Международная христианская газета"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14). |
Публикации Мирона Вовк в МХГ
КТО ВИДЕЛ БОГА?Возлюбленные братья и сёстры во Христе, здравствуйте! Благодать Божия и Его благословения да будут со всеми вами! Я ваша постоянная читательница с начала издания «Христианской газеты». У меня есть вопросы к пастору Мирону Вовку. Что значат слова: «...Где будет труп, там соберутся орлы» (Матф. 24:28)? Не означают ли эти слова то, что на поминальных службах в католических церквах выносят знамёна, на которых изображены орлы? И ещё вопрос: что это за деревья – гофер, из которого Господь повелел Ною построить ковчег (Быт. 6:14), и теревинф, о котором написал пророк Исаия (6:13)? И последний, самый важный вопрос. В Новом Завете сказано, что Бога не видел никто никогда (Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12). Но как же это так? Ведь в книге Исход написано: «Потом взошёл Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева... они видели Бога...» (Исх. 24:9-10). Да ведь Иисус Христос тоже ходил с апостолами!
Я буду благодарна вам за ответы. Думаю, не мне одной это нужно знать. Спасибо вам за нашу необходимую газету! С Христовой любовью и наилучшими пожеланиями в труде на ниве Господней – ваша сестра во Христе Валентина БАРТЕНБАХ, ФРГ
Уважаемая читательница «Христианской газеты», из Ваших вопросов видно, что Вы не только наша постоянная читательница, но и внимательно читаете Священное Писание. Насколько возможно с нашей стороны, постараемся ответить на Ваши вопросы.
Сначала о деревьях. Слово «гофер» в русской Библии встречается только один раз, когда идёт речь о постройке Ноевого ковчега. Большинство исследователей Священного Писания считают, что это кипарисовое или кедровое дерево. Из истории мы знаем, что ассирийцы и египтяне употребляли эти деревья для строительства кораблей. Некоторые же считают что под словом «гофер» следует понимать все смолистые, трудно гниющие деревья, пригодные для строительства кораблей (кедр, кипарис, ель, сосна и другие из породы хвойных).
О дереве теревинф имеется больше сведений. Это очень красивое дерево из семейства фисташковых встречается по всему средиземноморскому региону. Его густая крона даёт летом хорошую тень. Поэтому в Священном Писании его называют ветвистым деревом. Высота его достигает пяти-семи метров, и, по свидетельству естествоиспытателей, оно достигает тысячелетнего возраста. Из разрезов на его коре добывают благовонную смолу (основное сырьё для получения скипидара и канифоли). Так как в этой местности растут также различные виды дуба, очень часто дерево теревинф могут принимать за один из видов дуба.
Теперь о выражении: где труп, там соберутся орлы. Очень часто люди дают различные толкования тому или иному библейскому выражению, но очень важно, чтобы всегда учитывалась главная мысль, почему сказаны те или иные слова, – прежде всего, нужно учитывать контекст сказанного. Это относится и к данному выражению. Мы можем высказывать различные предположения, но они далеко не всегда соответствуют тому, что хотел сказать нам автор (в данном случае, евангелист Матфей).
Словами «где труп, там соберутся орлы», Христос хотел обратить наше внимание на реальность Его пришествия во славе, согласно знамений, которые совершаются. Авторы Священного Писания, а также Христос старались объяснить эти знамения и обратить внимание людей на второй приход Господа на землю – в том числе, с помощью народных высказываний. Например, такое сравнение прихода дня Господнего – «как тать ночью» (2 Петр. 3:10) – значит неожиданно, когда никто не ожидает. Или ещё одно сравнение: «...Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого...» (Матф. 24:27) – иными словами, все увидят Его пришествие. Так и выражение «где труп, там соберутся орлы», – говорит о реальности пришествия Христа, согласно знамений, которые совершаются в природе, на небе и в народах.
Это высказывание Иисуса является пословицей, хорошо известной Его современникам. Слово «орел» можно перевести на русский язык как «стервятник, хищная птица». Эти птицы собираются группами в воздухе и опускаются на те места, где есть падаль. И каждый, кто видел хищных птиц, понимает, что есть тому причина, которая собрала их вместе. В поисках пищи птицы летают порознь. А когда они вместе – значит, есть на то причина. Использовав эту пословицу, Христос хотел подчеркнуть, что исполняющиеся знамения – доказательство того, что приближается нечто обязательное, что непременно сбудется. Иными словами, Христос говорит: где есть причина, будет и действие. Например, рассвет свидетельствует о том, что наступает день. Если мы слышим шаги, – понимаем, что кто-то идёт. Так и знамения говорят о том, что пришествие Сына Человеческого грядёт. Это пришествие будет столь же неизбежным и очевидным, как прилёт птиц к павшему зверю.
