 1979 году я спросил Билли Грэма, что заставило его утверждать, что в СССР нет преследования христиан в то время, как, например, я был дважды осужден за «религиозную пропаганду» и получил в общей сложности девять лет тюремного заключения. Он ответил, что провести евангелизационную кампанию в СССР – его давняя мечта. По этой причине он вынужден был молчать. Или говорить то, «что нужно».
Думаю, что Грэм-младший заискивает перед Русской православной церковью и В.Путиным, чтобы иметь свободный доступ для работы в России. Его организация «Сума самаритянина», как и Ассоциация, которую долгие годы возглавлял его отец, – чисто коммерческие организации, за спиной которых стоят финансовые магнаты.
Д-р Герман Гартфельд,
Пастор, автор книг «Вера вопреки КГБ», «Пасторы и стукачи».
Германия.
***
Мне представляется, что Ф. Грэм в данном случае занимается внутренней политикой, а не внешней. Со стороны ситуация выглядит так: один из лидеров американских консервативных избирателей едет в отчётливо авторитарное государство, где активно хвалит местные авторитарные же власти за консерватизм и походя вытирает ноги о свои родные власти.
Это, напомню, делается в процессе федеральной избирательной кампании в США. И ещё напомню, что именно те люди, которых представляет Ф.Грэм, являются самыми упертыми патриотами США, которые зачастую никогда в жизни не выезжают из родной страны, кроме как в какую-нибудь Мексику (которая не заграница) и не поверят, если им скажут, что Африка больше штата Техас.
Налицо сигнал американским политикам о том, что консервативный избиратель ими крайне недоволен. И что пора бы им отвлечься на пару минут от защиты прав гомосексуалистов и повернуться лицом к своему родному консервативному избирателю, пока, что называется, не началось.
Короче, в данном случае, американец обращается к американцам. А то, что при этом приятно делается русским, печально становится украинцам, и т.д. и т.п. – неизбежный побочный эффект. Которым можно пренебречь.
Комментарий читателя из России в блоге главного редактора МХГ.
***
Во-первых, как представитель евангельских баптистов он должен был обсуждать подобные вопросы с представителями евангельских христиан, а не с лицами кремлевского Патриархата.
Во-вторых, некоторые лидеры тоже питаются зомбо-новостями, состряпанными пропагандой. Тем более, если человек занят и читает только заголовки.
В-третьих, если человек стремиться к популярности и славе, он использует методы, не всегда соответствующие правде и даже его внутренним убеждениям. А как мы знаем, у него есть, на кого равняться. Он старается не отстать от отца, который в своей карьере использовал такие же методы. Так что его выгодным для популярности методам я вообще не удивляюсь.
Петр Ледер.
Проповедник в церкви ЕХБ,
Германия.
***
Грэм имеет право на свои чувства, это его дело. Другой вопрос: то, что он говорит, не всегда укладывается в умы евангельских христиан, которые еще относительно недавно были преследуемы и гонимы вот как раз теми христианами... Я житель и гражданин Америки, здесь уже третий десяток лет. Ну, что сказать? Удивлен сильно. И это если еще мягко выразиться. Знаю мнение многих американцев касательно Путина в качестве президента США. А о тех, кто приехал, переселился сюда, уже и вовсе молчу.
Удивлен, смущен, разочарован.
Анатолий.
Служитель церкви ХВЕ,
Сакраменто, США.
***
Не возьмусь судить о мотивации именитого сына именитого отца, с которой он рассыпает аки жемчуг комплименты власть имущим. А вот тому, что на телеканале, который лично я воспринимаю как информационную канализацию, прозвучала правда о Боге, о Его любви, о грехе, я порадуюсь. Так прозвучала эта правда, что ведущий испугался и поспешил тактично распрощаться с проповедником. Молодчина Грэм! Мудро использовал отведенные минуты и сказал о самом главном. Настоящий проповедник.
Евгений Козлов.
Читинская область, Россия.