Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Павла Гараджы в МХГ

СТРАННИКИ И ПРИШЕЛЬЦЫ
«Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11:13-16).

Существует ли кризис идентичности?
Несколько писем и материалов, полученных редакцией, в которых наши читатели и авторы озвучили сходящиеся в одной точке идеи, заставили задуматься над поставленными проблемами. Речь идет о том, что мы должны, наконец, определиться, кто же мы есть – кальвинисты или арминиане, протестанты или представляем особое течение в христианстве, как мы относимся к истории страны, ее культурным традициям и политическим тенденциям? Кандидат философских наук Михаил Черенков (г. Киев) считает, что в начале нового тысячелетия евангельские верующие столкнулись с бепрецедентным кризисом идентичности – богословским, конфессиональным, социальным, культурным, национальным и политическим.

Пресвитер церкви «Воскресение» (г. Золотое Луганской области, Украина) Андрей Кондратьев, приславший нам критический отзыв на статью Сергея Санникова «Божественный суверенитет и свободная воля человека», доказывает, что исторически славянское баптистское братство исповедовало кальвинистское вероучение, а ныне многие восприняли арминианские взгляды. «Думаю, – пишет Андрей Кондратьев, – что если кто-то в современном братстве евангельских христиан-баптистов придерживается арминианского богословия, то ему следовало бы идентифицировать себя, задав вопрос: «Кто я? Может быть, я не баптист?» Тогда не надо было бы запальчиво обвинять во «лжеучении» последовательных в своем вероисповедании братьев-баптистов. Не нужно из настоящего братства евангельских христиан-баптистов делать новое евангельское братство...»

Наш читатель Николай Проскурин из Красногоровки Донецкой области (Украина) пишет в своем письме, что прав автор одной из книг, полагающий, что современный евангелизм нужно лечить православием. «Мне непонятна позиция председателя РС ЕХБ Юрия Сипко по отношению к русскому народу, – пишет наш читатель. – По этому вопросу мне ближе православное понимание, что русский народ – единственный, который борется за свою независимую от научно-технического прогресса идентичность. И мое личное мнение, что мы, евангелисты, должны пойти на временный тактический союз с православием, чтобы защитить народ от тлетворного влияния Запада – от его поклонения мамоне, его цинизма. Вообще меня удивляет отсутствие в братстве евангельских христиан-баптистов патриотизма...»

Все три автора не случайно говорят об идентичности, которая предполагает отождествление, уподобление чему-либо. Сегодня нам, действительно, очень важно понять себя, идентифицировать, чтобы достичь духовного единства и гармонии, нелицемерно любить друг друга, без чего немыслимо полноценное служение Богу и людям.

Давид и Пересвет
В свое время мне, так же, как и брату Николаю Проскурину, однажды показалось, что наше евангельское братство в какой-то мере ущербно, оторвано от национальных корней, истории своего народа. По радио как раз шла православная передача, и в ней вспоминалась Куликовская битва, которой предшествовал поединок между русским монахом Пересветом и татарским единоборцем Челубеем. И мне подумалось, что здесь наше слабое место, что православие – плоть от плоти нашего народа, кровь от крови, а мы оторваны от него. Стало как-то неуютно.

Но потом пришла радость: так ведь это не слабость, а сила! История Божьего народа связана не с поединком на Куликовом поле, а с единоборством в долине между двух гор, на которых расположились войска филистимлян и израильтян. Тогда юный Давид, практически безоружный, сразил во имя Господа Саваофа трехметрового великана Голиафа.

Вот победа, которая имеет непреходящее значение для верующих в Иисуса Христа! Слава Богу, что мы оторвались от истории плоти и связали себя с духовной историей. Так с чем же нам соотносить себя, что должно служить для нас образцом, эталоном? Богословские теории прошлого – кальвинизм или арминианство, православный или харизматический патриотизм, может быть, пуританство, как предлагается? Неужели евангелизм, действительно, надо лечить православием? А чем тогда лечить православие?

Это красивые лозунги, не более. Если что-то и обладает исцеляющей силой, так это не православие, не евангелизм, а Евангелие, Слово Божие. В нем, и только в нем – наша сила, исцеление, спасение и жизнь. С ним, прежде всего, нам и следует идентифицировать свои богословские теории, взгляды, жизнь. Оно никогда не исчерпает себя как источник божественного откровения, всепобеждающей истины, к которому припадает истомленная духовной жаждой душа. Обратимся же к нему.

Глас Божий
Если на поставленные выше вопросы искать ответ в Писании, то надо обратиться к началу начал, примеру праотца всех верующих Авраама. Его жизнь была отмечена поистине незаурядными событиями, которые имели значение не только для самого Авраама и его семьи, но и для всего человеческого рода, и потому запечатлены на страницах Священного Писания. Внешне простые истории, сколько бы мы ни обращались к ним, не теряют своей притягательной силы, и всякий раз поражают глубиной содержания, раскрываясь по особенному.

