Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Мирона Вовк в МХГ

Здравствуйте!
Мы с мужем с недавнего времени изучаем Библию. К нам в дом часто приходят свидетели Иеговы, которые утверждают, что Троицы не существует, т.е. Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух – это не одно целое. Правда ли это и кем являются свидетели Иеговы?

Анастасия

Здравствуйте, редакция!
Я прожила с мужем 12 лет. Он не хотел работать, только использовал меня. Я это поняла и подала на развод. За то, чтобы он выписался из моей квартиры, я дала ему почти 36 тысяч евро. Деньги он взял, но остался нагло жить в моей квартире, требуя с меня ещё и ещё, продолжая оскорблять меня.

В связи с мировым экономическим кризисом моя квартира потеряла в цене. Узнав об этом, я написала ему письмо с просьбой вернуть мне разницу, за это он попытался убить меня, тяжело искалечил мою ногу. Я перенесла уже три операции, жду четвёртую; врачи надеются, что я смогу ходить, но не обещают.

В тот же день, искалечив меня, этот бандит «почистил» наши счета в банке, на общую сумму 106 тысяч евро. Деньги спрятал, и сейчас немецкое социальное ведомство оплачивает ему другую квартиру, да ещё хочет снимать с меня ежемесячные средства на его содержание. С помощью адвоката я подала в суд на развод и, кроме того, требую, чтобы моего бывшего мужа посадили в тюрьму – за то, что он хотел убить меня и тяжело травмировал мою ногу.

Я знаю, что Бог учит прощать врагов. Но скажите, как я могу простить этого человека?! И вообще, надо ли обязательно прощать всех врагов?

Римма КЕР, ФРГ


Из вашего письма можно сделать вывод, что в вашей жизни действительно много неприятностей и они исходят от близкого вам человека. Как поступать в данной ситуации, какие отношения могут быть с вашим бывшим мужем? Нужно и можно ли его простить?

Хочу ответить прямо – вы должны прощать. Вы спрашиваете: надо ли обязательно прощать всех врагов? Да, надо прощать всех. Что значит для нас прощение и почему нужно прощать даже самых злейших врагов, об этом попробуем рассуждать на основании Священного Писание, которое является эталоном поведения в жизни для каждого, кто верит в Бога.

Тема прощения – одна из главных в Священном Писании. С самого начала своего существования на земле, а именно: после того, как грех вошел в жизнь человека и изменились отношения между Богом и человеком, а также между людьми, человек испытал нужду в прощении. В первую очередь, в прощении своих грехов, а также в прощении друг другу.

Когда писатели Священного Писания описывают характер Бога, они часто говорят о Нем как о Боге прощающим. Приведем лишь некоторые тексты: «...Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех...» (Исх. 34:6-7). «Господи, Боже наш! Ты внимал им (израильтянам. – Авт.); Ты был для них Богом прощающим...» (Псал. 98:8). «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать» (Мих. 7:18). Господь желает, чтобы христиане наследовали Его характер и тоже были теми людьми, которые прощают.

Вопрос о прощении друг друга также неоднократно поднимается в Священном Писании. Можно найти много примеров, которые научат нас, что мы должны прощать и как именно это делать. Сначала давайте вспомним разговор Иисуса Христа со Своим учеником Петром (Матф. 18:21). Петр спрашивает Иисуса, сколько раз он должен прощать своего брата и, не дождавшись ответа, сам устанавливает меру прощения – не до семи ли раз?

Почему Петр установил такую меру? Существовало раввинское учение, согласно которому человек должен прощать своему брату три раза. Петр думал, что в своем милосердии он намного превосходит раввинов. Он взял меру прощения раввинов, умножил на два, прибавил, на всякий случай, еще один раз, и считает, что если человека простят семь раз (число полноты), то для него это будет большой милостью.

Петр ожидает от Иисуса похвалы за свое великодушие, но Иисус отвечает: не до семи, но до седмижды семидесяти раз! Иными словами, Иисус хотел подчеркнуть, что прощение не исчисляется числом.

Чтобы объяснить меру прощения, Иисус рассказал Петру историю о двух должниках (Матф. 18:23-35). Один был должен 10 тысяч талантов, что, по тем временам, являлось очень большой суммой, и не имея чем заплатить, начал просить прощения у своего заимодавца – и тот ему простил. Тогда этот прощенный должник нашел своего товарища, который был должен ему всего 100 динариев, и потребовал от него уплаты долга. Тот, не имея чем отдать, также просит прощения, но прощенный своим хозяином не захотел простить своему должнику и посадил его в темницу. Однако за непрощение своему ближнему он был наказан хозяином.

Смысл этого рассказа в том, что мы должны прощать. А причина, почему мы должны прощать, заключается в том, что все, что делают нам люди, не идет в никакое сравнение с тем, что мы причиняем Богу. Если Бог прощает нам, то и мы должны прощать всем, кто окружает нас. В рассказе разница долгов составляет 500 тысяч к 1. Нам также был прощен грех, который невозможно уплатить, потому что наши грехи причинили смерть Сыну Божьему. Но Бог простил нам, поэтому и мы должны прощать другим.

Еще одно наставление о прощении находим в молитве «Отче наш», которую Христос оставил для христиан как пример молитвы. «...И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим… Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф. 6:12, 14-15). Итак, чтобы честно возносить молитву о прощении к Богу, нужно простить другим. Здесь не устанавливается мера причиненного нам зла, а говорится о том, что мы должны прощать, чтобы быть прощенными.

