Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Мирона Вовк в МХГ

Имеют ли право верующие люди планировать семью и предохраняться от беременности?
Дорогая редакция «Международной христианской газеты», да пребудет с вами мир Божий и любовь Господа Иисуса Христа! Да будет и дальше труд ваш благословен!

Я давно являюсь вашей читательницей и очень благодарна Господу за то, что Он явил такую милость к нам, читателям: через газету мы многое познаём, что является для нас поддержкой и укреплением в вере и духе.

Мне 46 лет, и седьмой год я в Господе. В начале моего уверования меня очень волновали проблемы супружеской жизни, я много молилась и возносила посты по этому вопросу. Речь идёт о планировании семьи. Много говорила с верующими, но никто не дал мне точного ответа, одни говорили – да, другие – нет.

Сейчас страдает моя сестра по вере, она даже впала в депрессию. И это меня вновь побудило задуматься: имеют ли право верующие люди планировать семью и предохраняться от беременности? Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос конкретно. И если да, имеем право, то подтвердите это Священным Писанием. Я сколько не читала Слово Божие, ничего на эту тему не нашла. Может, я что-то недопонимаю?

Пусть благословит вас Господь!
Сестра Людмила


Мирон ВОВКДорогая сестра Людмила, благодарим вас за письмо в редакцию и откровенный вопрос. Я бы назвал этот вопрос особенным, потому что на тему интимных отношений между мужем и женой не принято говорить вслух, тем более – в церкви. К сожалению, в юности мы часто получаем информацию об этом из ненадежных источников. Для многих и сегодня эта тема остаётся запретной. Поэтому хорошо, что в наше время появляются книги христианских авторов, которые описывают эти отношения с библейской позиции.

Вы правы, есть разные мнения о планировании семьи. Но когда мне приходилось вести разговор с противниками такого планирования, вразумительного ответа, на основании Священного Писания, я не получал. В основном, они строят рассуждения на текстах и примерах из Священного Писания, которые имеют совсем иной смысл и не дают ответа на ваш вопрос. Например, приводят слова, обращенные к Адаму и Еве сразу после сотворения: «...И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю...» (Быт. 1:28). Противники планирования семьи видят здесь поручение Божие – человечество должно наполнять землю, и нет никаких указаний на то, чтобы были какие-то ограничения в рождении детей.

Читая Священное Писание, мы нередко толкуем тексты по собственному разумению. Так и с этим стихом. Здесь говорится о том, что люди должны наполнять землю. Но мы понимаем, что есть места, где человек может жить, а есть такие места, где его проживание невозможно, например, на территории, загрязненной радиацией. Поэтому выражение «наполнять землю» не говорит о том, что люди должны проживать повсюду. Поэтому и выражение «плодитесь и размножайтесь», совсем не говорит о том, что рождение детей в семье должно быть безграничным и количество членов нашей семьи нельзя планировать.

Если до грехопадения физическое состояние человека было одним, то после грехопадения и изгнания из Едемского сада, от дерева жизни, – стало другим, а сегодня, по прошествии тысячелетий, – совсем иное состояние. Если даже допустить, что этими словами запрещается планирование семьи, то это относилось к жизни в Едемском саду. Однако в этом стихе нет конкретного указания на запрещение планирования семьи. Противники планирования только допускают, что Бог «так думал». И, приводя другие стихи из Священного Писания, люди часто вкладывают свой смысл, не обращая внимания на контекст сказанного.

В этой связи часто приводится в пример история жизни Фамари и Онана: «Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему; и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Быт. 38:7-10). Некоторые в этой истории видят наказание Господне за то, что семя изливалось на землю. Но причина поражения Онана совсем другая. Онан нарушил обычай так называемого «левиратного брака». Этот брак был одним из элементов ответственности ближайших родственников, после смерти одного из членов семьи, по отношению к оставшейся вдове. Если женатый мужчина умер бездетным, ближайший родственник должен был обеспечить, чтобы в семье родился наследник мужского пола.

Онан воспользовался этим обычаем для своего удовольствия. Он не желал дать потомство своему брату, хотел воспользоваться его наследством. Это считалось не только неуважением к памяти брата, имя которого должен был получить первый сын, но и корыстолюбивым расчетом – самому завладеть наследством брата. Поэтому Онан был наказан. Как видим, здесь речь вовсе не идет о запрете планирования семьи.

Наверное, важно отметить и тот факт, что мужчина сотворен так, что если он не имеет интимных отношений, то происходят ночные выделения (поллюции), и они происходят произвольно, на землю, что заложено в природе человека самим Богом.