Однажды к Аврааму было обращено звенящее в веках: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). Сегодня эти слова, может быть, и не производят на нас особого впечатления, поскольку в ХХI веке люди живут по-другому, и нам, как говорится, легко сняться с якоря. Пойти из земли своей – нет проблем. Оставить родственников, отчий дом и махнуть на край света – а почему бы и нет? Особенно, если на том краю хорошо платят. И возвратиться можно в любой момент, и в отпуск слетать; это тоже – не проблема.

Но в ту далекую эпоху, когда все держалось именно на родовых, кровных связях, когда расстояния преодолевались тяжело и медленно, разорвать эти связи было делом отчаянным, почти невозможным. Оставить родную землю, где тебе знаком каждый камень, свой любимый колодец, раскидистое дерево, в тени которого ты прятался в палящий зной, родных и близких, на которых мог рассчитывать в трудную минуту, с которыми вел неторопливые беседы в вечерние часы... Идти, не зная, куда и зачем, – шаг, в глазах окружающих граничивший с безумием. Тут уже не о патриотизме речь – о выживании. Чтобы решиться на такой шаг, нужно было иметь веские причины.

У Авраама они были. Он поверил Богу. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). С этого момента начинается история странников и пришельцев, которые скитались по земле не потому, что пасли скот и нужно было менять пастбища. Они искали, как сказано, другого отечества, пажитей для своей вечной души.

Дух бродяжничества витает над нашим миром. Люди путешествуют в поисках новых впечатлений, ищут опасностей (экстрима, как любят ныне выражаться), чтобы внести в свою однообразную жизнь нечто яркое, необычное, элемент риска... Не случайно Гоголь, живописуя сонное царство духовно мертвых душ, в отчаяньи воскликнул: „Скучно жить на белом свете, господа!” Пуста и бесцветна жизнь, ограниченная сугубо земными заботами, в которой нет места Богу, помышлению о высших началах бытия.

Пришельцы, но не инопланетяне. И не прихожане
К слову сказать, отец Аврама Фарра собирался отправиться туда же, куда позже пошел его сын. „И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую: но дошедши до Харрана, они остановились там. И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране” (Быт. 11:31-32). Они собирались идти практически в том же составе, в тот же Ханаан, но на этом сходство заканчивается. Фарра шел по своей воле, своей личной инициативе, им двигали сугубо житейские, материальные интересы. И Бог остановил его, не допустил в Ханаан, который стал для нас нарицательным именем Небесного Царства. Диалог между Богом и человеком тогда не состоялся.

Так бывает нередко. Живут люди на земле рядом друг с другом, трудятся бок о бок, их разделяет подчас всего лишь забор или стена вкартиры, нередко они едут в один и тот же город, в одном и том же поезде и даже купе, но сколь различны конечные цели их путешествия, цели жизни, как кардинально расходятся направления, которые они избрали! Одни видят Ханаан как землю, место, где можно подзаработать, другие – как Небесную Родину, где обретет вечное пристанище их бессмертная душа.

Путешественников, которые предпринимают свои поездки, чтобы выгодно что-то продать или купить, обогатиться или получше устроиться, а, может быть, просто ради развлечений, сегодня много. Странников, идущих по тем же маршрутам, но совсем с другими, духовными целями, очень мало.

Пришельцев – тем более. Не инопланетян, фантастическими историями о которых пичкают ныне обывателя все, кому не лень. Пришельцев от Бога, которые рождены Его Духом, которые пришли в этот мир свыше, по духовному рождению. Они – чужие на земле, не от мира сего. В любой стране, где бы они ни жили, они – странники. Везде – пришельцы. И среди записных патриотов, машущих знаменами с воинственными символами государственности – двуглавыми орлами, трезубцами и прочим, их не найти.

Они странствуют по земле, но идут в небо. Вглядываясь в лица людей, городов и стран, ищут собратьев по духу, Небесного Отечества; их не могут удовлетворить земные радости, и только в Боге находит утешение их тоскующая душа, только в Боге. Поэтому пришельцы – не прихожане, как все чаще называют верующих, дом молитвы – их постоянное обиталище, приют для ищущей Бога души.

«Странник я на земле...» (Псал. 118:19)
Однажды они покинули свою землю, свое родство, свой дом – Авраам, Иаков, Иосиф, Моисей, апостол Павел... По разным причинам, но все – по воле Божией, а Бог в корне изменяет жизнь верующего в Него человека. Это кардинальный разрыв с прошлым, часто людям веры приходится все оставлять ради своего Бога.

