Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Мирона Вовк в МХГ

Ещё раз о карточных играх

Приветствуем вас, наши братья и сестры,
трудящиеся на ниве Божией в «Христианской газете»!

Обращаются к вам сестры из общины евангельских христиан. Наш вопрос касается карточных игр (дурака, покера и т.п.). Очень многие молодые люди, да и взрослые тоже, увлечены этими играми – за столом или в компьютере. Все находят оправдание в том, что это такие же карты, как уно, легрето и др. И если мы играем не на деньги, считают они, то никакого греха нет. Мы пытались узнать об этом у служителей, но к одному мнению так и не пришли.

Очень хочется получить информацию от знающих людей, потому что хорошо понимаем, что может быть много мнений по поводу игр в карты. Надеемся на вашу помощь! Божьих вам благословений!

Раиса, Анна, Татьяна

Уважаемые читательницы, если вы внимательно следите за публикациями в нашей газете, то должны были обратить внимание на то, что этому вопросу была посвящена статья в № 8 за 2007 г. Не буду пересказывать эту статью, сделаю лишь некоторые дополнения, чтобы обоснованно ответить на ваш вопрос.

Время и место возникновения карт точно неизвестно. Одни считают, что они возникли в Китае, другие называют Египет, есть и другие предположения. Впрочем, не столь важно, в какой стране, среди какого народа впервые появились карты. Важно, что они пришли к нам из языческого мира, из тех стран, где люди не знали истинного Бога, поклонялись идолам и различным духам.

Современные рисунки мастей заимствованы из восточной орнаменталистики. Эти рисунки идут из глубокой древности и имеют религиозное, магическое значение. Неудивительно, что вся история карт связана с гаданием, шулерством, азартом и различными преступлениями, что никаким образом не вписывается в жизнь христианина. Покрытые ореолом таинственности, карты манят человека – предлагают ему узнать свою судьбу, познать себя, заглянуть в будущее. К сожалению, соблазнительный плод оказывается ядовитым.

Когда карты появились в Европе, к ним сначала относились терпимо, но затем, увидев последствия, за игру в карты стали преследовать. В 1254 г. французский король Людовик ІХ, который был назван Святым, издал эдикт, запрещавший карточную игру в пределах своей страны – под страхом наказания кнутом. Аналогичный итальянский закон был принят в 1299 г. В 1331 г. карты запретили в Испании.

Особенно строго преследовали игроков в ХVІІ ст. Владельцев домов и квартир, в которых собирались картёжники, лишали гражданских прав и изгоняли из города. Карточные долги и всякие обязательства по ним законом не признавались. Отцы имели право взыскивать по суду деньги с тех, кому их дети проигрывали в карты. Законы устанавливали даже тюремное заключение для картёжников. Но все эти меры оказались безуспешными, так как некоторые вельможи, да и сами монархи пристрастились к играм, процветали обман и шулерство, принципами нравственности пренебрегали.

В России карты появились в начале ХVІІ ст. Считают, что играли, в основном, заключённые – коротали таким образом время. Однако к середине века они распространились достаточно широко, во всех слоях населения, разжигая страсти и поощряя преступность. Закон 1649 года, изданный при царе Алексее Михайловиче, предписывал «игроков в карты бить кнутом и лишать пальцев и рук путём отрубания». Указом 1696 года, при Петре І, предписывалось «обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты, и у кого карты вынут, – того бить кнутом». Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о том, что люди понимали вред карточных игр. Многих людей это пагубное развлечение привело к греху, нищете, тюрьме и даже убийству.

Зная историю карт, спросим себя: нужно ли заниматься этой игрой? Кто-то может сказать: всё это было в прошлом, а в наши дни люди по-другому, более цивилизованно относятся к играм. Но христианство и сегодня не поддерживает азартные игры, потому что они не только отбирают у человека время и деньги, которые могли быть потрачены с большей пользой, но и разрушают личность, становясь страстью и пороком. Люди становятся зависимыми от азартной игры. Такой игрок разбивает свою жизнь, семью.

