Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Мирона Вовк в МХГ

Можно ли женщине носить мужскую одежду?
Какой суд начинается с дома Божия?
Минута молчания в память об умерших – грех ли это?

Мир вам, дорогая редакция!
Читаю вашу рубрику «Вопрос – ответ», и вот решил попросить вас объяснить некоторые тексты из Священного Писания, которые являются, на мой взгляд, трудными.

В Книге Второзаконие написано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (22:5). О чём здесь идёт речь – о буквальной одежде или о духовной? Чтобы жена не властвовала над мужем ни в доме, ни в церкви?

Сложен для понимания также ст. 11: «Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе». Применимы ли эти тексты для верующих Нового Завета?

В Первом послании апостола Петра написано: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнётся, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию?» (4:17). О каком суде здесь идёт речь?

И последний вопрос. В прошлом году в нашей церкви братья зачитали официальное Заявление глав протестантских церквей России по поводу событий в Беслане, которое было напечатано в «Христианской газете» (2004, № 9). Мы почтили минутой молчания детей, погибших в Беслане. Скажите, это ересь, что мы так поступили? У нас говорят, что ввели церковь в грех...

Заранее благодарен вам за искренние ответы!
Анатолий Акимов, пос. Толстой Липецкой области, Россия

Уважаемый читатель, Ваши вопросы интересные и Вы правы в том, что некоторые выражения, записанные в Священном Писании, трудны для понимания. Но все же Бог не оставляет того, кто ищет и даёт возможность постоянно возрастать в истине.

Первые два вопроса я хотел бы объединить в один. Эти два выражения помещены почти рядом. Когда мы исследуем Священные Писания, важно учитывать контекст всего написанного. В 21-23 главах Второзакония содержится множество коротких законов. Скорее, это рекомендации, которые касаются поведения как в доме, в хозяйстве, так и в отношениях между людьми. И если в то время люди придерживались этих постановлений, жизнь человека была успешнее.

Однако важно отметить, что со временем в быту человека возникает потребность в новых правилах относительно того, что и как делать, как поступать. Например, когда человек изобрёл электричество, сразу же потребовались правила, как относиться к нему. Все вещи, которыми мы пользуемся в нашей жизни, снабжены инструкцией, где указано, как ими пользоваться. Поэтому рекомендации, записанные в 22-й главе Второзакония, – это рекомендации для практической жизни. И если некоторые из них понятны нам и сегодня, то другие же бывают трудными для понимания. Например, ст. 8 говорит о том, что на крыше дома должны быть перила, чтобы человек не упал с неё. В то время крыши были плоскими и люди некоторое время проводили на кровле и даже работали там; чтобы предохранить людей от возможного падения, Господь советует при строительстве дома делать ограждение на крыше. Понятны для нас и некоторые другие советы. И Вы правы, в повелениях, записанных в ст. 5 («на женщине не должно быть мужской одежды...») и в ст. 11 («не надевай одежды, сделанной из разных веществ...»), не сказано, по какой причине даны такие повеления. Поэтому относительно этих запретов мы можем высказать несколько предположений.

Сначала размышления о женской и мужской одежде. Сегодня очень многие этот стих применяют к той ситуации, когда женщины носят брюки. Но это не совсем правильный подход к данному вопросу. В первую очередь, женщины носят не мужские брюки, а женские. Известно, что покрой женских брюк и мужских различается. Второе – почему-то в немилость попали только брюки, а как насчёт другой мужской одежды – пиджаки, тенниски, носки и т.д.? Есть много вещей, в которые одеваются и мужчины и женщины, и различия в них нет, на это не обращают внимания. Третий момент – в то время, когда Господь давал это повеление, ни женщины, ни мужчины вообще не носили брюк. В те времена одежда мужчин и женщин практически ничем не отличалась. Разве что цветом или украшениями, качеством тканей, но пошиты они были практически одинаково. Поэтому это замечание не касается брюк. Вместе с тем, я хотел бы подчеркнуть, что вовсе не отношусь к сторонникам того, чтобы сегодня все женщины носили брюки, а тем более – в церкви. Но я против того, чтобы неправильно трактовать Священное Писание.

Что же тогда имелось ввиду под выражением «на женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье»? Выражение «мужская одежда», которое в оригинале написано на старо-еврейском языке, можно ещё перевести как «воинское вооружение». При таком понимании выходит, что женщинам запрещалось участвовать в сражениях, носить одежду воина. В общем же смысле это предписание учит нас распределять социальные роли, сообразуясь с природными особенностями каждого пола.

Другие исследователи Библии видят в этом выражении преграду такому пороку, как трансвестизм, – это острое желание (страсть) носить одежду, которую обычно носят представители другого пола.

Однако большинство толкователей видят в этом повелении предохранение народа от всякого рода подражания язычникам и неучастие в языческих ритуалах. В служении своим идолам языческие народы того времени имели множество религиозных обычаев с различными формами разврата. Чтобы присутствовать на таком ритуале, мужчины маскировались под женщин, а женщины – под мужчин. Поэтому это повеление созвучно другим словам: «Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас...»; «Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас; ибо они всё это делали, и Я вознегодовал на них...» (Левит 18:24; 20:23). Подобное строгое осуждение высказано далее в этом тексте об одежде: «...Ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5).