Поэтому история Авраама ценна для нас как прообраз жизни христианина. В духовном смысле каждый из нас навсегда покидает свою землю, родство и дом, чтобы обрести Небесное Отечество, новую семью, родственные узы в которой скреплены святою Кровью, приобщиться к народу Божию. Это не просто, и часто вместо взаимопонимания возникают отчуждение, неприятие, а то и вражда, ненависть... Христос предупреждал об этом (Матф. 10:35).

Поэтому первый шаг к Богу – согласиться идти туда, куда Он укажет, невзирая на возможные последствия. Оставить многое, что раньше составляло смысл жизни, было естественным и привычным. Не торгуясь, не колеблясь. Ведь это Сам Бог говорит: пойди! Стань странником и пришельцем. Только на таких условиях можно обрести живую веру, которая вменяется в праведность, и в конечном итоге – спасение. Так было в жизни Авраама. Он не рассуждал, не сомневался, он пошел. Так случается с любым, кто решит откликнуться на призыв Неба.

Глас Божий звучит к каждому человеку. Пойди из своего погибельного состояния греха и смерти, будь-то богатство и благополучие, как у Авраама, или свиная кормушка, как у блудного сына. Оставь то земное, равное пустоте, к которому ты так привязан, чтобы обрести подлинные ценности с народом странников и пришельцев, отделиться от земного ради небесного.

В книге Числа читаем: «...Вот народ живет отдельно, и между народами не числится» (22:9). Почему отдельно? Разве не среди множества других народов? Разве не смешивался в свое время народ Божий с другими? Но Бог говорит: отдельно! Это Его видение. Он отделил этот народ для Себя, выделил его из тысяч племен и языков. И в самой их гуще Его народ отделен для Него.

Почему между народами не числится? Потому что числится у Бога. Он не ставит его в ряд с другими народами, которые не знают и не хотят знать своего Творца и Спасителя. Это народ особенный, Его народ, вызванный из других для особых, божественных целей.

В Новом Завете понятие Божьего народа распространяется на всех верующих в Иисуса Христа. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:11-14). «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы. Возлюбленные! Прошу вас как пришельцев и странников удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Петр. 2:9-10).

Никакого показного патриотизма, никакого бездумного отождествления с историей и культурой народа, из которого верующие выходят раз и навсегда. Конечно, мы не можем не знать, не понимать и не уважать истории народа, к которому принадлежим по плоти. Но наш патриотизм не должен быть узко национальным и приземленным; мы менее всего отождествляем себя с ним. Для патриотов Небесной Отчизны это не главное.

С другой стороны, только верующие, патриоты Неба, могут быть подлинными патриотами своей земной родины, болея, прежде всего, за духовное просвещение своего народа, его покаяние и спасение. Это они на свои средства создают центры реабилитации для погибающих, жертвуют для них временем, тратят на них жизнь в то время, как патриоты страны развлекаются. Это они идут в зоны, чтобы вывести людей из отчаянья и принести им надежду от Бога. Подобных примеров можно привести много. Скажите: разве это не высший патриотизм – предстоять за свою родину перед Богом?

Был ли Господь кальвинистом?
Из московской газеты «Протестант» прислали «электронку» – попросили написать статью «Какого цвета Украина?» Для России, сказали мне, это удивительно, что на место мэра столицы баллотируется почти 100 кандидатов, в том числе христиане, и что некоторые верующие усиленно молятся, чтобы Украина не вступила в НАТО, а другие наоборот – чтобы вступила...

От статьи я отказался. Что больше всего должно заботить нас в это необычное время, когда Господь дал Украине такую свободу, которой эта земля никогда не знала? Какой идентичности нам необходимо искать более всего, когда мы не только в Писании видим и говорим о том, но и сердцем чувствуем, что Господь близко, при дверях, – конфессиональной, культурной, политической? Может быть, это тоже весьма важно, но, прежде всего, прежде всякого прошения и желания – идентичности библейской, идентичности Слову Божию, т.е. Ему Самому! Есть ли для Его народа забота важнее, насущнее, желаннее?!

Конечно, приятно, что наши братья достигли больших познаний и могут оспаривать статьи доктора богословия, разбираются в таких тонкостях: откуда есть пошло баптистское вероисповедание – от партикулярных или общих баптистов? Что изначально баптисты, оказывается, были кальвинистами и только теперь почему-то многие причислили себя к арминианам. Поэтому надо возвратиться к правильному баптизму, кальвинистскому. Формально, поверхностно все вроде бы верно.

Но нужно ли нам сегодня входить в старый богословский спор, отождествляться с тем или иным течением прошлых веков? Может быть, в свое время в кальвинизме, противоставшему традиционному пониманию «спасения по делам», выделяли, в первую очередь, безусловность спасения и люди еще не дошли до такого состояния, чтобы выводить из него потенциальную возможность грешить: мол, раз Бог предопределил человека ко спасению, то непременно по всемогуществу Своему и верности Слову спасет что бы с ним не произошло.