Иисус определенно говорит: если мы прощаем других, Бог простит нас. Но если мы отказываемся простить других, Бог не простит нас. Нежелание простить ближнего является свидетельством присутствия в нас неуступчивого духа, что является, в сущности, гордостью, самолюбием и грехом.

Если бы Бог прощал тех, которые не прощают других, это свидетельствовало бы о том, что Он одобряет поведение гордого человека. Если мы произносим эти слова молитвы, но не простили другим, то мы как бы просим Бога не прощать и нас. Как видим, человеческое и божественное прощение неразрывно связаны между собой. Наше прощение другим нельзя отделить от прощения Богом наших собственных грехов. И если мы произносим молитву Господню, а в нашем сердце пребывает дух непрощения, – молитва становится пустой формальностью.

Будем стремиться прощать, прилагать к этому старание. Простить будет легче, если научимся понимать людей. Одна из причин, почему трудно простить, – непонимание причины поведения другого. У человека почти всегда есть причина, почему он совершает то или иное действие. Если он груб, если у него плохое настроение, может быть, причина в том, что он болен, голоден или одинок? Или имеет другую причину быть таким? Если человек относится к вам подозрительно, может, он не понял вас или получил ложную информацию о вас? Или его поступки – влияние его окружения, наследственности, недостатка знания? Мы бы легче прощали людям, если бы попытались понять их, а не старались сразу же их осуждать.

Более того, нужно научиться забывать. Если мы постоянно носимся с причиненной нам болью, обидой или оскорблением, – трудно думать о прощении. Нередко люди говорят: «Никогда не забуду! Такое забыть невозможно!» Действительно, многое из того, что происходит в нашей жизни, сохраняется в памяти. Но эти опасные слова могут надолго запечатлеть в нашей памяти все обиды, что делает жизнь невыносимо тяжелой. Нас постоянно будут угнетать вспоминания этих неприятных минут. Некто сказал: «Прощать – признак великого человека, но забыть – в этом есть нечто возвышенное». Лишь силой Христа можно удалить из памяти все причиненные обиды.

Научитесь любить людей. Вы можете спросить: как можно любить человека, который принес мне столько горя?! Но христианская любовь, которая в греческом языке выражена словом «агапе», – это не сентиментальные отношения, а благожелательность, добрая воля, которые ищут только добра для других, независимо от того, как они ведут себя по отношению к вам. Если Христос поселяется в сердце, тогда вместе с Ним в сердце поселяется такая любовь. И Его слова, сказанные в последние минуты жизни на кресте: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Луки 23:34), – свидетельствуют о том, что в Его сердце была такая любовь. Подумайте о том, что Христу пришлось пережить за последние три с половиной года служения! Сколько унижения и презрения! А последний день? Избиение, издевательства, смертная казнь – а Он обращается к Небесному Отцу и просит: «прости им».

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что прощение, даруемое нам Богом, не снимает с нас обязанности быть послушными и покорными Ему. Также и дух милосердия по отношению к нашим ближним не снимает с них обязанности возвращать долги, вернуть причиненный ущерб, налаживать хорошие отношения с людьми. Прощение людей, которые принесли нам неприятности, не освобождает их от выполнения справедливых обязательств по отношению к нам. И тот человек, который искренно ищет прощения, будет стараться восстановить разрушенные отношения, возместить материальный ущерб и т.д. Но если они не в состоянии исправить этого или даже не желают, то их не следует бросать в тюрьму, притеснять или даже просто грубо обращаться с ними. Вместо того, чтобы стремиться отомстить за себя, не лучше ли попытаться спасти своего ближнего? Не допускайте, чтобы вас охватило фарисейское жестокосердие, не думайте о том, как отомстить обидчику. Ничто не может оправдать злопамятность. В такие моменты лучше довериться Богу как справедливому Судье – и Он Сам защитит интересы тех, кто Его любит.

Иисус Христос учил Своих учеников вести себя так, чтобы стать жителями Его Царства. Эти правила поведения высказаны в знаменитой Нагорной проповеди (Матф. 5-7 главы). Приведу лишь два наставления Господних: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф. 5:21-22, 44). Уже из этих слов становится понятным: чтобы выполнить заповедь божественного закона: «не убий», недостаточно удерживаться от настоящего убийства. Нередко случается, что воздерживаясь от физического убийства, мы носим в сердце злобу и жажду мести, думаем о том, как бы отомстить этому человеку, если представится возможность. А это, по учению Христа, – нарушение Божьего закона, т.е. такой же грех, как и настоящее убийство.

Если вашим сердцем овладел дух непрощения, вспомните нашего Господа, Который молился о прощении тех, кто распинал Его на кресте. Вспомните апостола Павла, который обращается сегодня и к нам: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефес. 4:31-32).

Римскому императору Марку Аврелию приписываю такие слова: «Сегодня вы встретите разных неприятных людей; они обидят вас, причинят вам боль, оскорбят вас. Но жить с этим нельзя, вы это знаете, ибо вы – человек, в котором живет Дух Божий». В сердцах других может жить дух непрощения, другие могут грешить и поступать неправильно – это их выбор; но нам дано больше, мы знаем, как надлежит поступать по Писанию. Мы – Христовы, и мы должны прощать, как Он прощал. Помните, мы получаем прощение не потому, что прощаем, но когда прощаем!

Пастор Мирон ВОВК