Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Мирона Вовк в МХГ

Еще раз об иконах

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Я прочитала статью «Как возникли иконы» и пришла в ужас и отчаяние. Такие, как пастор Мирон Вовк не знают истины, а дают советы людям... На этот вопрос пастор никогда не ответит, так как и сам плохо знает, а занимается богохульством, оскорбляя при этом православие и саму истину об иконах.

Слово «икона» пришло из Греции, по-гречески оно означает «образ, изображение». Да, есть такая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...» (Исх. 20:4-5). Действительно, изображать Бога Отца всегда было запрещено. Изображать же Христа, апостолов, а также Богородицу, святых мучеников и праведников разрешалось. И не только изображать, но и почитать, прославлять их учат святые отцы. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, «поклонение есть знак покорности, смирения и скромности». Без этих качеств душа человека не может стать истинно христианской. От обычной картины на богословскую тему икону отличает то, что она – изображение священное, т.е. освящённое. Освящение – это благословение, которое от лица всей церкви даёт священнослужитель на использование какого-либо предмета для общения человека с Богом, в данном случае – иконы. Иконы сомнительного содержания, выполненные с нарушением канонов, освящению не подлежат.

У священника однажды спросили: «Как научиться понимать и чувствовать икону?». Он ответил: «Только настоящая любовь учит этому, а не искусство». Допустим, у вас умер любимый человек. У вас сохранилась лишь маленькая карточка с его изображением. Но она вам всё равно очень дорога, потому что на ней запечатлен тот, кого вы любите. Поэтому для верующих икона Христа имеет значение.

Нет и не было такого понятия у православных, как «сотворение себе кумиров», поклонение и служение им. Через иконы люди молятся к Богу Спасителю за весь мир, за нас с вами, и не надо никаких доказательств тем, кто верит и любит, это Промысел Божий.

Есть церковное предание, указывающее на существование иконы Спасителя ещё при Его жизни. Святой Иоанн Дамаскин писал: «Рассказывается некая история о том, что в Эдеском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии это сделать по причине сиявшего блеска Его Лица, то Господь Сам, приложив кусок материи к Своему божественному Лицу, напечатал на куске материи Свой образ и при таких обстоятельствах послал это сильно желавшему иметь Его образ Авгарю». Так появился знаменитый Спас Нерукотворный.

Согласно другому преданию, апостол Лука создал первые иконы Божьей Матери со Спасителем Младенцем на руках – ещё при жизни Богородицы. Они были написаны восковыми красками. Святой Нил писал: «Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями из Ветхого и Нового Заветов, чтобы те, кто не знает грамоты и не может читать божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Богу и возбуждались к соревнованию достословным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя видимое невидимому».

Таким образом, икона – и путь, и средство, и воплощение молитвы иконописца, и ответ на молитву верующего. Поэтому запечатлённое на иконах не похоже на то, что мы видим в обыденной жизни или на картинах светской живописи: всё сконцентрировано на духовном содержании и живёт в единстве...

Есть иконы, прославленные своими чудесами. Например, Казанская и Владимирская иконы Божьей Матери не раз спасали Русь от беды. Случится ли чудо, - это зависит от воли Божией и от нашей с вами к этой иконе отношения, от силы и искренности наших молитв перед образом...

Каждый православный христианин слышал о тех дивных знамениях и чудесах, которые Пресвятая Богородица являет миру от своих святых икон. Но одно из таких знамений ни с чем не сравнимо по своей трогательности для человеческого сердца – Матерь Божия плачет на своих иконах... Воистину, должно быть, происходит что-то необыкновенное, если плачет Матерь Божия, если Господу угодно явно показать это всем нам.

В ноябре 1996 года в церкви Рождества в Вифлееме начал плакать образ Спасителя, это официально засвидетельствовано священниками Греческой Православной церкви... Иконы плачут, сокрушаясь о судьбе людской...

Большое спасибо за внимание. Думаю, что в следующий раз на вопросы читателей также могут отвечать опытные батюшки из православных церквей.

Письмо без подписи, из Дуйбурга

Уважаемая читательница,
хотелось бы обратится к вам по имени, но, к сожалению, вы не подписали своего письма. Я очень сожалею, что моя статья «Как появились иконы» вызвали у вас «ужас и отчаяние». Поверьте, цель статьи не причинить боль или разрушить веру кого-либо, а на основании исторических данных рассмотреть этот вопрос. Перечитывая в очередной раз статью, не нахожу в ней ни одного плохого слова в адрес православной церкви. Вопрос об иконах интересует многих христиан, и он относится не только к православной, но и другим церквам. Вы делаете вывод, что я «плохо знаю». Может, это действительно так. Я не претендую на истину в последней инстанции. Но все мы имеем право на различные мнения, и наверное это есть одно из преимуществ демократического общества, в котором мы с вами живём. Да и Священное Писание допускает, что христиане могут иметь различные мнения по одному и тому вопросу. «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (Первое послание коринфянам 11:19).

Когда я готовил эту статью, перечитал около десятка различных книг и статей об иконах, в том числе православных авторов. И всё, что написано в моей статье, можно найти, если захотеть, в различных энциклопедических и других изданиях. Я не думаю, что их авторы «оскорбляют православие». Цель одна – показать исторически развитие учения об иконах.