И последний вопрос: так видели ли люди Бога? Ответ на него один из сложных, так как нам придётся понять два высказывания, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу: «Бога не видел никто никогда» и «они видели Бога». Как понимать эти выражения?
Сначала ещё раз нужно признать, что Священное Писание неоднократно утверждает: Бога никто не видел. Таких выражений много и они очень конкретны и определенны. Поэтому исследователи Священного Писания признают эту мысль. Но что же тогда видели люди, которые уверяют, что видели Бога?
Когда мы размышляем о Боге, у нас появится больше вопросов, чем мы сможем найти ответы на них. Согласитесь, что здесь, на земле, человек никогда не найдёт ответы на все вопросы относительно сущности Бога. Возможно ли видеть Того, Кто невидим, вездесущ и не имеет пределов в пространстве и времени? Давид говорил о Боге: «Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе... Сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на меня руку Твою» (Псал. 138:3, 5). Через пророка Исаию Господь задаёт вопрос: «Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» (Ис. 46:5). Иногда в Священном Писании Бог изображается в гигантских размерах: «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним...» (Ис. 40:22). О том, что Бог не может быть вмещён в какую-либо форму, ограничен каким-либо пространством, а, следовательно, и представлен в каком-либо обличье, свидетельствует царь Соломон в молитве при освящении Иерусалимского храма: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещает Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3 Цар. 8:27). Приведенными текстами не исчерпаны все библейские свидетельства о безмерном, вездесущем и невидимом Боге.
Чтобы понять Ваш вопрос, нужно обратить внимание на то, что кроме ясных утверждений о невидимости и необъятности Бога, в Писании содержатся и свидетельства иного рода: ряд людей, начиная от патриархов, созерцали Господа. Так, в молитве царя Езекии Бог представлен сидящим на херувимах: «И молился Езекия пред лицом Господним, и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю» (4 Цар. 19:15). В видении пророка Михея Господь восседает на троне: «И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своём, и все воинство стояло при Нём, по правую и по левую руку Его…» (3 Цар. 22:19). Пророк Исаия видит Господа в храме: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис. 6:1). Можно ещё отметить описание Бога Даниилом: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колёса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:9-10).
Таким образом, не только текст Исх. 24:10, но и многие другие описания вступают в противоречие с утверждением о невидимом Боге. Чтобы разобраться в этом вопросе, обратим внимание на тот факт, что глагол «видеть», «созерцать» употребляется не только в буквальном смысле, но и в переносном – со значением «постигать, «убеждаться, воспринимать». Приведу некоторые примеры. Слова Соломона: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот всё – суета и томление духа!» (Еккл. 1:14). Или ещё высказывание: «Мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз…» (Быт. 26:28). Эти выражения нельзя отнести к буквальному, физическому зрению, имеется ввиду познание на опыте, рассуждение, а не буквальное созерцание. Таким образом, выражение «видеть Бога» может быть понято в смысле «приблизиться к Нему, узреть божественные тайны, убедиться в Его присутствии» и т. д.
В этом смысле интересны высказывания Священного Писания о Моисее: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20); «И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним. Но не так с рабом Моим Моисеем – он верен во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа Он видит» (Числ. 12:6-8)); «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Втор. 34:10). Однако говорится, что Господа видел на Синае не один Моисей, но и его спутники (Исх. 24:9-11).
Таким образом, можно сделать вывод, что полностью Бога никто никогда не видел и не сможет увидеть. Если мы читаем, что «люди видели Бога», то они созерцали лишь понятную для них и, если можно так выразиться, некоторою часть Божества, или, как сказано о Моисее, «образ Господа он видит». И эти люди настолько близко пребывали в общении с Богом, убедились в Его существовании и руководстве, что выражали эту мысль словами «мы видели Бога». Они видели славу Его присутствия, созерцали Его могущество, понимали Его чистоту и милость, смогли приблизиться к Тому, Кто был средоточием их размышлений. И если прочесть следующие слова из книги Исход, становится ясным, что же видели присутствующие на горе Синай: «И слава Господня осенила гору Синай… Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (24:16-17).
Желаем всем читателям «Христианской газеты» больших благословений при исследовании Священного Писания!
Пастор Мирон ВОВК
[ В начало ] [ Публикации других авторов ] [ На главную ]