Международная христианская газета"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14). |
Публикации Мирона Вовк в МХГ
Что такое харизматическое движение?Приветствую вас любовью нашего Господа Иисуса Христа!
Спасибо вам за «Христианскую газету», пусть Господь и дальше благословит ваш труд. В течение трёх лет я читаю газету, она многому меня учит, расширяет и углубляет мои познания в Библии… Сейчас так много разных учений, очень легко можно заблудиться. У меня есть к вам вопрос: что такое харизматическое движение? Если возможно, напишите, пожалуйста, об этом движении подробно. Пусть Господь ниспошлёт вам мудрость в вашем нелёгком труде. Заранее благодарю вас.
С любовью во Христе, Клара Нойфельд.
Дорогая сестра, мы благодарим Вас за письмо в «Христианскую газету». Мы рады, что у нас есть постоянные читатели. Да, вы правы, сейчас много разных учений и люди должны быть очень внимательны в религиозных вопросах.
Что же такое харизматическое движение? Слово «харизма» – греческое, означает «духовный дар», которым люди наделяются для служения. Харизматическое движение возникло в начале XX века, когда некоторые люди начали употреблять в служении так называемые иные языки. Так начали образовываться пятидесятнические общины. Это явление возникло в связи с не совсем правильным пониманием некоторых выражений Христа и апостолов, например, такого библейского текста: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Марк. 16:15-18).
Читая этот и подобные тексты, некоторые христиане пришли к выводу: христианине в обязательном порядке должны обладать одним из особенных даров Святого Духа. А тот, кто не имеет такого дара, не имеет Святого Духа вообще. И основной акцент был сделан на применении в служении «иных языков». Однако через два десятилетия это движение начало угасать и уже к концу 50-х годов о нём мало кто вспоминал. Но во второй половине 60-х годов невероятная волна харизматического обновления пронеслась по всему миру (исключая социалистические страны). Повсеместно происходили «чудеса и знамения», и эти явления, наблюдаемые с начала 70-х годов и по сей день, уже не вписываются в понятие о классическом пятидесятничестве, их стали именовать харизматическими, а движение, соответственно, харизматическим.
На сегодняшний день харизматическое движение проникло практически во все направления христианства: католическое, православное и протестантское. В чём же его особенность и что выделяет это движение? Прежде всего, ещё раз подчеркну, что оно объединяет верующих разных конфессий, разных взглядов на библейскую истину. И объединяет их одно: поклонение Богу на основе личного опыта и чувств.
Приведу некоторые цитаты из календаря «От веры в веру», изданного представителями харизматического движения: «Если вы не согласны со мной по вопросу языков или по вопросу восхищения, или по поводу полного погружения во время водного крещения, то я не приму вас. Сейчас по всему миру Дух Божий призывает церковь объединиться…»; «Он (Иисус) ждал, чтобы мы отложили свои глупые споры по поводу расхождения в доктринах…» Доктринальные вопросы, или основы веры, не имеют теперь никакого значения, главное – чувствовать Бога.
Это резко противоречит словам Иисуса Христа: «...Поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:24). Фактически все харизматические идеи сводятся к тому, чтобы христиане воспринимали любое религиозное чувство как принцип обращения. Очень часто даже слова Христа противопоставляются действию Святого Духа. В харизматическом движении разделяется слово написанное и слово исходящее. Слово написанное – это Евангелия, которые мы имеем возможность читать. Но эти тексты могут называться «вчерашними известиями» или «просто безжизненно устаревшими». «А мы должны проповедовать то, – говорят защитники харизматического движения, – что у Бога на сердце в конкретное время, т.е. исходящее Слово Божие… Нельзя сказать, что это послание вредное или ложное, оно просто безжизненно устаревшее…Время этого послания прошло». Или ещё одно высказывание харизматов: «Большинство из них (т.е. люди из разных церквей) будет приобретено для Господа не истиной, а любовью». Противопоставление истины и любви – ещё одна характерная черта харизматической идеологии. Писание же говорит по-другому: «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Иоан. 3). Писание не противопоставляет истину любви, а объединяет их. А о значении истины для нас, говорит Христос: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17).
Интересно сравнить, как происходят богослужения в харизматических церквах и как они описываются в Священном Писании. Атмосфера на харизматических служениях насыщена чувствами и эмоциями. Здесь царит воодушевление, все радостно поют хвалебные гимны, подняв руки вверх и покачивая ими в такт музыке. Искренность этих людей не может вызывать сомнения, однако это не отвечает простоте служения, описанного в Священном Писании. Темп и ритм музыки постоянно нарастают, усиливается и проявление эмоций. Люди начинают разговаривать на непонятном языке. Некоторые могут очень громко смеяться и даже падать на пол. Это называется «священным хохотом». На каждом служении проводятся сеансы исцеления. Всё служение направлено на то, чтобы достичь ярко выраженного эмоционального воздействия на присутствующих.
