Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации Мирона Вовк в МХГ

Мирон ВОВКПочему замужняя женщина
«привязана законом к живому мужу»?

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Я хотел бы получить ответ на вопрос, который меня волнует и на который до сих пор мне никто не смог ответить – ни братья в церкви, ни наш пастор. В Послании апостола Павла к римлянам написано: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрёт муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (7:2-3). Я понимаю, что Господь не одобряет разводы вообще. Но почему в этом тексте идёт речь именно о женщине? Ведь глава семьи – мужчина, и, как мне кажется, логичнее было бы здесь писать о мужчине, его ставить в пример. Конечно, в Слове Божием ошибок и неточностей не бывает. Но почему именно к замужней женщине обращается здесь Павел?
К.Г., ФРГ

Уважаемый читатель «Христианской газеты», не знаю, удовлетворит ли вас мой ответ на ваш вопрос, так как вы его задавали уже многим и не нашли ответа. Не знаю также, что вам отвечали другие, и не хочу показаться умнее их, но все же попробую поразмышлять над вашим вопросом.

В какой-то мере ваш вопрос не совсем логичный, если внимательно читать шестую и седьмую главы Послания к римлянам. Апостол Павел здесь не даёт рекомендации относительно того, кто глава семьи и что значит прелюбодействовать. Он преследует совершенно иную цель – показать, как людям переходить от закона к благодати, и каковы результаты такой перемены. В основе его размышлений лежат слова: «...Вы не под законом, но под благодатью» (Римл. 6:14). И для разъяснения этого выражения он приводит в пример крещение (ст. 1-13) и отношение между рабами и их господами (ст. 16-23). В седьмой главе мы видим ещё один пример – взаимоотношения в семье. Это его главная цель – разъяснить взаимоотношение закона и благодати.

На примере замужества апостол Павел старается выяснить некоторые моменты жизни христианина. Он показывает, что смерть освобождает от требований закона. Следовательно, как смерть мужа освобождает жену от закона замужества так, что она может выйти замуж за другого, так и распятие христианина вместе со Христом освобождает его от власти греха и закона, так что он может заключить новый духовный союз с воскресшим Спасителем. И к кому обращается Павел в данном контексте, к жене или мужу, не имеет особого значения.

Но все же есть некоторые интересные моменты, на которые стоит обратить внимание. Апостол Павел употребляет здесь слово «замужняя». В греческом языке Нового Завета это слово буквально означает «под мужем», т.е. подвластна мужу, что соответствует мысли, высказанной в вашем вопросе: глава семьи муж, а жена подвластна ему. Но этот закон над ней имеет силу только при жизни мужа. Со смертью мужа она уже не подвластна ему.

Можно допустить, что, употребляя такое выражение, апостол Павел знал одно из повелений, данных в древние времена, которое гласит: муж может дать жене разводное письмо и отпустить ее из своего дома (Втор. 24:1-3), чего не может сделать жена, по отношению к мужу. В этом значении только к жене можно обращаться в том смысле, что она «привязана законом к живому мужу» и только после смерти освобождается от закона замужества. К мужу, на основании древних повелений, это не всегда можно применить. О взаимоотношениях мужа и жены можно прочитать в других текстах Священного Писания.

Пастор Мирон ВОВК