Международная христианская газета"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14). |
Публикации Мирона Вовк в МХГ
ЛЮБОЕ ЛИ САМОУБИЙСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ГРЕХОМ?Уважаемая редакция, уважаемый пастор Мирон Вовк!
Прошу вас ответить на вопрос, который мне недавно задал ищущий Бога человек: любое ли самоубийство является грехом? Затем были приведены примеры. Первый пример – Самсон. Далее ситуация из жизни: допустим, двое висят над пропастью, канат начинает рваться и один из висящих разжимает руки, чтобы у второго был шанс спастись. Это – грех? Разве может это означать то, что человек сам лишил себя жизни? Это скорее называется «отдать свою жизнь». Или еще пример: человек бросается под машину, чтобы спасти ребенка – разве это грех? Так где же грань между риском и лишением себя жизни?
С уважением, Дмитрий
Уважаемый читатель, благодарю за то доверие, которое вы имеете к нашей газете, ожидая от нас ответа на сложный вопрос. Жизнь очень сложна, и люди не в состоянии наперед все предвидеть и, тем более, утверждать, как поступим в критических ситуациях. Мы можем составлять планы, размышлять о тех или иных ситуациях, но только реальные события покажут, как мы будем действовать. И все же хотелось бы обратить ваше внимание на общие принципы, которые предлагает нам Священное Писание по отношению к жизни человека.
Источником жизни является Бог. Сотворив человека, Он вдохнул в него «дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Поэтому Давид прямо говорит: «...У Тебя источник жизни...» (Псал. 35:10). Бог наделил человека частью Своей сущности и Своей жизнью. Среди даров, данных Богом человеку, жизнь является первым и самым ценным даром. Читая первые страницы Библии, можно узнать, что первоначально Бог желал, чтобы человек жил вечно (Быт. 3:22). И хотя вследствие грехопадения человека пришла смерть, все же благословением Господним считалась долгая жизнь. «...Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Псал. 90:16).
Уменьшение продолжительности жизни или вообще ее краткость считались Божьим наказанием. Бог и сегодня желает, чтобы люди пользовались Его даром – жизнью, поэтому дал заповедь: «Не убивай» (Исх. 20:13). И смысл этих слов очень широкий. Например, Христос в Нагорной проповеди учит, что даже плохое слово в адрес человека можно приравнивать к убийству: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: „рака“, подлежит синедриону; а кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной» (Матф. 5:21-22). Нельзя не только убивать, бить, оскорблять, но и таить в сердце злое чувство против человека.
К уменьшению продолжительности жизни приводят различного рода злоупотребления, вредные привычки и др. В Священном Писании Господь дает множество советов, а также законов, как жить в повседневной жизни, чтобы продлились дни проживания на земле. Приведу только одно выражение из Библии, которое призывает людей исполнять эти законы и сохранять жизнь: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). Поэтому, общий принцип Священного Писания – сохранять жизнь человека и прилагать все усилия к ее продолжению.
Однако жизнь идет своим чередом, и каждый из нас постоянно попадает в трудные ситуации, вынужден принимать решения. Наши действия зависят от многих факторов: воспитания, культурной среды, поставленной цели, нашего понимания, что такое хорошо и что такое плохо, многих других факторов. Ни один нормальный человек не пойдет на смерть ради смерти. Но многие нормальные люди готовы рисковать ради достижения какой-то цели. Например, всем известно, что полеты в космос связаны с риском для жизни, знаем случаи гибели космонавтов в космосе или при запуске кораблей на орбиту. Тем не менее, есть много желающих стать космонавтами.
Если мы желаем сделать правильный выбор в отношении жизни, то должны не только понимать законы морали, но и правильно относиться к ценностям, которые стоят за этими законами. Понимание ценностей непосредственно определяет наше поведение. Например, если человек увидел, что загорелся его дом, он не бросится в огонь спасать пачку сигарет. Но если в его доме была спрятана большая сумма денег, он может ринуться в дом, чтобы достать их, – правда, подумает при этом: стоит ли? А если в детской комнате остался его маленький ребёнок, он готов, не раздумывая, кинуться в огонь, рискуя жизнью, чтобы вытащить его из огня. Другими словами, ценность человеческой жизни заключена в самой жизни.
Важно отметить, что в минуты опасности, перед лицом гибели, законов морали часто недостаточно, чтобы уберечь человека от неправильного выбора или нравственного компромисса. Например, во времена правления жестоких диктаторов многие члены высших советов пресмыкаются перед ними. И не потому, что не знают принципов нравственности, а потому, что для них собственная жизнь дороже нравственной чистоты.