Относительно одежды, сделанной из разных веществ, – снова обратите внимание на контекст. Если читать предыдущие стихи, там речь идёт о том, что нельзя засевать виноградник двумя родами семян, нельзя пахать на разных видах скота. Почему же такой запрет? Допускают, что разные по своей природе вещи могут мешать или даже вредить один другому. Сегодня нам известно, что разные полевые культуры, посеянные вперемежку, могут препятствовать росту друг друга. При сочетании разных видов скота возникают разные проблемы в их развитии, и потомство рождается ущербным. Одежда, сшитая одновременно из шерстяных и льняных нитей, согласно мнению древних комментаторов, вредит здоровью и т.д.

Придерживаться ли нам сегодня этих повелений? В принципе, мало кто из христиан сегодня обращает внимание на эти постановления. Можно сказать, что мы живём в других обстоятельствах, условиях и нам не нужно придерживаться многих повелений, которые были даны еврейскому народу в пустыне. И, наверное, все будут согласны с тем, что нам уж вовсе не нужно напоминать о том, что делать с «испражнением своим». В те времена Господь повелел, чтобы воины для этого имели лопатку (Втор. 23:13). Но сегодня всё более и более раздаются голоса о том, что всё же нужно обращать внимание на многие советы Творца. Бог как Творец Вселенной желает только добра Своему творению. И когда Он давал различные советы, то давал их для того, чтобы люди были счастливы и успешны в жизни; и когда люди выполняли Его постановления, они были благословенны. Вот что пишет по этому поводу современный теолог, переводчик и составитель учебных изданий по истории религии Д.В.Щедровицкий в своей книге «Введение в Ветхий Завет»: «Так или иначе, назначение всех запретов – способствовать осуществлению замысла Божьего, вложенного в природу каждой твари. В наш век экологических катастроф и опасных генетических экспериментов человечество с трудом и постепенно, но всё же приходит к пониманию важности этих запретов» (стр. 978). Если мы обращаем внимание на эти запреты и придерживаемся их, это вовсе не значит, что делами закона мы желаем обрести спасение. Мы хотим правильно и с большей пользой использовать те блага, которыми наделил Господь людей, а также не навредить себе и всему, что окружает нас.

Теперь относительно Вашего вопроса о суде. Священное Писание сообщает нам, что всем нам предстоит предстать пред судом Божиим: «...Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10); «Все мы предстанем на суд Христов» (Римл. 14:10). И апостолы твёрдо верили, что Судный день придет. А начало этого суда – с дома Божия, т.е. с Церкви. Пророк Иезекииль слышал слова Божии: «...Начните от святилища Моего» (Иезек. 9:6). Этими словами апостол Пётр хотел напомнить о том, что кому дано больше привилегий, тот и судим будет прежде всего (1 Петр. 4:17). Но основная мысль этого текста Священного Писания заключается в воспросе: если суд будет произведен над народом Божиим, то какова судьба тех, кто был непокорным Божиим повелениям?! Если Бог строго обходится со Своим народом, то тем более строго Он поступит с теми, которые умышленно сопротивлялись истине в лице Его свидетелей.

Относительно минуты молчания в память об умерших. В разное время и разные народы имели свои традиции относительно того, как выражать скорбь. Например, во времена Иисуса Христа люди выражали свою скорбь тем, что сами громко рыдали и нанимали с этой целью специальных людей – плакальщиков, которые на похоронах плакали. Родные и близкие усопшего в те времена в знак горя разрывали на себе одежды, посыпали голову пеплом, сбривали бороду или ходили босиком. Траур обычно длился семь дней, а иногда и больше. Например, Иакова оплакивали 70 дней, Моисея – 30 дней. Траур также сопровождался постом.

Сегодня мы выражаем свою скорбь несколько иначе. Люди в трауре надевают тёмную, чёрную одежду. Может звучать траурная музыка. Среди людей, живущих в Европе, принято также почтить память умерших минутой молчания. Грех ли это? Убеждён, что нет. Это обычай выражения скорби и сочувствия. Некоторые говорят, что такое не практиковалось ни Христом, ни апостолами. Но если проследить нашу жизнь, то мы, христиане, имеем много обычаев, которые не встречаются в Священном Писании. Например, венчание молодых людей в церкви. На день рождения или другой праздник мы приносим в подарок людям цветы. А в дом, где лежит покойник, приносим венок с траурной лентой. Все это принято нами как дань уважения, сопереживания, но не имеет примеров в Священном Писании. То же относительно минуты молчания. Мы не встречаем такого выражения скорби и сочувствия в Библии. Но этот обычай не противоречит библейским истинам. В некоторых христианских церквах есть такой обычай: каждый раз, когда умирает один из членов церкви, остальные члены церкви на богослужении выражают соболезнование родным умершего, совершают минуту молчания как знак уважения к усопшему во Христе.

Грех – это противодействие воле Божьей, это нарушение закона Божьего. Грех – это когда мы идём путем, который противоположен тому, на который указывает нам Господь. А почтить минутой молчания тех, кто умер, выразить соболезнование тем, кто понес утрату, это можно считать делом милосердия. Родные и близкие покойного нуждаются в нашей поддержке в настоящее время, а, может, и в Благой вести, которую мы можем им проповедовать. Есть такая пословица: горе, рассказанное кому-то, становится легче. Поэтому, если вы выразили соболезнование минутой молчания по поводу трагедии в Беслане, – это значит, что часть горя родственников погибших детей вы приняли в своё сердце. Сердце христианина должно уметь соболезновать, сопереживать, любить.

Пастор Мирон ВОВК