Международная христианская газета"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14). |
Публикации Мирона Вовк в МХГ
Можно ли христианину обращаться в суд за защитой своих прав?А можно ли торговать алкоголем и сигаретами?
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Два года тому назад я стала христианкой, приняла водное крещение. А работаю я продавцом в магазине. Магазин небольшой – всего две работницы. Ассортимент у нас довольно разнообразный – продукты питания, газеты, книги, открытки, сувениры, а также большой отдел табачных изделий (сигары и сигареты, табак и пепельницы). Не грех ли это – продавать, среди всего прочего, и табачные изделия? Что говорит об этом Слово Божие? Работа мне нравится, и расстаться с ней мне было бы тяжело...
Ваша читательница В.К., ФРГ
Мир вам и благословений, дорогая редакция!
Хочу задать вам вопрос, который касается моего доброго знакомого, человека верующего. Его дело уже второй год рассматривается в судах различных инстанций. Он числился безработным на бирже труда, найти работу самостоятельно не мог – вы знаете, что в Германии растёт безработица. Ведомство по труду предложило ему работу в магазине по продаже вин. Он отказался, объяснив это тем, что не может по своим религиозным убеждениям работать в месте, где продают алкогольные напитки. Чиновники ведомства по труду отреагировали быстро: ему отказались платить пособие по безработице на определённый срок (штрафная санкция). Тогда верующий человек подал жалобу в местный суд Висбадена, но судьи отклонили его иск. Поэтому он обратился в вышестоящую инстанцию, в земельный суд Гессена в Дармштадте. Разбирательство продолжается уже второй год, и конца не видно... А как смотрит Библия на такие вопросы: можно ли верующему человеку работать в магазине, где продаются алкогольные напитки? Можно ли судиться с чиновниками, отстаивая свои религиозные взгляды?
С уважением к вашей газете,
ваш постоянный читатель Г.Р., ФРГ
Уважаемые читатели, ваши вопросы пришли почти одновременно и в них поднимается, по сути, одна и та же проблема – можно ли продавать табачные или алкогольные изделия, можно ли обращаться в суд? Думаем, что эти вопросы актуальны и интересуют не только вас, но и многих читателей «Христианской газеты».
Если говорить откровенно, то в Библии нет прямого запрета на то, чтобы продавать алкогольные и табачные изделия. Как и нет прямых ответов на множество вопросов, которые ставит перед нами жизнь, развитие научно-технического прогресса. Да и невозможно предусмотреть все жизненные ситуации, которые могут возникать на протяжении тысячелетий. Но Библия рассказывает нам об общих принципах, советует их придерживаться. Один из этих важнейших принципов, который часто называют золотым правилом Христа, записан в Евангелии от Матфея: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (7:12). Здесь установлен принцип взаимоотношений между людьми.
Уже позже, на Иерусалимском соборе, апостолы еще раз подтвердили это правило: «...Не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15:29). Скажите, вы бы хотели, чтобы близкие вам люди курили и употребляли алкоголь? Ответ очевиден.
Другой принцип также записан на страницах Священного Писания: «...Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14). Обратите внимание на то, что эта мысль красной нитью проходит через Ветхий и Новый Заветы.
Табак в любом виде – это медленно действующий яд, губительный для физических, умственных и моральных сил человека. Вначале его разрушительное действие трудно заметить. Он возбуждает, а затем парализует нервы, ослабляя и затуманивая мозг. Те, кто употребляет табак, по сути, являются людьми, медленно совершающими самоубийство, они нарушают шестую заповедь: «Не убивай» (Исх. 20:13).
Алкоголь – один из наиболее распространенных наркотиков, используемых людьми. Его жертвы неисчислимы! От него страдают не только люди, употребляющие алкоголь. Он наносит урон всему обществу в виде разрушенных семей, трагических смертей и нищеты. Понимая эти последствия и, тем не менее, распространяя табачные изделия и алкоголь, которые приносят огромный вред, мы становился косвенными участниками разрушения здоровья и многих человеческих трагедий.
Что же получается? Как христиане, мы понимаем, что алкоголь и табак – зло, мы этого не употребляем, но другим предлагаем? Разве это можно назвать любовью к нашим ближним? И вообще, можно ли чувствовать себя счастливым и удовлетворённым, возрождённым христианином, одновременно предлагая человеку табак или алкоголь, нанося вред как конкретному человеку, так и всему обществу, в котором мы живём? Да ещё и получая материальное вознаграждение за такой «труд»! Поэтому в некоторых церквях даже принята рекомендация, чтобы члены этих церквей не распространяли, не продавали табачные и алкогольные изделия.