Безусловно, в каждой эпохе Писание открывается по особенному, и бриллиант истины поворачивается к нам той гранью, которая прежде пребывала в тени, а теперь озарилась лучами света и засверкала, поражая своей красотой. Поэтому всякий раз, когда возникает богословская проблема, нам жизненно важно обращаться не выведенным из Писания учениям великих людей, будь то Кальвин или Арминий, но непосредственно к учению Иисуса Христа, самому Писанию, которое, возможно, кажется нам досконально усвоенным и не сулящим новизны. В слезах и молитве просить у Бога откровения.

Не однажды в христианской периодике звучала мысль о том, что в Писании присутствуют оба взгляда: как о безусловном спасении человека, обратившегося к Богу, так и о его свободном выборе, возможности оставить Бога и погибнуть. Что Бог настолько велик, что вмещает и то, и другое. И если мы не вместим эти кажущиеся несовместимыми противоположности, нам придется подгонять Писание под ту или иную из двух точек зрения, допускать натяжки, чтобы доказать свое. Тем не менее, холодная война тлеет, подчас становится горячей, и было: кого-то даже отлучили за кальвинизм от церкви.

Нет сомнения в том, что Иисус Христос не был кальвинистом, впрочем, как и арминианцем (извините за иронию). Напротив, обе теории извлечены из учения Иисуса Христа, а значит – оно содержит в себе и ту, и другую. Этих, на первый взгляд, непримиримых противоречий в Писании много, и они только лишний раз свидетельствуют в пользу его непогрешимости, поскольку единство и борьба противоположностей, что подметил в свое время еще Гегель, свидетельствуют не против истины, а, напротив, являются ее атрибутами.

Точно так же Писание содержит парадоксальные, казалось бы, несовместимые истины о божественной и человеческой природе Иисуса Христа, о единстве и троичности Бога – Творца Вселенной. И если люди слишком преувеличивают значение одной из этих противоположностей, исключая вторую, то возникают серьезные разногласия и даже ереси.

Если бы в Писании не было истины о том, что Иисус Христос – Сын Человеческий, то на заре христианства не восстали бы Арминий, а ныне – его современные последователи, расселиты, которые именуют себя «свидетелями Иеговы». Если бы в Библии не было великой истины о единстве Бога: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть», – не было бы «единственников» и аргумента у магометан, принижающих Иисуса Христа до положения великого человека, и т.д. Противоположные стороны истины трудно воспринимаются частью верующих, которые упорно сосредоточились на чем-то одном. Приверженность человеческой теории мешает возвратиться ко всему контексту Писания, идентифицировать, как мы говорим в этой статье, свое мировоззрение с Библией, а не богословскими постулатами, выведенными из нее.

Недавно мне довелось познакомиться с книгой Константина Прохорова «Тайна предопределения». Радуясь сердцем, нашел я в ней именно этот взгляд, сводящий противоположные богословские теории в единую систему. Написанное доступным языком, глубокое и всестороннее исследование, которое наше издательство выпустило пробным тиражом всего в одну тысячу экземпляров, думается, еще не получило должной оценки в евангельском братстве. Но, вне всякого сомнения, час этот придет. Книгу по достоинству оценят как «арминиане», так и «кальвинисты», ибо, если и те, и другие искренни в своих убеждениях, то не смогут не признать правоты великого Автора тайны предопределения, Который выше всех наших умствований.

Разговор под звездами
Авраам был испытан самым чрезвычайным образом. Как раз тогда, когда, казалось бы, он доказал свою преданность Богу. Ведь он выполнил все: оставил свою землю, дом, родственников и пошел туда, куда указал ему Бог. Вера Авраама, его послушание Богу изумляют. Именно поэтому вера была вменена Аврааму в праведность.

Но когда это произошло?! Когда Бог возвел Авраама в этот высокий ранг – праведника? Самое интересное, что вовсе не тогда, когда Авраам повиновался Богу и навсегда ушел из Ура Халдейского. После этого протекло еще немало времени и свершился целый ряд событий. Прежде Авраам достиг Ханаана, где его состояние так умножилось, что ему пришлось разделить сферы влияния со своим племянником Лотом; потом была война, в результате которой Лот попал в плен и Авраам был вынужден отбивать его силой. Затем он встретился с таинственным Мелхиседеком и дал ему десятину.

И только «после сих происшествий было слово Господа к Аврааму в видении», когда Авраам пожаловался Богу на свою бездетность. И тогда Бог «вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:5-6).

