Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Мирона Вовк в МХГ

Бог совершил чудо сам или с участием людей?
Уважаемая редакция «Христианской газеты»!
Я посещаю церковь в посёлке Грэс, где нас, вместе с пастором, всего восемь человек, а по праздникам – десять. Пастор у нас молодой, ему 36 лет. Однажды он проповедовал, рассказывая нам историю о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками. Сначала он излагал эту историю так, как она записана в Евангелии, но потом пояснил, что когда ученики начали раздавать этот хлеб и рыбу, сошёл на них «дух даяния»: первые ряды людей получили хлеб и рыбу и, преломив, начали делиться едой со следующими рядами. Поэтому всем хватило и ещё осталось двенадцать корзин еды. «А что, разве чуда не было?» – спрашивает его одна сестра. Получается, что славы Божьей здесь нет, а сделано это чудо с участием людей? Пастор ответил, что пять тысяч человек были накормлены при помощи «духа даяния».

Раньше я жила в Казахстане, где в 1998 г. приняла Господа через покаяние, а через год было водное крещение. Так раньше никогда служители Божьи нам не говорили. Моё понимание такое, что не могло там быть «духа даяния». Эти люди, пять тысяч человек, впервые услышали Иисуса, Его слово, Иисус прежде Сам помолился Отцу, а потом преломил хлеб и рыбу – это чудо Бога и слава Его. Так я понимаю это чудо, как дитя, а остальное – человеческие измышления.

Пришла я домой, расстроилась, разговаривала с Богом через молитву и думала: что может быть трудное для Бога Творца, создавшего всё?

На следующее воскресенье пастор проповедовал о единстве в церкви, говорил о фарисействе, о том, что находятся такие люди, как я... И вообще, пастырь меня разочаровал... Да разве я не верю?! Я как раз верю – только в чудо Божие и Его славу! Я считаю, что чудо произошло без всякого участия людей, во славу Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Пожалуйста, ответьте мне: как правильно понимать это чудо?

Мне нравится «Христианская газета», выписываю её уже второй год – хорошие, полезные статьи, читаем газету вместе с мужем. Будьте благословенны! Да сохранит вас Господь и даст вам здоровья и успеха как служителям Божиим!

Мария ТИХОНОВА, г. Троицк Челябинской области, Россия


Уважаемая сестра, спасибо вам за письмо; мы рады, что вы хотите все больше познавать истину и являетесь ее ревнителем. Но скажу откровенно: отвечать на такие письма, как ваше, очень трудно. Мне, человеку, нужно стать судьею между вами и пастором. А человеческий суд всегда необъективен, мы, люди, часто ошибаемся в своих суждениях. Поэтому, чтобы давать какие-то советы, нужно иметь больше информации – как с одной стороны, так и с другой.

И все-таки позволю себе дать некоторые советы и основываться они будут только на том, что написано в вашем письме. Прежде всего хотелось бы обратить внимание на ваши слова: «пастырь меня разочаровал». Неприятно читать такие слова. Однако наш истинный Пастырь – Христос, и я думаю, Он вас не разочаровал. А чтобы не разочаровываться в людях, никогда не нужно полностью полагаться на них. «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа... Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь» (Иер. 17:5-7).

Любой человек на земле грешен, допускает ошибки и нуждается в Спасителе. Мы это должны учитывать. Но, с другой стороны, нельзя разочароваться в человеке только потому, что он ошибся или у нас с ним разные мнения. Наоборот, в какой-то мере это даже хорошо, что люди имеют различные мнения. Это помогает нам подойти к вопросу с большим вниманием, всесторонне. И помните: когда мы идем в церковь, мы идем не к людям, а на поклонение Богу. Надеюсь, что различные мнения, которые возникли у вас в церкви, не послужат тому, что вы перестанете ее посещать.

Если взять в основание то, что написано в вашем письме, можно сказать, что допущены ошибки с обеих сторон. Когда пастор проповедует, – даже если он сказал что-то непонятное для вас, – нет в нужды в том, чтобы сразу же делать ему замечание, особенно при людях. По учению Христа, если нам что-то непонятно, если мы видим, что кто-то, на наш взгляд, совершил ошибку, мы, в первую очередь, должны подойти к человеку и наедине с ним выяснить все вопросы.

Думаю, вам известен совет Иисуса Христа: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним...» (Матф. 18:15). В следующих словах Христос дает совет, как действовать дальше: «...Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух...» (Матф. 18:16). Кого же взять? Это могут быть старшие, авторитетные братья, которые имеют больший духовный опыт и помогут разобраться в спорном вопросе. Если пройден такой путь, только тогда можно говорить всей церкви или писать в газету. К сожалению, мы часто пропускаем первые две ступеньки в решении спорных вопросов, а сразу рассказываем о проблеме всем людям. Если бы люди придерживались этого совета Иисуса Христа, поверьте, многие спорные вопросы решались бы на месте, причем очень легко. Как я понял, вы не пошли таким путем.

