Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Мирона Вовк в МХГ

Почему дьявол спорил о теле Моисея?

Почему дьявол спорил о теле Моисея? Ведь он – дух и знал, где похоронен Моисей, хотя во Втор. 34:6 написано, что это место сокрыто от людей. Но не от дьявола же?

Валентина ИЛЬНИЦКАЯ, пос. Первомайское, Крым, Украина

Священное Писание сообщает нам о том, что Моисей был «погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6). Заметьте, он был погребен. Кто же это сделал? Сам Господь позаботился о теле Моисея. От людей место погребения было сокрыто. Как полагают комментаторы, это было сделано для того, чтобы тело Моисея не стало объектом религиозного поклонения. И вы правы, что дьявол знал место погребения Моисея. Он спорил о его теле, а не о месте погребения. Что это значит?

О смерти Моисея мы из Писания знаем очень мало. Кроме приведенного текста из книги Второзакония, только из Послания Иуды мы можем кое-что узнать об этом: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь» (ст. 9).

Некоторые богословы считают, что здесь апостол Иуда, автор послания, ссылается на историю, записанную в одном еврейском труде, который датируется началом I века нашей эры. До нас дошли только некоторые отрывки из этого труда. В нем говорится о том, что Архангелу Михаилу было поручено захоронить тело Моисея.

Дьявол заспорил с Ним о праве владения телом Моисея, основывая свои доводы на том, что Моисей был убийцей – убил египтянина, избивавшего иудея: «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим (сынам Израилевым) и увидел тяжкие работы их; и увидел, что египтянин бьет одного еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил египтянина и скрыл его в песке» (Исх. 2:11-12). И если Моисей – убийца, то дьявол имеет право на его тело.

Однако другие исследователи Священного Писания, на основании этого же стиха (Иуды 9), считают, что тело Моисея после смерти не подверглось тлению и вскоре было воскрешено и преображено. И здесь идет спор о том, достоин ли Моисей чести быть воскрешенным. Кстати, с живым Моисеем мы встречаемся на горе Преображения, где живой Моисей вместе со взятым живым на небо Илией беседует с Иисусом Христом. Во время одной из бесед с учениками Христос сказал: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Матф. 16:28). И через шесть дней взошли Иисус и три Его ученика – Петр, Иаков и Иоанн – на высокую гору. «...И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Матф. 17:2-3).

На горе Преображения ученикам в миниатюре было показано будущее Царство славы: Христос – Царь; Моисей – представитель тех, которые умерли и выйдут живыми из могил во время воскресения праведников; Илия – представитель тех, кто будет жить на земле во время Второго пришествия Христа, они встретят Его живыми. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:51-54)».

В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на контекст выражения из Послания Иуды. В этих словах апостол не стремится дать нам конкретную информацию о Моисее. Цель этого выражения, как и всего послания, иная. Послание Иуды направлено против лжеучителей, проникших в церковь. Принимая участие в Вечерях любви, они в то же время извращают Божью благодать, живут по собственным похотям, злословят то, чего не знают, и не имеют Духа. Иуда хочет научить христиан правильно относиться к этим людям, которые «отвергают начальства и злословят высокие власти» (ст. 8; здесь имеется в виду власть ангелов, а также власть и сила Иисуса Христа). И в пример он приводит Архангела Михаила, который, выполняя поручение, данное Ему Богом в разговоре с дьяволом, который пытался остановить Его и хотел помешать Ему, и даже в таких обстоятельствах не сумел произнести укоризненного суда над дьяволом, а только сказал: «Да запретит тебе Господь».

Если Архангел Михаил не произносил суда над падшим ангелом, то и мы должны с уважением относиться к окружающим нас людям, мы не имеем права говорить о них дурно. А судить всех людей будет Бог – истинный Судья. Об этом говорит апостол Иуда: «...Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (ст. 14-15).

Мы знаем, что сатана – клеветник и обвинитель (Откр. 12:10; Зах. 3:1-2), но мы не имеем права пользоваться сатанинским орудием в нашей жизни – даже против лжеучителей. Вот один из советов апостола Иуды для первых христиан, а также для нас: «...Сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (ст. 21).

Пастор Мирон ВОВК