Вы давно смотрели на ночное звездное небо? В залитом искусственным светом городе оно совсем не такое бездонно торжественное и прекрасное, как в маленьком селении или глухой степи, а тем более – в океане, вздыхающем необъятной исполинской грудью. Звездное небо – это восторженный хорал в честь всемогущества Творца. Дух захватывает при виде этого чуда, которое совершил Вседержитель!

И когда Он показал Аврааму эту бесконечную звездную симфонию, то можно лишь без конца удивляться тому, что Авраам дерзнул примерить Вселенную к себе и своему потомству. Ведь чаще всего в нас побеждает скепсис: нет, это уж чересчур, преувеличение, восточный колорит, метафора, гипербола. А в действительности – самая что ни на есть Божья правда, которая часто так высока, что ломает все наши представления и стереотипы. Ведь потомство Авраама действительно невозможно сосчитать, потому что, помимо огромного количества детей по плоти, у Авраама неисчислимое множество детей духовных, которых знает только Бог. «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама»; «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:7, 29). Авраам не мог этого знать – только принять верою.

Вера была вменена в праведность Аврааму именно тогда, когда он поверил в невозможное, когда Слово Бога, пусть даже самое невероятное, стало для него живым и действенным. Безусловная вера в невидимое, когда ожидаемое, обещанное Богом становится реальностью и жизнь на земле подчиняется жизни на Небе, это и есть праведность, которой ожидает от человека Бог.

Когда-то русский писатель-демократ Николай Чернышевский сказал о будущем, что оно светло и прекрасно. И призвал переносить из него в настоящее, сколько можем перенести. Увы, в надежде на то, что люди устроят свою жизнь на земле по законам справедливости и братства, он ошибся. Без Бога это невозможно. Он даже представить не мог, что уже в недалеком будущем человечество упрется в тупик: кризис экологии, энергоресурсов, продовольствия и, наконец, или, напротив, в первую очередь – кризис духовный. О, если бы Чернышевский имел в виду будущее человека в Божьем Царстве! Насколько справедливыми стали бы его слова о том, чтобы переносить из Царства Небесного в свою земную жизнь, сколько станет сил! Насколько лучше, совершеннее стала бы наша земная жизнь, освященная верой-праведностью!

Испытание Авраама
Они шли по дороге в землю Мориа, отец и сын. Исаак удивлялся, почему отец, приготовивший все для жертвоприношения, не позаботился о жертвенном животном. Может быть, он дал кому-то из слуг приказание, и агнца доставят к жертвеннику позже? Тем более, что отец, отвечая на его недоуменный вопрос, сказал, что Бог усмотрит агнца.

Лаконичность Библии исключительна. Ни слова о том, что пережил Исаак, когда Авраам положил его связанным на жертвенник. Сковал ли Исаака предсмертный ужас, вырвался ли из его груди крик: «Отец!» Сухое изложение фактов, ноль эмоций.

Ни слова о том, что переживал Авраам, когда вел к жертвеннику сына. Мы можем только предполагать, что думал отец, ведь Бог пообещал ему, что от него произойдет великий народ, и когда он уже почти утратил надежду, явил чудо – дал ему сына, горячо любимого Исаака. А теперь Он же повелел ему принести Исаака в жертву… Наверное, мысли, одна причудливее другой, посещали Авраама, который верил Божьему слову и не мог понять, как совместить эти противоречивые моменты.

Каждый шаг, приближавший их к жертвеннику, был для Авраама еще одной утраченной надеждой. Ведь, скорее всего, он надеялся на чудо, что вот-вот произойдет нечто из ряда вон выходящее, как это случалось не раз, и все закончится благополучно. Но ничего не происходило.

И все же доверие Авраама Богу было таким глубоким и всеобъемлющим, что в его сердце не было ни тени сомнения в правде Бога, ни малейшего ропота. Не будь так, Бог никогда бы не вступил в завет с Авраамом. А ведь Он сделал это еще до испытания, которому подверг патриарха. Сразу после того, как Авраам безоговорочно поверил Ему. Безусловная вера в Слово Божье, обетование вечной жизни становится праведностью, потому что включает в себя любовь к Богу, верность Ему до конца, а значит – исполнение Его Слова.

Когда Авраам «взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22:10), это не был театральный жест. Библия говорит, что он принес Исаака в жертву, от чего падает мое слабое человеческое сердце. Принес! Пусть верою, как написано, но совершил. «Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11:17, 19).

И в этот страшный момент, когда в сердце Авраама жертва была принесена, «Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22:12).

Что это значит?
Что значат эти слова: «ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога»? Неужели Бог не знал этого раньше – Всемогущий и Всеведущий, Который читает сердце человека как открытую книгу? Сердцевед, Который видит, наполняют ли его зло, обида, ропот. Или – любовь, вера, надежда.