Такую же ошибку допустил и ваш пастор. Свое отношение к вашему мнению он высказал вслух, для всех людей, тем самым нарушив тот же совет Христа. Служители церкви должны помнить, что кафедра, за которой проповедуют Благую весть, – это особое место. Ни один человек не имеет права превращать кафедру в место для отстаивания спорных вопросов. Мы не имеем права высказывать свои личные мнения и взгляды подобным образом. Для этого есть другие места и другое время. Кафедра – это освященное место, которое должно сохраняться для проповеди святых истин Божьего Слова. Для решения спорных вопросов используйте другие возможности.

Этому правилу следовала ранняя Церковь. Когда в Антиохии возникли разногласия по одному вопросу, верующие послали своих представителей в Иерусалим, где данный вопрос был представлен на рассмотрение апостолам и пресвитерам. Решение этого совета было с радостью принято верующими Антиохии, и в результате единство и братская любовь были в Церкви сохранены. Читайте об этом в 15-й главе книги Деяния апостолов.

Однако вышеизложенный совет не нужно рассматривать в том смысле, что человеку запрещено исследовать Писания, запрещено делиться результатами этих исследований с другими верующими. Его следует понимать, скорее, как ограждение от проникновения в Церковь ложных теорий, ошибочных учений, споров и осуждения других людей. Бог желает, чтобы Его дети серьезно исследовали Его Слово для получения света, но Он не хочет, чтобы люди занимались осуждением друг друга или были совращены ложными учениями.

Очень важно, чтобы мы сохраняли единство веры (Ефес. 4:13). Не менее важно и единство духа в союзе мира (Ефес. 4:3). Поэтому Слово Божие необходимо исследовать весьма осторожно и тщательно, в совете с братьями.

А теперь конкретно о том, как было сотворено чудо. Это единственное чудо Христа, которое вспоминают четыре евангелиста (Матф. 14:15-21; Марка 6:32-44; Луки 9:12-17; Иоан. 6:5-14). И все они одинаково описывают, как оно произошло: «Воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу». Комментаторы считают, что умножение хлеба и рыбы происходило в руках Христа, Он давал ученикам, а те – остальным. В русской Библий не употребляется такое выражение, как «дар даяния». Что под этим выражением имел в виду пастор, когда говорил, – спросите об этом его. Можно только догадываться, что пастор, видимо, хотел подчеркнуть: ученики с радостью раздавали хлеб всем присутствующим, они не были эгоистичными людьми, готовы были служить и жертвовать для других.

Но если бы кормление людей происходило каким-то другим способом, разве в этом не проявилась бы сила Божия? В этом эпизоде мы видим, что все дары исходят от Бога. Взяв хлеб, Иисус, воззрев на небо, благословил (Луки 9:16). Иисус показывает: все то, что Он приносит людям, – это дар небес.

Это чудо также открывает нам место, которое занимают люди в деятельности Христа. Иисус дал хлеб ученикам, а они отдали остальным. Как тогда, так и сегодня Иисус действует руками людей. Это составляет суть истинной Церкви. Верно то, что люди бессильны и беспомощны без Господа, но также справедливо и то, что Господь действует через людей. Если Господь хочет что-то сделать для людей, Он находит человека, который это сделает. Ему нужны люди, через которых Он может действовать и через которых может говорить. Ему нужны люди, которым Он может дать Свои дары, чтобы они потом передали их другим. Так было во все времена. Так было с Корнилием, который искал Бога, и Господь послал Петра в его дом (Деян., 10 гл.). Так было с ефиоплянином, который, сидя на колеснице, читал книгу пророка Исаии, не понимая о ком это написано, и Господь послал к нему Филиппа (Деян. 8:26-40). О чудесах Павла сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла...» (Деян. 19:11). Заметьте, Бог творит чудеса, но руками человека – Павла.

Так что здесь не так уж важно, апостолы раздавали хлеб и рыбу, беря пищу из рук Христа, или люди передавали ее друг другу (такое могло случиться, например, если кто-то взял для себя больше из рук апостолов, а потом передал своему соседу). В любом случае здесь видна сила Божия, чудесное умножение хлеба и рыбы. Ученики Христа хорошо знали выражение Иисуса Христа: «...Без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5). Без присутствия Христа и Божьей силы невозможно было накормить пять тысяч человек.

В заключение хочу подчеркнуть, что единство в Его Церкви волновало Христа больше всего. В последние часы Своей деятельности на земле Он умолял Отца о единстве в Церкви: «...Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» (Иоан. 17:21). К сожалению, такие качества некоторых верующих, как самолюбие, гордость, самоуверенность, самодовольство, чувство превосходства, предрассудки, склонность к осуждению и выискиванию ошибок, ведут к разобщенности в Церкви. Нередко в результате этого христиане теряют свою первую любовь.

Давайте сведем к минимуму разногласия, будем избегать споров в незначительном. Вместо того, чтобы сосредоточиваться на том, что разделяет, будем рассуждать о драгоценных истинах, которые объединяют нас. Говорите о единстве и молитесь, чтобы исполнилась молитва Христа! Поступая так, мы найдем единство и гармонию, которые Бог ожидает от нас.

Пастор Мирон ВОВК