Обратимся к истории патриархов, продолжительность жизни которых достигала тысячи лет. Если рассуждать о количестве членов их семей, то, наверное, за 930 лет жизни Адама у него должно было появиться больше трех сыновей. О Ное читаем, что в течение 600 лет у него родилось только три сына (Быт. 5:32). У Иакова от четырех жен, за 147 лет жизни, родилось лишь 13 детей.

В Священном Писании мы не находим запрета планирования семьи. Есть такой жизненный принцип, которым часто пользуются люди: то, что не запрещено, то разрешено. Запреты, данные Богом, ограждают нас от разного рода неприятностей, и когда мы придерживаемся их, наша жизнь протекает более спокойно и благословенно. Если бы Бог считал нужным, думаю, Он дал бы конкретные повеления и в этом вопросе. Но таких законов нет.

Размышляя о планировании количественного состава нашей семьи, хотелось бы обратить внимание ещё на некоторые моменты. В первую очередь – это здоровье матери и детей. При рождении каждого ребенка ответственность, прежде всего, ложится на мать. И это бремя может негативно сказываться на здоровье как новорожденного, так и остальных членов семьи. С ослабленным здоровьем и сломленным духом мать не в состоянии исполнять свое предназначение королевы семьи. Да и Господь не одобряет никакие действия, которые разрушают физическое здоровье. Не нужно испытывать Господа, помните, что Бог может обращаться к нам и через людей, в том числе и врачей.

Важный аспект жизни каждой семьи – ее материальное состояние. При планировании семьи надо учитывать, есть ли у нас средства, чтобы содержать ее. При этом не нужно думать об излишествах, но каждый член семьи должен быть обеспечен самым необходимым: едой, одеждой, крышей над головой, а также средствами для приобретения хотя бы минимальных знаний. Это преступление, когда рожденные в этот мир дети страдают от недостатка заботы, пищи и одежды, становятся сиротами при живых родителях.

Получат ли наши дети должное воспитание, смогут ли родители вырастить их в страхе и любви Божьей, чтобы дети стали благословением для семьи, церкви и общества? Должен сказать откровенно: если родители не могут дать своим детям должного воспитания, не сумеют сформировать их характеры в соответствии с Божьими требованиями, то чем меньше детей будет страдать от такого неправильного воспитания, тем лучше будет для родителей и всего общества. Помните, каждый рожденный в этом мире пополняет одну из армий – или армию сынов Божьих, или армию слуг сатаны. Господь призывает родителей обсудить в семье и этот вопрос.

Ответ на ваш вопрос был бы неполным, если бы мы не обратили внимание на методы планирования семьи. Это отдельная тема, и не все методы приемлемы для христиан. Сегодня в христианских книжных магазинах можно приобрести книги по данной теме, причём христианских авторов, для которых основой наставлений является Священное Писание.

Еще раз хочу подчеркнуть, что кто-то может иметь другое мнение по вопросу планирования семьи. Каждый из нас наделен свободой выбора. Своим ответом я не хочу никого переубеждать. Цель моего ответа – показать, что говорит по данному вопросу Священное Писание. И какое бы решение не принял человек, он не должен страдать сам и не должен приносить страдания другим.

Бог сотворил семью, мужа и жену, для счастливой семейной жизни. Мудрый человек сказал: «Наслаждайся жизнию с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои...» (Еккл. 9:9). Апостол Павел в своем ответе коринфянам советовал: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Христиане не должны лишать друг друга интимной супружеской жизни, разве только на время, при необычных обстоятельствах и по взаимному согласию. Из приведенного совета Павла никак нельзя заключить, что подобное воздержание от интимной супружеской жизни необходимо, например, для совершения ежедневной молитвы. Оно целесообразно лишь тогда, когда человек чувствует необходимость особого посвящения. Когда причина для взаимного воздержания отпадает, тогда муж и жена должны возвратиться к нормальной супружеской жизни. Призыв вернуться к такой жизни здесь ясно обоснован – во избежание блуда. Брак должен охранять чистоту супружеских отношений.

В заключение хочу обратить внимание на еще один важный момент. В канон Священного Писания вошла Песнь Песней, в которой описаны нежные отношения между мужем и женой. Я понимаю так, что здесь образно описываются отношения между Христом и Его Церковью, но все же за пример берутся отношения между людьми. Содержанием этой книги являются также естественные брачные отношения между мужчиной и женщиной. Муж и жена неразрывно принадлежат друг другу и представляют собой одну плоть, и Бог желает, чтобы они любили друг друга постоянно. Нельзя эту книгу воспринимать только как аллегорию.

В другой книге – Притчи Соломона – автор осуждает внебрачные отношения, но одобряет их в браке: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» (Прит. 5:18-19). В этих стихах превозносится интимная сторона супружеской жизни, причём совершенно естественно и свободно, без чувства неловкости. Желаю и вам большого семейного счастья!

Пастор Мирон ВОВК