Иногда необходимо нарушить букву закона морали, чтобы соблюсти его дух. Можно привести пример, который часто использовали еще древние философы. Нравственный принцип гласит: нельзя нарушать данные обещания. Но предположим, что человек на время взял у своего друга острый нож, пообещав, что вернет его по первому требованию. И вот наступил момент, когда друг пришел за своим ножом. Однако стало ясно, что он сошел с ума и требует нож, чтобы, например, убить свою жену. Что должен в этом случае сделать человек, пообещавший отдать нож по первому требованию? Должен сдержать свое слово и отдать нож хозяину? Конечно, в данном конкретном случае он не должен отдавать нож. И хотя он внешне нарушает обещание, но остается верным его духу, так как смысл закона направлен на то, чтобы сохранять жизнь и предупреждать зло.
В тех случаях, когда возможно следовать двум нравственным предписаниям одновременно, предпочтение должно быть отдано более высокому из двух. Например, мы понимаем, что ложь является грехом, но не осуждаем людей, которые во время Второй мировой войны обманывали гестаповцев и не выдавали места, где скрывались евреи. Если бы эти люди сказали правду, то это привело бы к неминуемой смерти людей, объявленных вне закона. Укрывавшие их стояли перед нравственным долгом проявлять милосердие по отношению к евреям и перед нравственным долгом говорить правду. В данной ситуации они не могли соблюсти оба принципа и справедливо делали выбор в пользу более высокого долга. Более того, они оказывали сопротивление, препятствовали гестаповцам совершать преступления. Таким же принципом руководствовались повивальные бабки в Египте при рождении еврейских мальчиков (Исх. 1:15-21).
Еще раз хочу подчеркнуть, что грехопадение человека принесло кардинальные изменения в его жизнь. Вследствие греха произошли изменения в человеческом естестве, которое оказало влияние на отношения людей друг с другом, на их отношения с Богом. Когда люди согрешили, они увидели, что наги (Быт. 3:10). Для того, чтобы одеть человека, нужно было убить животное, из кожи которого были сделаны одежды (ст. 21). В жертву было впервые принесено животное, и впоследствии жертвоприношениям в Израиле предстояло сыграть особую роль в спасении людей. После грехопадения за жизнь грешника платили жизнью. Грех принес смерть.
Ужасны последствия греха. Уже первый сын Адама и Евы совершил убийство. Их потомки вскоре нарушили священный брачный союз, практикуя полигамию. Прошло совсем немного времени – и нечестие, насилие захлестнули землю. Вся история человечества, за немногими исключениями, – это печальное повествование о проявлении греховной человеческой природы. Богу пришлось принимать меры к спасению человека: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Это был единственный путь, который даровал людям надежду на спасение. Как выразился один из исследователей Священного Писания, «искупительная смерть Иисуса Христа стала для любящего Бога нравственной и юридической необходимостью – в целях поддержания Его справедливости и праведности».
Христос понес на Себе грех человечества. Исаия пророчествовал: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое... Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53:5-12). Именно это пророчество имел в виду апостол Павел, когда сказал: «...Христос умер за грехи наши, по Писанию...» (1 Кор. 15:3). Бог должен совершить суд над грехом, а следовательно, и над грешником. При исполнении суда Сын Божий, по воле Бога, занял наше место – место грешника. Вот в чем суть Евангелия: совершенная праведность Христа вполне удовлетворила божественную справедливость, и Бог согласился принять смерть Христа вместо смерти грешника. Бог нашел способ даровать прощение кающимся грешникам и, в то же время, подтвердить справедливость Своего вечного Закона.
Ценность человеческой жизни неизмеримо возросла в связи с тем, что Иисус Христос ценой Своей жизни открыл путь, идя по которому люди могут восстановить добрые взаимоотношения с Богом.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, является ли грехом смерть Самсона и других людей, мы должны понимать, что смерть – это всегда следствие греха. И если мы сегодня видим смерть в любом ее проявлении, это напоминает нам, что с грехом в нашу жизнь пришла смерть. Однако Священное Писание разграничивает умышленное и неумышленное лишение жизни другого человека, признает право человека на самооборону при спасении своей жизни или жизни другого человека. В Евангелии от Иоанна читаем: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (15:13). Это великое откровение Христа Своим ученикам. Самопожертвование во имя спасения другого человека считается высшим проявлением любви. Как я уже написал, Христос исполнил это в Своей жизни, оставив пример такой любви для всех нас.
Пастор Мирон ВОВК
[ В начало ] [ Публикации других авторов ] [ На главную ]