Разве от исхода этого испытания зависело, доверит ли Бог судьбу Своего народа Аврааму, произведет ли именно от него народ Завета? Неужели Бог гадал, выдержит ли Авраам испытание? Если да, то станет родоначальником веры, нет – Он найдет другого?

Ни в коем случае! Ведь завет был заключен раньше, до испытания. Тогда в чем смысл этого испытания? По-человечески это нелогично и странно. Представьте только, что бизнесмен вначале подписывает договор с неизвестным ему партнером и вверяет ему все свое состояние, а потом начинает наводить о нем справки и испытывать его, честен ли, не обманет ли, справится ли… Безусловно, Бог знал, что Авраам заслуживает полного доверия, потому и заключил с ним Завет; знал Господь и то, что Авраам с честью пройдет испытание. Для Творца Вселенной вопросов здесь не было.

Но знал ли об этом сам Авраам? Испытание было необходимостью не для Бога, а для Авраама. Бог знает, как мы поступим в той или иной ситуации, но мы этого не знаем. Если бы нас поставили перед жертвенником римскому императору, и от того, бросим ли мы щепотку злака в огонь (что означало поклониться императору как Богу), зависело бы, дышать ли нам воздухом весеннего цветущего сада или затхлого тюремного каземата, а может быть – не дышать вообще, то кто знает, как бы мы поступили. Кроме Бога, никто.

А у Него можно мысленно попросить прощения за свою слабость и сказать: «Господи, Ты же знаешь, что Я верю только Тебе, прости меня, но это выше моих сил – пойти на страдания и смерть…» Примерно так поступали некоторые. Да что там жертвенник! Сколько случаев бывает, когда верующему нужно чем-то поступиться, чтобы избрать путь правды. Но всегда ли мы избираем его?

Позволю себе пример. Верующему надо было зарегистрировать автомобиль в органах милиции. Людей собралось много, дело продвигалось медленно. И тут прошел слух, что сегодня всех принять не успеют и надо будет приходить на следующей неделе. Брат занервничал – терять еще один рабочий день он не мог. Стоявший рядом в очереди мужчина, с которым они беседовали на автомобильные темы, предложил: «Можно дать 50 гривен и оформить все без очереди, я могу это устроить…» И брат, который был проповедником в церкви и считал себя неспособным на такие проступки, неожиданно для себя согласился и дал те злополучные 50 гривен.

Но затем произошло неожиданное: вскоре очередь разделилась на две – в одной стояли те, кто дали 50 гривен, в другой – те, кто не дали. И те, которые не дали, знали, что во второй очереди стоят те, которые дали. Таким образом, грех был обнажен и выставлен напоказ. Брат стоял в очереди и сгорал от позора. Единственное, что облегчало его положение – не было никого из знакомых, и никто о его позоре не узнал. Никто, кроме Бога, конечно. Но разве этого не достаточно?! А если бы появились знакомые? Какое свидетельство о Боге он мог им представить?

Чему они радуются
Это известно тем, кто следует за Христом: Бог испытывает нас, чтобы очистить, научить доверять Ему в самых критических, пограничных ситуациях. Но всякий раз, когда эта истина переходит из разряда теории в практику нашей жизни, она становится для нас внове.

Испытывая нас, Бог дает нам возможность проникать в тайники своего испорченного сердца, избавляться от всякой скверны, отрекаться плотского и нечистого. Проходя испытания, мы духовно растем, а значит – становимся меньше и незаметнее (Ему расти, а нам – умаляться. – Иоан. 3:30). Таким образом, вникаем в себя и в учение (1 Тим. 4:16).

Бог вступил с нами в завет до того, как испытал нас. Он принял нас такими, какими мы были, со всем нашим несовершенством. Поэтому Он и проводит нас через испытания, чтобы в страданиях души и тела вымывались из нас всякое зло и нечестие, всякая неправда и образовывались золотые крупицы терпения, смирения, любви…

Никто не избежит Божьей проверки. Поэтому апостол Петр пишет: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр. 4:12-13). Петр связывает радость христианина с посылаемыми ему испытаниями и участием в страданиях Христовых.

Апостол Павел пишет верующим города Колоссы из тюрьмы: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых…» (1:24). К тому времени Павел прошел суровый путь. Апостол радуется страданиям, так как, по его мнению, их недостаточно. А его три раза били палками, еще пять раз давали по 39 ударов, бросали в тюрьмы, трижды он терпел кораблекрушение, не раз подвергался опасностям на реках, от разбойников, переносил холод и голод, а однажды его побили камнями и, думая, что до смерти, выбросили тело за город… Он же, Божьей милостью, встал и опять пошел проповедовать Иисуса Христа. Апостолы, которых били иудеи, радовались, «что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5: 42). Заметьте, как единодушно радуются страданиям Божьи люди. Удивительное водительство Святого Духа!