Почему люди начинают играть? Вот главные мотивы: желание расслабиться или «убить» время, избежать одиночества или депрессии; стремление обогатиться, показать своё превосходство, доказать, что прежнее поражение – просто невезение. Согласитесь, что в этих мотивах нет ничего христианского, здесь чётко прослеживается греховная природа человека. В наши дни игра в карты не считается игрой интеллигентных людей.

В Священном Писании нет прямого запрета азартных игр, но они чужды духу Библии. Даже название одной из игр – «в дурака» – не соответствует принципам Священного Писания. Такие слова в обиходе христиан не должны применяться. «Кто скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Матф. 5:22).

Участвуя в карточных играх, человек нарушает библейские принципы. Любой игрок интуитивно стремится к победе, тем самым унижая другого. А христианские принципы иные: «...В почтительности друг друга предупреждайте...» (Римл. 12:10); «...Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил. 2:3). В азартных играх, особенно в картах, успех зависит, в основном, оттого, что «выпадет». Мало места остаётся человеческому умению и рассуждению, победа становится делом случая, какая «пойдёт» карта

Многие оправдывают себя тем, что не играют на деньги или играют сами, за компьютером. Но надо учитывать, что сегодня всё делается для того, чтобы люди не имели правильного понятия о добре и зле. Целые институты разрабатывают новые виды развлечений, которые, к сожалению, далеко не всегда приемлемы для христиан. Многие современные развлечения оказывают пагубное воздействие на психику человека, особенно детей. Само стремление к развлечениям и удовольствиям является большим искушением и сетью для христиан, в первую очередь, молодежи. Сатана придумывает всё новые и новые соблазны, чтобы отвлечь мысли христиан от серьёзной работы. Через эти развлечения в сердцах возбуждаются порочные желания, что приводит к оскудению веры.

Мне известны случаи, когда люди часами просиживают за игрой вместо того, чтобы заняться полезным делом. Азарт, а не разум руководит такими людьми. Порой приходишь в организацию, чтобы решить какие-то вопросы, и видишь, что служащий занят игрой на компьютере. «Подождите», – просит он. А способен ли человек после напряжённой игры правильно решить нужный вопрос?

Некоторые, оправдывая игру в карты, говорят, что людям время от времени нужно отвлечься от работы, расслабиться, отдохнуть, и они, мол, выбирают такой вид отдыха. Действительно, человек обязательно должен отдыхать, это библейский принцип. Господь даже предлагает, чтобы люди отдыхали целый день – день Господний. Есть такие виды развлечений, которые весьма благотворны для души и тела, просвещённый ум способен черпать радость и наслаждение из того источника, который не только приносит отдых, но и духовное обогащение. Отдых на свежем воздухе, созерцание дел Божьих в природе являются для человека самыми благотворными.

Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь. И каждый из нас несёт ответственность за свой выбор. Бог даровал нам свободу выбора и хочет, чтобы мы служили Ему добровольно. Каждый день жизнь предлагает нам выбор – чем заняться, что делать. Апостол Павел писал: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает» (1 Кор. 10:23). Каждое действие христианина должно приносить нам духовную пользу и быть полезным для нашего спасения и спасения ближних. Поэтому Павел советовал христианам: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8). Можно ли это пожелание апостола применить к игре в карты? Дайте ответ сами.

Апостол Павел хотел, чтобы у христиан всегда были только хорошие стремления. Это чрезвычайно важно, потому что таков закон жизни: если человек часто думает о чём-нибудь, то наступает момент, когда он уже не сможет перестать думать об этом. Его мысли и стремления начинают двигаться по «накатанной колее», из которой трудно будет выбраться. Потому важно, чтобы человек думал о хороших вещах и стремился к ним. Из всех качеств, которые Павел привёл в своём послании, хочу обратить ваше внимание на одно – «что чисто». Вот как комментирует это выражение У.Баркли: «Это означает нравственно неосквернённое. В обрядовом употреблении оно означает столь очищенное, что может быть принесено в присутствие Бога и употреблено в служении Ему. Мир полон вещей грязных и запущенных, запятнанных и непристойных. Но ум христианина направлен на чистое; мысли его столь чисты, что выдерживают испытывающий взгляд Бога». Теперь подумайте: можно ли это выражение применить к игре в карты? А выбор нужно сделать каждому из нас.

Пастор Мирон ВОВК