Вы в своём письме вспомнили заповедь «Не делай себе кумира...» (Исход 20:4-5), а дальше написали, что «изображать Бога Отца всегда было запрещено», а изображать Христа, апостолов, Богородицу, мучеников – якобы можно. И не только изображать, но и почитать, прославлять их. Однако заповедь, которую Вы процитировали из Слова Божьего, говорит, что нельзя делать никакого изображения с целью поклонения. Не только Бога Отца. Еще раз внимательно вникните в библейский текст: «Не делай себе кумира и никакого изображения...» Это относится к изображениям как Иисуса Христа, так и других личностей. Вы пишите, что изображать Христа и других праведников для поклонения разрешено. Но где в Евангелии есть такое разрешение, какой апостол или евангелист советует это делать? На страницах Священного Писания Вы такого разрешения не найдёте.

Я думаю, вы, уважаемая читательница, согласитесь: чтобы определить истину, мы должны иметь одинаковое основание нашей веры. Если мы не будем его иметь, то никогда не определим, что такое истина. Приведу пример из материального мира. Мы с вами имеем эталоны метра, килограмма и, благодаря этим эталонам, можем определить длину или вес. И в любой местности, куда бы вы не приехали, эти значения одинаковы. Если вы зайдете в магазин и попросите килограмм сахара, в каждом магазине вам дадут одинаковое количество. Точно так же и в духовном мире есть эталон нашей веры. Люди могут иметь различные мнения относительно разных вопросов, но правильны ли их мнения? Как можем мы это проверить? И есть такой эталон нашей веры. Люди называют его по разному – Библия, или Слово Божие, Старый и Новый Заветы, Евангелие. В этих Священные Писаниях описаны все законы, по каким Бог предлагает человеку жить, в них описана жизнь и деятельность Иисуса Христа и апостолов, и это эталон, пример для нас. Поэтому все свои мнения и действия в нашей духовной жизни мы должны проверять словами Слов Божьего. Поступать по-другому – означает идти против воли Божией, а, значит, грешить.

Сам Бог неоднократно советовал верующим в Него проверять все учения Священным Писанием. Для примера приведу лишь несколько высказываний: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Исаия 8:20). Проповедуя людям об Иисусе Христе, апостол Павел использовал слова пророков, Моисея записанные в Библии: «...И он от утра до вечера излагал им учение о Царстве Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их об Иисусе из закона Моисеева и пророков» (Деяния апостолов 28:23). Ещё один пример - похвала для жителей города Верия: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния апостолов 17:11). Обратите внимание, верующие ежедневно проверяли Писанием свою веру. Если вы будете читать Священные Писания, то найдёте множество таких наставлений. Вы также найдёте и предупреждение о том, что будут люди, которые будут действовать по-иному. Вот предупреждение Иисуса Христа: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» И вывод: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Матф. 15:3, 9). Ещё раз повторю: Священные Писания нигде не учат делать изображения какой-либо личности, чтобы поклоняется ей; это «заповедь человеческая».

Да, действительно, есть люди, которые советуют почитать иконы. Вы приводите в пример высказывания Иоанна Дамаскина. И это верно, его слова записаны в истории. Но можно привести высказывания других известных и уважаемых деятелей церкви, которые высказывались против почитания изображения. Для примера приведу имена двух церковных авторитетов – Евсевий Кесарийский и Климент Александрийский, которые жили намного раньше Иоанна Дамаскина и в своих трудах высказывались против поклонения иконам. Возникает вопрос: чьи же наставления правильные? В своём письме Вы рассказываете два предания. Почему эти предания не были известны во II и III веках Евсевию и Клименту, а только в VIII веке стали известны Иоанну Дамаскину? Возникает логический вопрос: а не придуманы ли они кем-либо на протяжении шести веков?

Священное Писание предупреждает нас, чтобы мы не брали за основание своей веры высказывания людей, потому что они могут быть ошибочными. Вот несколько предостережений: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека» (Псалом 117:8); «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иеремия 17:5). А апостол Павел объясняет, почему нельзя за основу веры брать слова человека: «Бог верен, а всякий человек лжив...» (Послание римлянам 3:4).

Вы приводите предание о том, будто бы апостол Лука создал первые иконы. На основании чего это можно утверждать? Какие есть у нас исторические данные? Снова за основание берём Священное Писание. Отсюда мы знаем, что Лука был врачом (Послание колосянам 4:14), но нигде не говорится о том, что он что-либо или кого-либо рисовал. Это предание не имеет под собой никакого основания. Наоборот, в посланиях апостолов мы читаем, что нельзя делать изображение для поклонения - даже изображение человека: «Называя себя мудрыми, обезумели. И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку…» (Послание римлянам 1:22-23).