Радоваться!
Иаков тоже пишет об этом: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:1-4).

«Радоваться!» – такой пролог часто употреблялся в ту далекую от нас эпоху образованными гражданами Римской империи. В Деяниях читаем: «Апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться» (15:23); «Клавдий Лисий достопочтенному правителю Феликсу – радоваться» (23:26). В это общеупотребительное приветствие-пожелание вкладывался глубокий смысл. Здесь и отголосок широко распространенной в то время философии гедонизма, согласно которой высшим смыслом жизни на земле является удовольствие, наслаждение (разве не радость является выражением этого состояния?). И просто доброе слово: живи, наслаждайся жизнью, будь здрав – радуйся, значит! Все в одном слове. Похоже на наше «здравствуй!», если употребить ту же глагольную форму – «здравствовать». Желаю тебе здравствовать, быть здоровым – здравствуй, будь здоров! «Радоваться» – то же самое: будь радостен! Только «радоваться», пожалуй, объемнее и глубже.

Ибо радость, поистине, есть совокупный показатель состояния человека. Радостный – это энергичный, уверенный в себе, имеющий цель и идущий к ней; скорее здоровый, чем больной, более расположенный делать добро, чем не делать его. Поющий, улыбающийся, готовый к доброй шутке. Несомненно, древние ценили положительные эмоции. И радость ставили на первое место. Она врачует, а унылый дух сушит кости (Прит. 15:2).

Иаков тоже начал свое послание традиционным приветствием, но затем придал ему совсем иной смысл. Он просто ошеломляет своих читателей, вкладывая в понятие радости абсолютно новое содержание, призывает их радоваться, когда на их долю выпадают различные искушения, когда Господь их испытывает. Далее он объясняет, что повод радоваться в таких обстоятельствах – очень существенный, так как испытание веры вырабатывает в христианине совершенное терпение. А это весьма необходимо ученикам Христа, коим надлежит быть совершенными.

О, если бы в годину испытаний вооружаться этой мыслью, понимая, что таким образом Господь ведет меня к совершенству, радоваться от одной мысли, что Сам Бог трудится надо мной. Как жаль, что в трудных обстоятельствах, когда сердце заливает горечь, подобная мысль не часто приносит радость свыше.

Радость такого рода сама есть признак совершенства. Это не пустая и беспричинная радость плоти, эта радость является составляющей духовной жизни. Не случайно в пятой главе послания к галатам радость названа плодом Духа Святого. Никогда не забуду слов пожилой сестры, которая, радуясь нашему с женой обращению к Господу, сказала нам: «Дети, запомните: сатана может подделать все. Но плодов Духа – никогда: любви, мира, радости…» (Гал. 5:22).

Смех, улыбка до ушей – это еще не выражение чистой радости в Господе, они могут быть и злыми, и гадкими… Совершенная радость есть только у Господа. Радость спасенной души – глубоко духовное понятие. Она не имеет ничего общего с легковесной и быстро преходящей радостью, которую неверующий мир ищет в бесконечных увеселениях, развлечениях и плотских удовольствиях.

У нас часто говорят, что мы должны радоваться. Конечно, если радость не является в нас плодом Святого Духа и нашей внутренней сущностью, то можно попытаться изобразить ее, вменить по долгу. Может быть, поэтому иногда пытаются искусственно создать атмосферу радости, компенсируя ее дефицит показной раскованностью и пустыми шутками. Но организовать истинную радость нельзя: она или есть, или на ее месте возникнет какой-то суррогат.

Однажды меня пригласили на богослужение современной молодежной церкви в одном из областных центров. То, что я увидел, глубоко опечалило меня. И вовсе не потому, что группа прославления заменила хор, и молодые люди в зале, подняв руки, раскачивались в такт пению, вели себя театрально, как на концерте. И не оттого, что барабанщик просто отрывался, и грохот, который он выжимал из инструмента, напомнил мне времена моего неверия и хождения по ресторанам. И даже не потому, что под гитару, в ритме кабацкого шлягера, на грани кощунства, была исполнена молитва «Отче наш». В конце концов, это можно списать на недостаток профессионализма, надеяться, что это можно поправить.

Более всего огорчило полное отсутствие живой проповеди, Божьего Слова. Неуместные остроты юного проповедника находили отклик у некоторых его сверстников, которые угодливо подхихикивали говорившему. Видимо, такой стиль здесь успел утвердиться. После такого богослужения я вышел не духовно ободренным и наполненным Словом, а значит – радостью, но, наоборот, – полностью опустошенным и, не побоюсь сказать, – обворованным. От такой радости надо немедленно переходить к плачу, плакать о себе, как посоветовал Господь (Луки 23:28), ибо Он спросит с нас по всей строгости за то, что мы делаем.