Конечно, можно согласиться с мнением о том, что часто очень трудно найти другую работу. Практически человек может лишиться средств к существованию. Это большая проблема для многих людей сегодня. Но учтите, что только в трудностях, когда мы доверяем Богу, мы сможем увидеть помощь Божию в нашей жизни, и только тогда, когда мы остаемся верными библейским принципам, мы будем иметь личные опыты с Богом. Если мы считаем себя христианами, то должны согласиться с учением нашего Учителя и должны быть Его последователями не только на словах, но и на деле. Здесь личный выбор каждого человека. А Христос предупреждал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною...» (Матф.16:24).
Теперь несколько слов о том, можно ли судиться христианину. Суд появился уже в древние времена. Так, Моисей сначала сам исполнял роль судьи, а потом, по совету своего тестя Иофора, назначил судей над народом, а сам судил только важные вопросы (Исх. 18:13-27). Потом, на основании советов Господних, были установлены законы, которыми руководствовались судьи, решая спорные вопросы. Древняя история донесла до нас много примеров того, как совершался суд. Поэтому обращаться к судьям для решения спорных вопросов можно.
И все же Священное Писание говорит нам, что лучше все проблемы решать без суда. Судебные разбирательства, особенно в наши дни, – это всегда большое нервное напряжение, переживание, трата денег. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (т.е. гроша)» – вот совет Иисуса Христа из знаменитой Нагорной проповеди (Матф. 5:25-26).
Апостол Павел выступает против того, когда христиане, члены одной церкви, судятся у язычников: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?… К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? …И то весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою» (1 Кор. 6:1-7). Эти тексты совершенно ясно запрещают христианам вести друг с другом судебные разбирательства в светских судах. И хотя это делается для того, чтобы «не выносить сор из избы», следует ещё больше бояться постыдной неспособности христианской общины соответствовать своему призванию. Кроме того, судьи, не принадлежащие к Божьему народу, лишены Святого Духа, а потому не компетентны в вопросах оценки поведения верующего человека в соответствии с библейскими нормами.
В то же время апостолы, чтобы защитить свою репутацию или показать несправедливое отношение к себе врагов истины, использовали такую защиту, как судебное разбирательство даже у кесаря. Вот, например, речь апостола Павла: «Я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму... Ибо, если я не прав и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чём сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева. Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься» (Деян. 25:10-12). Однако я хотел бы подчеркнуть, что истинные христиане всегда проявляли терпение, они готовы были переносить унижения, скорбь и даже смерть, но, если это угрожало их жизни или к ним несправедливо относились, тогда они, если это было возможно, использовали право на защиту своего достоинства.
Сегодня в демократических странах мы, граждане своего государства, обладаем правом на защиту при несправедливом обвинении в наш адрес. В своё время апостол Павел воспользовался этим правом на защиту, когда его несправедливо избивали: «…Нас, римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас. Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это римские граждане. И, придя, извинились перед ними…» (Деян. 16:37-39). Как видим, Павел в этом случае упоминает о своем римском гражданстве, отмечает незаконные действия чиновников и требует публичного извинения. Он делает это для того, чтобы к нему было должное отношение. И не по причине своей гордости или из чувства мщения, а ради проповеди Евангелия в Филиппах. Он хотел таким образом оградить молодую церковь от нападок в будущем и утвердить её в глазах властей.
Но во всех обстоятельствах жизни, когда мы думаем обратиться в суд, мы должны помнить одну важную истину: есть только один справедливый суд – это Божий суд! Здесь, на земле, судят несовершенные люди, они могут ошибаться. Поэтому свою надежду нужно возлагать на Господа, а не на грешных, немощных людей.
Бог наделил каждого из нас свободой выбора, и этот выбор приходится делать каждый день. Бог никого не принуждает. Он желает, чтобы мы сами, добровольно принимали решения. Быть участником распространения табака и алкоголя – это тоже наш выбор. Судиться в конкретной ситуации или нет – наш выбор. Что мы выберем сегодня, от этого зависит наше будущее. «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми», – сделал свой выбор апостол Павел (Деян. 24:16). И он советует нам, что лучше избрать: «...Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8).
Пастор Мирон ВОВК
[ В начало ] [ Публикации других авторов ] [ На главную ]