Читая библейскую историю Божьего народа, мы видим, что в оформлении храма использовались изображения ангелов. Но Господь всегда запрещал поклоняться этим изображениям. Интересна история о медном змее. Когда израильтяне после выхода из Египта шли по пустыне, их кусали змеи, отчего многие умирали. Тогда Моисей обратился к Богу и получил от Него повеление сделать изображение медного змея и выставил его на шесте посреди лагеря. Смотревшие на этого змея исцелялись от укусов и оставались живы! Потом, после прихода в Ханаанскую землю, они оставили себе медного змея в память о путешествии по пустыне. Со временем израильтяне начали уже ему поклоняться. Праведный царь Езекия уничтожил медного змея, чтобы люди не поклонялись вещам (4-я Книга Царств 18:4-7). И те, кто сегодня поклоняется изображениям, принимает то, что установили люди значительно позже, после смерти Христа и апостолов.

Для того чтобы маленькие дети могли понимать библейскую историю, часто используют детские Библии с картинками. Для детей они приносят пользу, но никто не вправе учить детей поклонятся этим картинкам! К сожалению, те, кто оправдывает поклонение иконам, приравнивают верующих к несмышлёным детям. Вот выдержка из статьи диакона православной церкви Андрея Кураева: «И в качестве первого шага я предложил бы протестантам отнестись к православным как к детям. Дети нуждаются в картинках? Ну, вот и православные тоже чувствуют себя теплее, спокойнее в окружении священных картин. Если протестантам угодно, пусть они считают православных детьми, «немощными в вере», привычки которых, по завету апостола Павла, надо принимать без споров о мнении» (журнал «Спасите наши души», 1999, № 8). По моему убеждению, вот эти слова и есть оскорбление православия! Во вступлении к этой статьи А.Кураев пишет: «Любой критик православия должен продумать одно очевидное обстоятельство: нам уже две тысячи лет». Неужели на протяжении двух тысяч лет не произошло никакого духовного возрастания и православие всё ещё остается дитем? Православная церковь – это не только малограмотные старушки, но просвещённые, грамотные современные люди. Неужто они в духовном смысле остаются «немощными в вере», которым нужны картинки? Как это противоречит тому, чему учит всех христиан Слово Божие: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец» (Послание евреям 5:12-13).

Некоторые христиане делают разницу между почитанием и поклонением, поэтому говорят, что изображениям они не поклоняются, а почитают их. Но, в то же время, почитание совершается с коленопреклонением, поклонами, поцелуями, благовониями и свечами. Возникает вопрос, а что тогда поклонение? Думаю, что некоторые примеры из Священного Писания дадут ответ и на этот вопрос.

Первый пример – искушение Иисуса Христа в пустыне. Вот какой разговор состоялся между Христом и сатаной: «Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Евангелие от Матфея 4:5-10). Или другой пример, случай с апостолом Иоанном: «Я, Иоанн, видел и слышал это. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне это, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай этого; ибо я – сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги этой; Богу поклонись» (Откровение 22:8-9). Эти примеры ясно свидетельствуют о том, что людям даже перед ангелом запрещено поклонятся; поклонение следует воздавать только живому Богу! Поэтому, если люди поклоняются, падают на колени перед изображением, это не соответствует воле Господней, высказанной в Священном Писании.

И ещё несколько слов о чудесах. Как следует из Библии, вера христианина должна основываться только на Священных Писаниях. Они даны Богом для людей и написаны под влиянием Святого Духа. Читая и исследуя их, мы всё глубже будем понимать истину. И слова Иисуса Христа – это истина (Евангелие от Иоанна 17:17). Только таким образом мы можем быть в безопасности от заблуждения. Чудеса же не могут быть основанием веры, потому что и диавол может совершать чудеса, для того, чтобы погубить людей. Сатана «творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле» (Откровение 13:13-14). Апостол Павел предупреждал, что сатана может принимать даже вид ангела света (Второе послание коринфянам 11:14). Он же писал, что в последние дни произойдёт отступление от истины, придёт «человек греха, сын погибели», которого пришествие, «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (Второе послание фессалоникийцам 2:3-11). Принимая все чудеса как действие Бога, мы очень легко можем быть обманутыми. Поэтому всё, во что верит христианин, должно проверять и подтверждать только Писанием.

В своём письме вы утверждаете, что «не надо никаких доказательств тем, кто верит и любит». Как я понял, главное для вас – это чувство. Иными словами, если мне хорошо, если мне это нравится, – значит, это правильно. Но это очень опасный путь – строить свои убеждения только на чувствах. Поклонение Богу должно соответствовать двум критериям: «Поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Евангелие от Иоанна 4:24). Наша вера и любовь к Богу должны быть наполнены конкретными делами, которые соответствуют истине. И то, что можно делать, и то, что Бог запрещает, – всё записано на страницах Священного Писания.

Каждая страна имеет свои законы, по которым живут люди – граждане этой страны. Так и духовная жизнь христианина определяется законами, которые дал Бог на страницах Своего Слова. Это учение проповедовал Иисус Христос и Его апостолы. Мы можем называть себя христианами, если не только верим в Христа, но и поступаем так, как Он нас учит. Если мы прибавляем к учению Христа то, чего там нет, мы отходим от истины и становимся на опасный путь. И живём уже не по Слову Божьему, а по преданиям, учениям человеческим.

Пастор Мирон ВОВК