Скорби – дверь в Небо
Евангелие – это радостная весть по определению. Когда Господь пришел в наш мир, Ангел сказал: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Луки 2:10). Христос принес нам спасение, победу над смертью. Но эту великую радость, бесценное достояние, которые даны всем людям, получают лишь немногие – те, кто по вере своей – «сограждане святым и свои Богу» (Ефес. 2:19).

Еще до прихода Господа на землю, во все времена этой радостью обладали верующие в живого Бога. Она родилась вместе с верой-праведностью. Ею утешались Авраам, Иосиф, Иов, Даниил, которые, хотя и не получили обетований, а только издали видели оные, но радовались, что имеют Отечество на небесах (Евр. 11:13-16). Спасение, которое свершилось и стало Благой, Радостной вестью, они видели издали и тоже радовались! Каким несравненным и незаслуженным преимуществом перед теми, кто прошел перед нами, обладаем мы, которым дан Спаситель!

Эта радость спасенной души не имеет ничего общего с погибельной радостью захмелевшего гуляки или плотской радостью футбольного болельщика, как и с наклеенной, подобно этикетке, искусственной радостью по долгу. Настоящая радость – другая. Христос сказал о ней: «Как возлюбил Меня Отец, так и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей… Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна».

В нас может жить совершенная радость Христа, когда мы Им движемся и существуем. Господь еще раз упомянул об этом в молитве к небесному Отцу перед Голгофой: «Чтобы они имели в себе радость Мою совершенную». Совершенная радость – радость Его, которая вливается в нас вместе с Его любовью к нам. Это радость о Господе – как в Ветхом, так и Новом Завете: «Радуйтесь, праведные, о Господе» (Псал. 32:1); «Братия, радуйтесь о Господе» (Фил. 3:1).

Совершенная радость Христова часто идет рука об руку со скорбями и не чуждается их. Апостол Петр, указывая верующим на нетленное наследство, призывает: «О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее… золота» (1 Петр. 1: 3-7). Мы видим, что совершенную радость христианина апостол связывает не только с искушениями и испытаниями, но и перенесением скорбей. А скорбь является крайним выражением печали. Она овладевает человеком в тяжелых и нередко трагических обстоятельствах. Скорбят по умершим, в дни траура, больших потерь. Тем не менее, Петр говорит: «Радуйтесь, поскорбевши…»

Мы почему-то считаем, что радость обязательно должна выражаться смехом или безразмерной улыбкой. Безусловно, такое проявление радости естественно, но не универсально. Радость христианина – не мотылек-однодневка, не поверхностный всплеск эмоций, но – глубокое чувство, укорененное в возрожденном духе, что позволяет ему переносить скорби и страдания без истерик и надрыва. Радость верующего, пребывающего в глубокой печали по поводу смерти близкого человека, сокрыта глубоко в сердце, но она не исчезает и в скорби.

Апостол Павел пишет фессалоникийцам: «И вы сделались подражателями нам и Господу, принявши слово при многих скорбях с радостью Духа Святого!» При скорбях с радостью Святого Духа – вот радость совершенная, радость Христова!

Недавно мне довелось посмотреть видеофильм о молодом брате Нике, который родился без рук и без ног. Красивый юноша проповедовал в церкви на тему из 29-й главы книги пророка Иеремии: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (ст. 11). Проповедовал на столе, куда его, надо полагать, поставили верующие, ибо иначе его не было бы видно из зала. А его надо обязательно увидеть всем, кого сатана пытается выбить из веры. На открытом, чистом лице – ни тени страданий, которые выпали на его долю, его лицо освещено внутренней улыбкой, которая часто становилась видимой. Было ясно: при многих скорбях он жил с радостью Святого Духа.

Скорбей нам не избежать. Вопрос: как мы их примем? С обидой на Бога или с благодарным сердцем и радостью? Когда в Листре апостола Павла побили камнями и выбросили тело за город, посчитав умершим, а он остался жив, то через некоторое время он опять проходил через этот город, «утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Вряд ли можно понимать слова Павла применительно только к тому трудному для христиан времени.

Времена для христиан – всегда трудные, а потому всем верующим предстоит войти в Царствие Божие именно через эту дверь – скорби. Не через радость, а через скорби. С радостью Святого Духа! Ибо сам Спаситель – муж скорбей и изведавший болезни (Ис. 53:3). И Он же сказал о Себе: «Я есмъ дверь: кто войдет мною, тот спасется» (Иоан. 10:9). Эта дверь – скорби, которые нам дано переносить с радостью во Святом Духе.

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4:4). «И радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан. 16:22).

Павел ГАРАДЖА