Да, апостолы призывают к радости, но они ничего не знали о «священном хохоте». Апостолы пели простые песни и не занимались танцами и плясками. Да, они совершали исцеления, и силой Божией больной может быть исцелен и сегодня. Но апостолы не устраивали на каждом богослужении сеансы исцелений для всех желающих. Как видим, служение апостолов в древние времена отличается от служения, которое происходит в харизматическом движении. Принципы служения взяты из учения апостолов, но значение некоторых советов слишком преувеличено, забыто главное – поклонение в духе и истине.
Сам факт того, что кто-то обладает сверхъестественной силой, ещё не доказывает, что эта действие святого Божьего Духа. Библия много говорит о Святом Духе в жизни христиан, однако в то же время Божья книга предостерегает о возможности присутствия иного духа, уводящего от истины. Апостол Иоанн призывает нас: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоан. 4:1). Это значит, что надо испытывать духов с помощью библейского учения.
Библия говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим…» (Лука 10:27). С одной стороны, полностью ориентируясь на учение, служение разумом, мы становимся холодными, требовательными догматиками, живущими больше по букве закона, чем по духу Евангелия. С другой стороны, полагаясь лишь на чувства, личный опыт, мы становимся энтузиастами, которые подчиняются любому дуновению ветра эмоций, лояльными ко всякому духу, говорящему громкими восклицаниями, забывая, что Святой Дух часто говорит в «веянии тихого ветра» (3 Цар. 19:12). Так сохраним же учение и чувства в равновесии! Наше служение Богу должно быть основано и на разуме, и на чувствах.
Исключительный признак нашего времени – склонность переходить от одной крайности к другой. Искажаются вечные истины, моральные кодексы постоянно меняются, случайность становится основой духовного опыта. Однако учение и эмоции должны быть сохранены в равновесии. Хотя эмоциональные опыты могут быть сильными, но они могут быть и опасно обманчивыми! Поэтому такие физические феномены, как неизвестные языки, чудеса, исцеления и многое другое – не являются твёрдым признаком работы Божией.
Читая Нагорную проповедь Иисуса Христа, мы находим подтверждение этой мысли. Спаситель говорит о двух путях, лежащих перед христианином (Матф. 7:13 и далее). Первый – это тесные врата, ведущие в жизнь вечную, второй – широкие врата и пространный путь, ведущий к погибели. Вторые врата легко найти, и многие идут именно ими. Христос предупреждает, чтобы мы остерегались лжепророков в овечьей одежде, которые суть волки хищные (ст. 15). Как же можно отличить истинного учителя от ложного? По чудесам, неизвестным языкам, на которых они говорят? По тому, как они изгоняют бесов? Ни по одному из этих признаков! Физические проявления: выкрики, прыжки, смех, экстатические восклицания, исцеления могут быть поддельными. Иисус Христос советует нам: «По плодам их узнаете их» (ст. 16). И следующие слова – это ясное предостережение Иисуса Христа, чтобы мы не оценивали людей на основании харизматических проявлений: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (ст. 21-23).
Мы должны помнить, что путь познания Бога человеком – от истины к опыту или чувствам, но не наоборот. Евангелие говорит об этом прямо: «...И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). Истина делает человека свободным от греха, приносит мир и радость в сердце. Апостол Павел хвалил римлян за то, что у них верное учение: «Благодарение Богу, что вы бывшие прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (Римл. 6:17). А Святой Дух, Который крестит нас, наделяя силой, назван Духом истины (Иоан. 16:13), и Он послан наставлять нас на всякую истину. Из этого следует, что признаком исполненности Духом является то, что ученик ежедневно разбирает Писание, точно ли это так, как это делали, например, жители города Верии (Деян. 17:11). Правильный христианский опыт определяется правильным истолкованием Священного Писания. Мы стоим на безопасном пути только тогда, когда продвигаемся от истины к опыту. И главный вопрос состоит в том, соответствуют ли моя жизнь, мои действия, мои чувства воле Бога?
Но если мы избираем другое направление – от опыта к истине, что характерно для харизматического движения, тогда мы стоим на опасном пути. Священное Писание неоднократно предупреждает о том, что диавол будет совершать чудеса, чтобы обманывать людей. «И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщал живущих на земле» (Откр. 13:13-14). Апостол Павел предупреждал об антихристе, который воссядет в храме Божьем. Это «тот, которого пришествие по действию сатаны со всякою силой и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9). Сатана может даже принимать «вид Ангела света» (2 Кор. 11:14).
Истинное христианство не отбрасывает дар языков, исцеления и другие чудеса, которые могут совершаться силой Святого Духа. Однако чувства, харизматические проявления – это ещё не доказательство работы Бога и истинности служения Ему. Но есть то, чем можно проверить правдивость нашего поклонения – это истина, основанная на Священном Писании, и как результат нашей веры – плод Святого Духа: радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, любовь.
Пастор Мирон ВОВК
[ В начало ] [ Публикации других авторов ] [ На главную ]